АТРИБУТ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АТРИБУТ
от лат. attribuo - наделять) - признак, примета, существенное свойство.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АТРИБУТ

(от лат. attribuo - придавать) - необходимый признак вещи или субстанции; у Спинозы атрибут выражает сущность Субстанции.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

АТРИБУТ
наиболее существенное свойство, без которого данное явление не может ни существовать, ни быть представленным.
Литература: [36].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Атрибут
(от лат. atributio – свойство) – свойство, качество, признак субстанции, необходимый для ее существования и достаточный для ее распознавания.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Атрибут
неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать, присущий объекту качественный признак. Например, атрибут материи - движение.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Атрибут
(лат. attributum – данное, предписанное) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Например, атрибутами материи являются движение, пространство и время.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Атрибут
существенное, необходимое, неотъемлемое свойство объекта. Противоположным А. является понятие акциденции, означающее несущественное, случайное, преходящее свойство объекта.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

АТРИБУТ
(Attribut; от лат. attributum — «наделенное») — признак, примета, существенное свойство. По Спинозе, атрибут — это то, что «разум признает как обозначающее сущность субстанции».

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Атрибут
от лат. attribuo — придаю, наделяю) — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта, неотъемлемая принадлежность предмета (например, в философии атрибут материи — движение).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

АТРИБУТ
[от лат. attribuo придаю, наделяю] – 1) необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта (напр.: атрибут научной работы – достоверность и доказательность положений); 2) в языкознании – то же, что определение.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

АТРИБУТ
(лат. attributum — данное, предписанное) — существенное и неотъемлемое свойство ч.-л.; признак к.-л. предмета, сущности или существа как его системообразующее качество. В грамматике — то же, что определение. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Атрибут
аттрибут (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта (например, атрибут материи – движение). Термин «атрибут» встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный атрибут от случайных, преходящих состояний, т. е. акциденций.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Атрибут
(от лат. attributum – присовокупленное) – 1. То, что существенно для определенности какого-либо сущего, является его неотъемлемым признаком. 2. В онтологии: то, то присуще миру и любому сущему в нем, т.е является всеобщим. Онтологичекие атрибуты отражаются в онтологических категориях.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

АТРИБУТ
(от лат. - придаю, наделяю) - неотъемлемое существенное свойство. Атрибуты субстанции - выражающие ее сущность свойства, которые надо отличать от акциденций, т.е. несущественных или даже случайных свойств. Атрибут есть общее свойство, общее проявление субстанции, в то время как модус есть единичное ее проявление.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Атрибут
(лат. attributio – свойство, признак, сказуемое) – необходимое, неотъемлемое, фундаментальное свойство, отличительный признак, качество предмета, явления, процесса, присущих им во всех состояниях и при любых условиях, без которых они не могут существовать или мыслится, в отличие от случайных, преходящих состояний.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Атрибут

(Лат. attribuo - наделяю, придаю)
- необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни множиться. Аристотель использует это понятие для отделения случайных свойств предметов - акциденций. В истории философии к атрибутивным свойствам относили протяженность, движение, мышление и другие.

Источник: Философия, практическое руководство

АТРИБУТ
необходимое свойство предмета, без к-рого он перестает быть самим собой. Так, философии Декарта и Спинозы — существенный, основной признак неизменной субстанции в отличие от конкретных проявлений субстанции в отдельных изменяющихся предметах (по определению Спинозы, «модусов»). В диалектическом материализме понятием А. характеризуют неотъемлемые, внутренне присущие материи свойства. Так, говорят о движении как А. материи.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

атрибут
существенное, неотъемлемое свойство или форма проявления чего-либо, например, субстанции. В метафизике спинозы у единой субстанции (бога-природы) два основных (известных нам, проявляющихся в нашем мире) атрибута – мышление и протяжение (в современных терминах – дух и материя). В диалектическом материализме ленина материя как объективная реальность как таковая имеет 5 основных атрибутов – пространство и время (формы своего бытия), движение как изменение вообще (способ своего бытия), системность, отражение.

