Атомизм

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Атомизм
атомистика) – учение о дискретном (прерывистом) состоянии материи. В более широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, процесса, свойства.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Атомизм
партикуляризм) - противоположность холизма; учение, согласно которому возможна верификация отдельно взятых предложений, а не в составе всей теории.

Источник: Аналитическая философия (глоссарий)

Атомизм
(от греч. atomos – неделимый) – учение о дискретных началах всего сущего, характерное для разных культур и эпох (античный атомизм, атомистика некоторых философских школ в Индии и т.д.).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Атомизм
учение греческого философа Демокрита, утверждавшего, что мир состоит из отдельных атомов. Стал основной гипотезой устройства вещества в современной науке (Галилео Галилей, Исаак Ньютон и т.д.).

Источник: Философия политики: глоссарий

Атомизм
(атомическая философия) — это философские доктрины, утверждающие, что весь мир произошел и образовался чрез сложение неделимых вещественных частиц, существовавших прежде в беспорядочном или совершенно однообразном сочетании.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Атомизм
атомное учение, атомистика) — учение о том, что (согласно Левкиппу, Демокриту и Эпикуру) все вещи, в т. ч. душа, состоят из самостоятельных (дискретных) элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Указанное положение об атомах и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных (детерминистских) связей.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Атомизм
Физическое или метафизическое учение, объясняющее порядок и сложность мира случайным взаимодействием элементарных частиц (атомов, а также кварков, лептонов и прочих бозонов). Претендуя на истину в последней инстанции, атомизм выступает как одна из форм, и, вероятно, наиболее радикальная, материализма. Атомизм пытается объяснить высокое через низкое, дух через материю, порядок через хаос. В этом смысле он противостоит религии, как атомы противостоят монадам.

Источник: Философский словарь.

Атомизм
учение, согласно которому элементарной первоосновой всех вещей в мире являются атомы, т.е. мельчайшие неделимые частицы, из которых состоят все предметы. Идея А. и натурфилософские представления о природе атомов были впервые выдвинуты в древнегреческой философии Демокритом и Левкиппом, затем развивались Эпикуром и его школой. Впоследствии концепция А. приобрела естественнонаучное значение в химии, в физике и других науках. В настоящее время А. является одним из фундаментальных принципов естествознания.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

АТОМИЗМ
учение Левкиппа и Демокрита, основными принципами которого являются: 1) Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц (атомов) и пустоты; 2) атомы вечны, неуничтожимы, а значит, Вселенная существует вечно; 3) атомы неизменны, непроницаемы и неделимы – они являются «кирпичиками мироздания»; 4) атомы находятся в постоянном движении, изменяя свое положение в пространстве; 5)  атомы различны по форме и величине, но недоступны органам чувств человека; 6) предметы – это сочетания атомов различной формы и порядка их соединения.

Источник: Философия науки и техники: словарь

АТОМИЗМ
от греч. неделимый) - учение Левкиппа - Демокрита (сторонников плюрализма, признающих множество начал мироздания) о строении материи из микрочастиц (атомов). Если Эмпедокл только провозгласил существование четырех корней вселенной: воды, огня, земли и воздуха, Анаксагор говорит о бесчисленном множестве мельчайших частиц, «семян» существующих вещей, то Левкипп и Демокрит провозгласили наличие двух начал: атомов и пустоты. Движение атомов изначально связано с необходимостью, которая и порождает существующий порядок в природе, а разум - это способность человека преодолеть существующую в природе необходимость.