Источник: Краткий философский глоссарий

АТРИБУТ
от лат. наделять) - существенное и неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Декарт и Спиноза рассматривал его как основное свойство субстанции: атрибутом телесной субстанции является протяженность, а атрибутом духовной субстанции - мышление. Философы материалисты XVIII века важнейшими атрибутами материи считали протяженность и движение. Атрибутами материи в диалектикоматериалистической философии признаются движение, пространство, время, а также системность и отражение.

Источник: Тематический философский словарь

Атрибут
 (лат. attribuo — придаю, наделяю) — неотъемлемое свойство предмета, без»к-рого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Аристотель отличал А. от акциденций. Декарт рассматривал А. как основные свойства субстанции. Поэтому в качестве А. телесной субстанции у него выступает протяженность, а А. духовной субстанции — мышление. Спиноза считал протяженность и мышление А. единой субстанции. Фр. материалисты 18 в. А. материи считали протяженность и движение, а некоторые (Дидро, Робине) — и мышление. Термин употребляется и в совр. философии.

Источник: Философский словарь. 1963

АТРИБУТ
эмблема, ассоциирующаяся с каким-либо лицом. Термин происходит от латинского attibuo — наделяю. Чаще всего атрибут сопровождал аллегорические фигуры, а также мифологических и религиозных персонажей. Так, в греческой мифологии орел считался атрибутом Зевса, трезубец — Посейдона, сова — Афины, львиная шкура и палица — Геракла. Широко использовались атрибуты в средневековом христианском искусстве. Своим атрибутом обладал почти каждый святой. Зачастую, по аналогии с Христовым крестом, атрибутами святых становились орудия их пыток или казней. К примеру, святая Катерина изображалась с колесом, унизанным остриями. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

АТРИБУТ
лат. attribuo — придаю, наделяю) — неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Еще Аристотель отличал постоянный А. от случайных, преходящих состояний, так называемых акциденций. Декарт рассматривал А. как основное свойство субстанции. Важнейшим А. телесной субстанции в учении Декарта является протяженность, а А. духовной субстанции является мышление. Философы — материалисты 18 в. важнейшими А. материи считали протяженность и движение. А. материи в диалектико-материали-стической философии признаются движение, пространство, время, а также системность и отражение. Термин А. употребляется и в современной философии (философская антропология, неотомизм, персонализм и др.).
Т.В. Самущик

Источник: Новейший философский словарь

АТРИБУТ
(лат. attribio – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и не может быть помыслен. Понятие А. впервые было введено в философию Аристотелем , широко использовалось в средневековой философии и философии Нового времени. Р. Декарт называл атрибутами основные свойства субстанций. А. материальной субстанции – протяженность, А. духовной – мышление. Б. Спиноза считал, что его единая субстанция имеет бесчисленное количество атрибутов, другими словами, мир бесконечно многообразен. В философии марксизма атрибутами материальной субстанции являются пространство, время, движение. Иногда атрибутами материи-субстанции называют отражение, информацию, системность. А. как существенное свойство отличается от акциденции – случайного и несущественного.

Источник: Краткий философский словарь.

АТРИБУТ
(лат. atribuo — наделяю) — философское понятие, определяющее неотъемлемое свойство объекта. Впервые термин был введен Аристотелем, который применил его для характеристики неотчуждаемого качества сущего. А., по Аристотелю, отличается от многочисленных изменяющихся свойств предмета, которые он определял как акциденции. Вслед за Аристотелем понятием «А.» пользовались и пользуются до настоящего времени многие философы. Так, Декарт считал А. телесной субстанции протяженность, а А. духовной субстанции мышление. Б. Спиноза выделял в качестве А. единой субстанции протяженность и мышление. Серьезным шагом вперед была разработка французскими философамиматериалистами учения о движении как неотъемлемом А. материи. Этим была заложена мировоззренческая и методологическая основа науки XVIII в., опирающейся на механику и ее законы. Использование законов механики стало толчком для создания разнообразных технических орудий и развития производительных сил общества.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

АТРИБУТ
от лат. attribuo — придаю, наделяю) — необходимое, существенное свойство объекта. Напр., А. материальных вещей — протяженность, вес, цвет и т.п. Уже Аристотель отличал постоянные А. от акциденций — случайных, преходящих состояний. В дальнейшем под А. понималось: то, что необходимым образом присуще духовной или материальной субстанции; то, что выражает природу вещи; то, без чего данную вещь нельзя помыслить. А. подразумевает необходимое отношение к некоторой субстанции, но он сам не может быть субстанцией или существовать без нее. Р. Декарт считал протяженность и мышление двумя исходными и основными А. реальности. Обычно термин “А.” использовался в филос. системах, предполагавших материальную или духовную субстанцию. После Д. Юма и И. Канта понятие субстанции существенным образом изменилось и под А. стали иметь в виду необходимое, неотъемлемое свойство любого объекта.
Понятие А. достаточно широко используется и в современной философии — обычно для обозначения необходимо присущих свойств. Выделяются, напр., пять А. реальности: энергия (источник движения), пространство (протяженность), время (изменение), сознание (активное отображение) и форма (организация, структура).
В логике А. называется то, что утверждается или отрицается относительно предмета, о котором идет речь в высказывании; А. может быть существенным или несущественным, необходимым или случайным.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

АТРИБУТ
от лат. attribue - придаю, наделяю) - характерный признак субстанции; необходимое и существенное свойство предмета, присущее ему во всех состояниях и при любых условиях. Философское понятие А. противоположно по своему смыслу таким философским понятиям, как "акциденция" и "модус", которые обычно определяют как случайное и (или) единичное проявление субстанции, сущности.
Аристотель в своей "Метафизике" различил в бытии субстанцию и акциденцию; А. - субстанциальное свойство, вещь не существует без своих атрибутов. Декарт признавал два А. - протяжение как неотъемлемое свойство материальной субстанции и мышление как существенное свойство души, второй субстанции. Спиноза постулировал бытие единой субстанции-природы, а атрибутами ее полагал протяженность и мышление. А., по Спинозе, это то, каким образом рассудок постигает сущность абсолютного, содержимое субстанции; каждый А. бесконечен, должен выражать целокупность субстанции и постигаться из себя самого.
Лейбниц рассматривал субстанцию как единство субъекта и предиката, вещи и свойства, носителя и носимого, и в этом смысле в субстанции следует различать ее А. и их общий носитель. Как и абсолют, А. не имеет границ. Вместе с тем среди многих А. в субстанции существует один главный А., максимально выражающий ее сущность. Например, протяженность составляет общую природу телесной субстанции, и протяженность, по Лейбницу, есть именно А., а не особая субстанция.
Согласно Гегелю, А. - это абсолютное в некоторой определенности, как предмет внешней рефлексии. А. составляет все содержание абсолютного, является одной из сторон существенного отношения, поэтому его можно определить как "относительно абсолютное". Марксисты среди многих А. материи особо выделяют пространство, время, движение и отражение. В логике выделяют особые атрибутивные суждения вида "S есть Р".
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