Источник: Тематический философский словарь

АТОМИЗМ
(Atomismus; от греч. atomon — «неделимое») — атомистика, натурфилософское учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей день влиятельно в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет — целостному его рассмотрению.
К. Lasswitz. Gesch. der Atomistik vom MA bis zur Neuzeit, I—II, 1890 (Repr. 1963); A. March. Natur u. Erkenntnis, 1948; B. Russell. Die Philos. des logischen A., 1976.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Атомизм
первоначально представлял собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Левкиппом и Демокритом. Происхождение и строение мира связывалось древними философами с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу атомизм представлял собой одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи атомизма приобрели естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что атомизм стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной физике и химии. Большое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АТОМИЗМ
философская доктрина, утверждающая, что материя состоит из атомов. Основоположником атомизма является Демокрит, считавший, что мир состоит из идентичных атомов; анализ вещей ведет нас, в сущности, поверх искусственных вещей к единственно истинной реальности, которой является атом. Продолжателями мысли Демокрита были Эпикур и Лукреций, сделавшие из атома биологический образ — «семя вещей» (semina rerum). Эти две основные концепции атома (одна — механистическая, другая — виталистическая, или «динамическая») можно найти во всех атомистических спорах XVII — XVIII вв.: в частности, в противостоянии механистической теории Декарта и концепции атома-силы Лейбница. Сегодня проблема атомизма относится уже к компетенции не философии, но науки (физики микрочастиц): вопрос о непрерывности или дискретности материи упразднен с появлением волновой механики (Луи де Брогли), рассматривающей атомы как точки концентрации рассеянной повсюду энергии.

Источник: Философский словарь

АТОМИЗМ
(от греч. ?????? — неделимый) — учение о дискретном (прерывистом) строении материального мира. В более широком смысле А. означает дискретность любого объекта познания (см., напр., А. социальный). Возник в антич. философии; одним из его основоположников был Демокрит, хотя в древних преданиях идея об атомах приписывалась финикийцу Моху, жившему еще до Троянской войны. По Демокриту, бытие состоит из мельчайших частиц — атомов («что»), к-рые в сочетании друг с другом и с пустотой («ничто») образуют видимый мир. Возникнув как натурфилос. представление, А. с появлением физики и химии стал ест.-науч. учением. Атом стал рассматриваться как наименьшая часть хим. элемента, носитель его свойств. Наряду с понятием атома было введено представление о молекуле как наименьшем кол-ве вещества, вступающего в хим. реакцию. Применение А. в химии и физике позволило решить фундаментальные проблемы этих наук: объяснить механизм хим. реакций, понять природу тепловых процессов, выявить стат. характер ряда законов (напр., з-на возрастания энтропии). Особенное развитие А. получил в XX в. В 1900 г. М.Планк показал, что процессы излучения и поглощения энергии носят квантовый характер. В 1905 г. А.Эйнштейн теоретически обосновал идею дискретности электромагнитного поля. Согл. квантовой теории любое физ. поле имеет дискретную природу. А. имеет большое значение для науки. По мнению амер. физика Р.Фейнмана, на основе А. можно восстановить все совр. естествознание, если бы оно вдруг исчезло по к.-л. причинам. Филос. значение А. заключается в том, что он позволяет осознать тесную связь онтологии и эпистемологии. По мнению Э.Маха, атом — умозрительный конструкт. В механистич. учениях XVIII—XIX вв. атом — это реальный и неделимый объект. Попытки как-то совместить эти взгляды и разрешить противоречие между ними привели на рубеже XIX—XX вв. к представлению о сложном строении атома и стали одной из причин методол. кризиса классич. физики и формирования неклассич. типа естествознания. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Атомизм

/D/ Atomistik, /E/ Atomisme, /F/ Atomisme,/Esp./ Atomismo
Философское и естественнонаучное течение, признающее атом исходной структурной единицей бытия.
Это понятие, по замыслу большинства философов и естествоиспытателей XVI – XVIII веков, должно стать ключевым для научного объяснения всех явлений природы. Во взглядах на природу и свойства этой клеточки бытия не было единства. Основными линиями стали: логико-математическая и физико-механическая трактовки атомизма. Первая восходит к пифогорейско-платоновской, а вторая – к левкиппо-эпикурейской традициям. В естествознании они дополняли друг друга.
Логико-математическая модель атома, которую ее сторонники (Г.Галилей, Д.Бруно, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Хр. Вольф) называют корпускулами или монадами, мыслилась в виде неделимых и непротяженных точек, являющихся центрами сил. Такая идеальная энергетическая модель первоэлемента бытия была удобна для математического описания природных объектов, механических движений и отношений.
Левкиппо-эпикурейская модель атома представлялась ее сторонникам (Т.Гоббс, Д.Локк, П.Гассенди, Р.Бошкович, Хр.Гюйгенс, Р.Бойль, Р.Гук, И.Ньютон) в виде частичек вещества, непроницаемых, абсолютно твердых. Эта модель была более продуктивна для описания физических и химически объектов, состояний, движений.
Синтез этих двух линий привел к формированию понятия вещества, ставшего до конца XIX века базовым понятием естествознания. Оно, для подавляющего большинства естествоиспытателей, было синонимом философского понятия материи, использовалось для решения не только научных, но и мировоззренческих задач, например, для отличия субъективного от объективного, материального от идеального.
Процесс развития атомного учения в рассматриваемый период шел от признания абсолютной неделимости и простоты атомов-корпускул до отрицания каких-либо абсолютно простых, неизменных и неделимых единиц, элементов бытия.
Исходя из идей атомизма, в науке были сформулированы основные законы динамики, закон всемирного тяготения, молекулярно-кинетическая теория теплоты, закон сохранения вещества, периодическая система химических элементов и др.