Атрибут
Все то, что может быть сказано о субъекте или субстан ции, иначе говоря, все то, что может быть ему (или ей) атрибутировано (в данном значении лучше употреблять термин «предикат»). Но прежде всего атрибут – это какое‑либо существенное, то есть составляющее сущность, качество. Так, по Спинозе, двумя известными нам атрибутами субстанции или Бога являются мышление и протяженность – на фоне бесчисленного множества других, не известных нам, атрибутов. Но все эти различия, уточняет Спиноза, носят «исключительно умозрительный характер»: атрибуты реально различаются между собой не больше, чем они отличаются от субстанции («Приложение, содержащее метафизические мысли», часть I, глава 3 и часть II, глава 5; см. также Герульт, «Спиноза», т. I, §§ XIV–XV). Атрибуты не являются чем‑то внешним по отношению к субстанции; они составляют самую ее сущность («Этика», часть I, определение 4), которую выражают по‑разному («Этика», часть I, теорема 10, схолия), при этом оставаясь все той же субстанцией, содержащей «те же самые вещи» («Этика», часть II, теорема 7, схолия). Мышление и протяженность не являются ни предикатами субстанции, ни точкой зрения на субстанцию, но самим бытием субстанции. Часто говорят, что эти атрибуты параллельны (потому что причинно‑следственные цепочки выстраиваются в одном и том же порядке, хотя каждая из них остается присущей тому или иному атрибуту: ни тело не воздействует на идею, ни идея – на тело). Но на самом деле все эти параллели перемешаны и слиты в одну‑единственную параллель, которая и есть сама природа: «субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию» («Этика», часть II, теорема 7, схолия) – как в человеке душа и тело суть одно и то же («Этика», часть III, теорема 2, схолия). Союз души и тела представляет собой ложную проблему, возникающую как результат непонимания их тождества. То же самое касается и союза атрибутов: они не нуждаются в объединении, потому что никогда не существовали раздельно.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Феномен отчуждения как атрибут глобализации: социокультурный аспект

Крайнов Андрей Леонидович
В статье проводится социально-философский анализ современных интеграционных процессов, в основе которых лежит идея тотального объединения людей посредством новых информационных технологий.
Читать PDF
0.00 байт

Информация как атрибут живой материи

Власов Денис Владимирович
В статье делается попытка анализа понятия информации в различных аспектах как базового элемента многих современных наук.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен творчества как атрибут общества

Петряев В. В.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозный терроризм как атрибут политической религии

Дринова Елена Михайловна
В статье проводится анализ религиозного терроризма как атрибута политической религии.
Читать PDF
0.00 байт

Сила как атрибут материи и современные проблемы мировой энергетики

Сергеев П.С., Котилко В.В.
В последнее время на новый уровень выходит значимость натурфилософских проблем силы и прогресса, их влияния на глобальное развитие, которое невозможно без решения проблем мировой энергетики.
Читать PDF
0.00 байт

Перверсия знака как атрибут идеологии(на примере аудиовизуального произведения «Изобретение лжи»)

Дыдров А.А., Пеннер Р.В.
Данная статья посвящена перверсии знака, наступающей уже в результате рассеяния смысла. Такую дисперсию, например, претерпевают категории, в которых крионированы предельные обобщения.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие социальности как процесс воспроизводства символических атрибутов жизнедеятельности субъекта

Уланов А. А.
Общество является продуктом функционирования и развития, с одной стороны, общественных отношений, а с другой определенного символического пространства, объединяющего в себе объективные и субъективные стороны взаимодействия.
Читать PDF
0.00 байт

Основные атрибутивные свойства дискурса интеллигенции

Ишимская Е. В.
В статье представлена попытка раскрыть субстанциональные основания современного дискурса интеллигенции.
Читать PDF
0.00 байт

Верификация атрибута недореализуемости материи

Гайворонский Б. П.
В данной статье осознанно и своевременно предпринимается верификация предложенного автором нового атрибута материи, а именно, недореализуемости.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема первых понятий в философии Г. В. Лейбница: от атрибутов Бога к трансцендентальным идеям

Осминская Наталья Александровна
В статье анализируется эволюция взглядов Г.В. Лейбница на проблему первых истин, могущих послужить основой для построения всеобщей науки.
Читать PDF
0.00 байт

Интуиция и эмпатия как атрибуты понимания

Федоров И. А., Серебряков С. В., Шутов Р. В.
The article discusses the role of empathy and intuition in understanding from a philosophical angle.
Читать PDF
0.00 байт

Предмет как категория социальной философии: атрибуты, основное противоречие и структура