Источник: Философия, практическое руководство

атомизм
АТОМИЗМ (от греч. atomos — неделимый) — учение о дискретном строении материи. В более широком смысле термином « А. » обозначается также дискретный подход в исследованиях различного рода (логический А., социальный А. и др.). В античности А. выступал как особый принцип решения проблемы взаимосогласования единства и многообразия бытия: для Парменида, утверждавшего единство бытия, представляло трудность вывести наблюдаемое многообразие; для Демокрита, утверждавшего множественность бытия, представленного «неделимыми» (атомами), не меньшую трудность составляло объяснение его единства. Аристотель, утверждая положение об относительности всякого бытия (кроме умозримого), снимает тем самым потребность в А., взятом в его философском смысле. Математический А. продемонстрировал эвристическую значимость при решении задач по нахождению площадей, поверхностей и объемов различных фигур и геометрических тел (Архимед). Однако упадок философского А. сказался и на математическом А. Отказ от него и от понятия бесконечности положил предел развитию античной математики и механики, заставил математиков развивать геометрические методы вместо алгебраических.         В процессе формирования новоевропейской философии и науки А. «возрождается» как общеметодологический принцип, отвечающий требованиям математизации знания в рамках зарождающегося естественно-научного материализма. В 15 в. намечается интерес к А.; в 16 в. он приводит к пересмотру континуального представления о материи; в 17 в. А. утверждается в своем статусе ведущего принципа естествознания (Ф. Бэкон, Г. Галилей, П. Гассенди, Б. Паскаль, Р. Бойль, О. Герике и др.). В рамках атомистической исследовательской программы субстрат мира («материя») представала разделенной на бескачественные, непроницаемые и неделимые части (атомы), которые, будучи наделены массой, могли служить мерой количества материи. С разработкой аналитической геометрии и исчисления бесконечно малых атом признается реально существующим физическим объектом, материя отождествляется с множеством атомов, элементарных носителей ее свойств. В области химии атом трактуется как наименьшая часть химического элемента, носителя его химических свойств. В середине 19 в. разделяются атом как носитель свойств элемента и молекула как наименьшее количество вещества, участвующего в химических реакциях. А. в его физическом и химическом выражении позволил создать кинетическую теорию вещества, объяснить механизм химических реакций, понять природу тепловых процессов, выявить статистический характер ряда законов. Атом к середине 19 в. понимается как «кирпичик» строительного материала вещества, от которого зависят механические, химические, электрические, магнитные и др. свойства. К концу 19 в. назревает проблема исследования внутреннего строения атома. Прямое экспериментальное исследование структуры атома предпринимается впервые в 1911 Э. Резерфордом. Атом перестает быть вечным, неделимым, непроницаемым в прежнем, классическом смысле. Термин «А.» означает ныне «бесконечную» делимость материального субстрата.         В.Г. Иванов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АТОМИЗМ
АТОМИЗМ, термин, принятый для обозначения совокупности натурфилософских учений о дискретной структуре материи, времени или пространства. Традиционно применим к учению о телесных атомах (греч. ??????, «неделимый») Демокрита и Эпикура; однако в широком смысле атомистической именуется всякая теория дискретного бытия. В таком случае допустимо говорить об атомизме применительно к тем философам, которые не употребляли термин «атом» и даже не были сторонниками материалистических взглядов.     История античного атомизма кроме учений Демокрита и Эпикура обнимает учения о неделимых частях пространственной величины (первичные треугольники Платона, неделимые линии Ксенократа), времени, движения (Диодор Крон). По замечанию Аристотеля, «в силу одних и тех же причин и величина, и время, и движение слагаются из неделимых частей и делятся на них или, наоборот, не слагаются и не делятся» (Phys. VI, 231b). Альтернативой принципу дискретности был принцип непрерывности (континуума), сторонники которого (Аристотель, стоики) были главными его критиками.     Демокрит. Родоначальниками натурфилософского атомизма были Левкипп и Демокрит, которые ввели в философский лексикон само понятие «атом». Поскольку Левкиппа некоторые источники называют учителем Демокрита, он оказывается наиболее ранним автором, сторонником атомистических взглядов. Говорить о существовании атомизма до Левкиппа и Демокрита нет оснований, хотя стоик Посидоний, как передает Страбон, полагал, что у истоков атомистической традиции стоял финикиец Мох Сидонский, живший во времена Троянской войны (Strab. XVI 2, 24). В 19 - нач. 20 в. обсуждалось мнение, высказанное П.Таннери (Tannery R L´Histoire de la Science Hellene. P., 1887; Owen G. ?. L. Zeno and the Mathematicians, -PAS58, 1957-8, p. 199-222), о том, что аргументация Зенона Элейского против движения была направлена против неких пифагорейцев, придерживавшихся атомистической интерпретации пространства (однако основание усмотреть сближение пифагореизма и атомизма могла дать возникшая позднее, в 4 в. до н. э., интерпретация Экфантом монады как неделимого тела).     Формирование античного атомизма было связано с обсуждавшейся в Элейской школе проблемой единого и многого, движения, деления, бесконечности (ср. Аристотель. «О возникновении и уничтожении», кн. I, гл. 8). Атом - мельчайшее тело, неделимое вследствие своей малости и плотности, он-предел деления всякого тела. Атомов бесконечное множество, они отличаются друг от друга величиной, фигурой и положением в пространстве; в соединении с другими атомы также характеризуется «порядком». Эти свойства атомов задают все разнообразие телесных чувственно-во-принимаемых качеств, которые субъективны, существуют «по установлению», объективно же, «по природе», есть лишь атомы и пустота. Признание Демокритом наряду с атомами также пустоты, позволило ему избежать проблемы выведения многого из единого (множество постулируется); понятие пустоты обосновывало возможность движения атомов (движение - неотъемлемое свойство атомов). Возникновение вещей в окружающем космосе атомисты трактовали как соединение атомов, а уничтожение - как их разъединение.     Уже в Античности в рамках атомизма — противопоставляемого теориям единой и непрерывной материи - рассматривали учения о «гомеомери-ях» Анаксагора и Архелая (Alex. De mixt. 213, 18-214, 5), «амерах» Диодора Крона (Alex. De sensu 172, 29) и треугольниках Платона (Arist. De Caelo III 1).     Платон и Академия. Т. н. «математический атомизм» Платона излагается в диалоге «Тимей». Согласно Платону, материя («хора») имеет атомистическую структуру: четыре элемента, т. е. мельчайших тела, обладающих собственными качествами, состоят из «треугольников», минимально ограниченных квантов пространства, обладающих исключительно количественными характеристиками. Из первичных треугольников путем их вращения и комбинирования образуются элементарные объемные тела. В Античности эта геометризованная теория материи была раскритикована перипатетиками (ср.: Arist. De Caelo III 1, 299a3-300al9; Alex. Quaest. II 13).     В рамках истории атомистических идей рассматривают сохранившийся в аристотелевском корпусе трактат «О неделимых линиях» (???? ?????? ???????), представляющий учение о неделимых линиях как пределе деления и его критику. Автором критикуемого учения был, вероятно, Ксенократ, третий схоларх Академии и соученик Аристотеля.     Сам Аристотель в 1-й книге «Физики» - в ходе критики учения Анаксагора о смеси вещей, состоящей из бесконечно делимых компонентов, бесконечных «как по величине, так и малости», - выдвинул аргумент о существовании неделимых частей тел: поскольку животное не может быть сколь угодно великим либо малым, то не могут и его части быть сколь угодно велики или малы; частями животного являются мясо, кровь и другие по-добочастные, которые, таким образом, не могут быть бесконечно делимы (Phys. I, 187b 14-21).     