Булычев И. И.
Читать PDF
0.00 байт

О сущности и атрибутике интуитивного акта в феноменологии Гуссерля

Серебряков Сергей Васильевич
The article discusses the understanding of the essence and attributes of an intuitive act in phenomenology, a philosophy concentrating on what is consciously experienced.
Читать PDF
0.00 байт

Размерностные атрибуты информатики в антропологии

Серов Николай Викторович
The chromatic (interdisciplinary) analysis of the diverse data of physics and psychology has led to to their qualitative uniformity on the basis of uniform criterion of dimensions, required in computer science.
Читать PDF
0.00 байт

Сравнительная характеристика атрибутивной и модусной моделей страдания

Токарев Дмитрий Анатольевич
В статье анализируются специфические особенности страдания в рамках, выделенных на базе философских и религиозных взглядов, атрибутивной и модусной моделей страдания.

Похожие термины:

  • АТРИБУТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    выражается гл. о. терминами «-исм» (имя), «сифа» (качество), «васф» (описание). Различаются два аспекта проблемы атрибутов в средневековой арабо-мусульманской философии. С одной стороны, вопрос об ат
  • АТРИБУТ, аттрибут

    лат. attributio— свойство, сказуемое) — предикат (качество, признак) субстанции, достаточный для ее идентификации (узнавания, распознавания) и необходимый для ее существования. Говоря иначе, атрибут—э
  • Атрибуция

    лат. atributio – приписывание) – установление автора художественного произведения или времени и места его создания. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и
  • АТРИБУТЫ БОГА

    - В схоластике: Благость, Величие, Вечность, Всемогущество, Премудрость, Воля, Праведность, Истина, Слава; эти атрибуты мыслились неразрывно связанными между собой: слава вечна, всемогущество прему
  • Идеи Спинозы: от субстанции к модусам и атрибутам

    Из сказанного следует, что та часть «Этики» (и других сочинений) Спинозы, где речь идет о разъяснении субстанции, является одновременно пояснением понятий философского Бога и природы, прежде всего
  • Атрибутивное определение

    разновидность родовидового определения, в котором в качестве видового признака фигурирует признак, внутри присущий предметам класса, выделяемого понятием.
  • Сравнимые простые атрибутивные суждения

    простые атрибутивные суждения, имеющие одинаковые термины, но различающиеся количеством или качеством.
  • Простое атрибутивное суждение

    простое суждение, предикатом которого является понятие о свойстве (внутри присущем признаке) предмета.
  • СУЖДЕНИЕ АТРИБУТИВНОЕ

    простое суждение, в котором предикат является каким-либо атрибутом (свойством, признаком) субъекта. Любое простое суждение можно рассматривать как атрибутивное.
  • Атрибутивная теория информации

    берет за основу определение информации как ограниченного разнообразия, присущего всем видам и формам структур объективного мира, включая и структуры, отраженные субъектом в познавательном проце
  • Чистая логическая форма простого атрибутивного суждения

    такое его грамматическое выражение, в котором присутствуют кванторное слово и логическая связка, а субъект и предикат имеют понятийную словесную оболочку.
  • Сообщение атрибутов

    Соттиnicatio idiomatum (Communication of Attributes). Учение, согласно к-ром у все, что может быть атрибутировано божественной и человеческой природе во Христе (т.е. определение черт, присущих каждой из природ Христа), м
  • Атрибуты исследования

    отвечающая принципам системности, необходимости и достаточности уникальная взаимосвязанная совокупность формулировок, лаконично отражающая суть конкретной научноисследовательской работы. Об
  • Атрибуты материи

    фундаментальные, неотъемлемые свойства материи: движение (см. Движение), пространство (см. Пространство), время (см. Время). Некоторые философы к атрибутам материи относят также отражение и информац
  • ОШИБКА АТРИБУЦИОННАЯ

    тенденция приписывать социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) внутренние, изначальные, даже врожденные негативные характеристики поведения, не представленные в поле восприят