Гераклид Понтийский выдвигает свою версию атомизма, отличную и от демокритовского, и от академического вариантов его разработки. Началами всех вещей он называет ??????? ?????, «несвязанные частицы» (fr. 119 a-b Wehrli), подчеркивая тем самым особый способ взаимосвязи своих первоэлементов, отличный от механического сцепления атомов Демокрита посредством «присосок и крючков». По-видимому, Гераклид понимал ??????? ????? как самодостаточные и в этом смысле неделимые первоначала, носители своеобразных качеств, способные подвергаться внешним воздействиям (??????? - fr. 120). При этом Гераклид все же допускал делимость своих «частиц» на ?????????, «кусочки», - мельчайшие неделимые бескачественные частицы (fr. 121), определенным образом структурировавшие эти ?????. Разработанная Геракл ид ом атомистическая концепция оказала влияние на физические изыскания Стратона Лампсакского и римского врача 1 в. до н. э. Асклепиада из Вифинии.     Диодор Крон, принадлежавший к т. н. Диалектической школе (см. Мегарская школа), выдвинул ряд аргументов в пользу существования не имеющих частей тел («амер», ????? ??????), продолжая начатый Зеноном Элейским логический анализ проблемы бесконечной делимости и движения. Амеры - мельчайшие тела, не имеющие частей не просто потому, что их физически невозможно рассечь, но потому, что у них нет и не может быть никаких частей; в отличие от атомов Демокрита, для амер не вводилось различия по форме, чтобы не было оснований говорить хотя бы о мысленной их делимости. Все же амеры имеют некую величину, достаточную для того, чтобы в сумме образовать чувственно воспринимаемое тело. Кроме неделимых тел, Диодор допускал также существование минимальных неделимых частей пространства и времени: любой промежуток времени может быть разделен на более короткие периоды, каждый из которых больше нуля, но разделить его уже нельзя. И каждый отрезок пространства может быть разделен вплоть до минимального неделимого отрезка.     Секст Эмпирик (Adv. math. ? 48 слл.) излагает аргументацию Диодора о существовании дискретных величин. На этом было основано отрицание Диодором движения как процесса в настоящем времени: тела не движутся ни в том месте, где они есть, ни в том, где их нет. Поскольку данная альтернатива, по Диодору, охватывает все возможные случаи, то отсюда он делает вывод, что движения нет.     Преемник Теофраста по руководству Ликеем Стратон из Лампсака, по всей видимости, попытался соединить некоторые положения атомизма с аристотелевским учением: он считал, что время состоит из неделимых моментов, между тем как тело и место делимы до бесконечности; соответственно, он утверждал, что движущийся предмет проходит в неделимое время делимый промежуток пространства «целиком и сразу» (Sext. Adv. math. X 90).     Эпикур. Продолжением традиции демокритовского атомизма было учение Эпикура, который в целом следовал понятию атома, введенному Демокритом, - маленькое плотное тело, имеющее свою форму, величину и поворот в пространстве, — однако приписал атомам тяжесть и способность отклоняться от первоначального прямолинейного движения. Введение в абсолютно детерминированную картину мира элемента свободы - главное отличие двух атомистических учений. Обсуждается вопрос, принадлежит ли Демокриту или Эпикуру интерпретация физического атомизма в смысле математического (теория дискретного пространства-времени); возможно, что обозначенная Аристотелем проблема была разработана Диодором Кроном и через него повлияла на Эпикура. Лукреций и его поэма «О природе вещей» важны как изложение атомистического учения Эпикура.     Атомизм Эпикура в отличие от раннего демокритовского варианта уже проводит различие между физической нерассекаемостью атома и его понятийной неделимостью, не оставляя без решения проблему, связанную с тем, как атомы могут иметь части (если у атомов имеются различия в их форме, они могут касаться друг друга сторонами, составлять величину). Эпикур полагал, что нерассекаемые атомы должны иметь мыслимые части.     Учение о движении атомов у Эпикура также имело отличия от демокритовского. Демокрит говорит о центростремительном движении атомов в данном космосе, вероятно созданном космическим вихрем. Эпикур наделяет атомы внутренним собственным движением вниз, под действием тяжести, сквозь бесконечный космос. Направление книзу, возможно, отвечает на аристотелевскую критику Демокрита, который, по его мнению, не показал, каково движение атомов, а только говорил, что оно вечное и что они непрерывно сталкиваются между собой. По Эпикуру, атомы внезапно отклоняются от прямолинейного направления движения. Это объясняло, почему атомы сталкиваются, а не движутся параллельно. Последователи Эпикура поставили под сомнение и демокритовский тезис о том, что качества существуют лишь по установлению, на самом же деле у атомов их нет, - эпикуреец Полистрат защищал тезис о реальности качеств.     Асклепиад из Вифинии может быть отнесен к одним из последних представителей античного атомизма в натурфилософии, поскольку он разделял дискретную теорию материи и был сторонником знания, основанного на чувственном опыте. Асклепиад воспринял атомистическую теорию Гераклида Понтийского о «несопряженных телах» (??????? ?????), соединив ее с гипотезой о мельчайших «порах» (?????). Наличием в телах пор Асклепиад объяснял всякого рода взаимодействия, в частности, веществ в растворах, а также функционирование живого организма; эти идеи восходят к учению о порах Стратона из Лампсака. Учение Асклепиада имеет черты, родственные атомизму Демокрита—Эпикура: в одном случае первоосновами объявляются атомы и пустота, в другом - «тела»-????? и поры. Как и Гераклид, Асклепиад признает за первичными телами способность испытывать воздействие, не считая их ???????. Существенное отличие состояло и в том, что у Асклепиада «элементы» могли расчленяться на фрагменты и обладали качеством (Sext. Pyrrh. Ill, 33: ??????? ??? ????). Несмотря на новейшую терминологию, атомистическая основа учения Асклепиада была очевидна его современникам, так, Гален считал вифинского врача последовательным эпикурейцем и атомистом, «который опирается в своих мыслях на порочные принципы», ибо на самом деле «всем руководит и все устраивает разум, а не случайное соединение телесных атомов» (De usu part., t. 3, 469, 11-13 K?hn).     Источники: Gli atomisti: frammenti e testimonianze. Trad, e note di V. E. Alfieri. Bari, 1936 (repr.: N. Y.; L., 1987); Griechische Atomisten: Texte und Kommentare zum materialistischen Denken der Antike. Aus dem Griechisch und Latein ?bers, und hrsg. von F. Jurss et al. Lpz., 1973, 19883.     Лит.: Bailey С. The Greek Atomists and Epicurus. Oxf., 1928; Meisen A. van. From atomos to Atom. Pittsburgh, 1952; Mau J. Zum Problem des Infinitesimalen bei den antiken Atomisten. В., 19572; Furley D. Two Studies in the Greek Atomists. Princ, 1967; Pohle W. The Mathematical Foundations of Plato´s Atomic Physics, -Isis 62,1,1971, p. 36-46; Romano F. (ed.). Democrito e l´atomismo antico. Catania, 1980; M?ller R. Naturphilosophie und Ethik im antiken Atomismus, - Idem. Menschenbild und Humanismus der Antike. Lpz., 1980, S. 135-158; Denyer N. The Atomism of Diodorus Cronus, - Prudentia 13, 1981, p. 33^5; Konstan D. Atomism and its Heritage: Minimal Parts, -?ncPhil 2, 1982, p. 60-75; Sorabji R. Time, Creation and the Continuum: Theories in Antiquity and the Early Middle Ages. L.; N. Y., 1983; St?ckelberger A. Vestigia Democritea. Die Rezeption der Lehre von den Atomen in der antiken Naturwissenschaft und Medizin. Basel, 1984; Nikolaou S.-M. Die Atomlehre Demokrits und Piatons «Timaios»: eine vergleichende Untersuchung. Stuttg., 1998; J. Ancient Atomists on the Plurality of Worlds, - CQ 54. 2, 2004, p. 354-365; Hasper P. S. Aristotle´s Diagnosis of Atomism. 2006; Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. М., 1965; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979, с. 265-395. См. также лит. к ст. Демокрит, Эпикур, Лукреций.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
361.24 кб

Мусульманский атомизм как строгий финитизм

Ибрагим Т.
Читать PDF
591.86 кб

Китай и атомизм

Кобзев А.И.
Статья представляет собой первое в России обобщенное исследование всех возможных аналогов атомизма в Китае и истории его проникновения туда из-за рубежа.

Похожие термины:

  • АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ

    Возник в 5 в. до н. э. в Древней Греции и связан с именами Левкиппа и Демокрита, которые ввели в философский лексикон само понятие «атом» (греч., неделимая сущность). Генезис античного атомизма связан
  • АТОМИЗМ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    был развит мутакаллимами и включал теорию строения вещества, пространства и времени. Большинство мутазилитов признавало, что деление тела имеет предел. Когда деление уничтожает всю «соединеннос
  • АТОМИСТИКА, атомизм

    учение о дискретных началах всего сущего (греч. неделимые), характерное для разных культур и эпох (античный атомизм, атомистика вайшешика и ньяйя в Индии и т. д.).
  • АТОМИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    Идея атома как элементарной частички мироздания (санскр. ану, параману—«тончайший», «мельчайший») принималась самыми различными школами индийской мысли — как ортодоксальными (ньяя, вайшешика, м
  • Атомизм и холизм

    концепции, представленные двумя радикально противоположными взглядами на природу социальной жизни. Атомистическая концепция представляет социальную систему не более как совокупность индивидо
  • ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ

    номиналистич. и плюралистич. учение о действительности, выдвинутое Расселом и Витгенштейном в 10-20-х гг. 20 в. Программа Л. а. предусматривала построение логически совершенного языка, моделью к-рого о
  • АТОМИЗМ В НОВОЕ ВРЕМЯ

    В 16 в. Ф. Бэкон, опираясь преимущественно на идеи Демокрита, по-новому представляет материю как неуничтожимую, изначально активную, бесконечно разнообразную, что обеспечивается разнообразием свой
  • АТОМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

    представление, согласно которому общество состоит из изолированных индивидов (атомов), вступающих в социальные взаимодействия для реализации собственных интересов и целей.
  • атомизм (атомистический материализм)

    вариант материалистического понимания бытия, разработанный в досократический период развития античной философии левкиппом и демокритом и возрожденный и модифицированный в эпоху эллинизма эпик
  • ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ РАССЕЛА

    теория, согласно которой логическое высказывание выступает как отношение между логическими объектами. Атомарными, т.е. далее неразложимыми, являются свойства и отношения. Такая теория противосто
  • ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ ВИТГЕНШТЕЙНА

    концепция, согласно которой каждое предложение фиксирует некоторый факт. При этом предметом теории считается совокупность фактов, никак не взаимосвязанных друг с другом. Поздний Витгенштейн отк
  • АТОМИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

    распад традиционных связей в большом обществе в результате слабости социальных интеграторов, культурных и организационных, в частности экономических, особенно усиливается в условиях крайнего а
  • Судьба древнегреческого атомизма и философский вклад Эпикура

    Наследие Эпикура (он жил, как полагают историки, между 342-341 и 271-270 гг. до н.э.) — более позднее явление в античной философии, чем философия Сократа и Платона, о которой речь пойдет дальше. Но имеет смыс
  • Внутренняя логика атомизма и позиция Эпикура

    В чем же состояло то дополнение, видоизменение атомистической концепции, которое осуществил Эпикур Во-первых, к свойствам атома, обрисованным Демокритом, Эпикур прибавил вес атома. Он подчеркнул,