АТОМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
Атомизм социальный
представление, согласно которому общество состоит из изолированных индивидов (атомов), вступающих в социальные взаимодействия для реализации собственных интересов и целей.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
АТОМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
комплекс представлений о соц. системе, связанный с идеей взаимодействия индивидов как абстрактных самодостаточных единиц. Получил распространение в период формирования соц. теории XVII—XVIII вв. в контексте становления классич. буржуазного об-ва, став фундаментом идей традиц. либерализма. В основании А.с. лежит аналогия с теор. механикой И.Ньютона: отд. индивиды как носители идентичного набора объективных потребностей и «естеств. разума» вступают между собой в детерминированные этими факторами соц., экон., полит. и идеологич. отношения, в результате чего складывается закономерный механизм и система об-ва. Все явления соц. сферы, след-но, можно редуцировать к основаниям и кач-вам индивидуального бытия человека как «соц. атома». Уже в XIX в. идеи А.с. были подвергнуты жесткой критике (Гегель, Конт, Маркс и др.). Тем не менее они продолжают функционировать в соц.-филос. построениях; вариантами А.с. можно считать анархическую соц. философию М.Штирнера (1806—56) или концепции ряда социологов постмодернистского направления. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
АТОМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
представление, согласно которому общество состоит из изолированных индивидов («атомов»), вступающих в социальные взаимодействия для реализации собственных интересов и целей. Социальный атомизм возник в политической философии Нового времени, которая рассматривала человека в качестве единственного источника, устанавливающего законы и нормы. Их основания человек отыскивает в себе самом—посредством разума и воли. В отличие от средневекового общества, в котором социальный статус и мера политической эмансипированности индивида были тесно связаны с позицией, которую он занимал в сословной иерархии, европейский гуманизм основывался на убеждении, что индивид лишен каких бы то ни было предустановленных традицией связей с себе подобными за исключением тех, которые необходимы для реализации его индивидуальных потребностей. В Новое время индивид стал активным субъектом политики (наряду с обществом и государством), которому вменялось право самостоятельно определять формы и способы участия в общественной жизни. Т. о., политика приобретала качественно новое измерение—из системы сдержек и противовесов, призванной сохранять статус-кво (монархию), она превратилась в сферу свободной конкуренции индивидов, отстаивающих и борющихся за свои интересы и права. В кон. 19 в. проект индивидуалистического построения общества уступает место коллективистским моделям общественного переустройства. В этом отражается эволюция политической философии Нового времени от либерализма с его акцентом на индивида к социальной проблематике, затрагивающей интересы всего общества в целом.
Социальный атомизм был подвергнут острой критике К. Марксом, который усматривал в нем причины отчуждения людей и которому он противопоставлял классовый интерес и солидарность. В свою очередь в крушении традиционной структуры средневековья и росте социальной разобщенности в эпоху модерна ряд исследователей 20 в. (X. Арендт, М. Фуко) видели причины возникновения и развития тоталитаризма. См. также Гоббс, Докк, Смит. С. В. Евдокимов
Социальный атомизм был подвергнут острой критике К. Марксом, который усматривал в нем причины отчуждения людей и которому он противопоставлял классовый интерес и солидарность. В свою очередь в крушении традиционной структуры средневековья и росте социальной разобщенности в эпоху модерна ряд исследователей 20 в. (X. Арендт, М. Фуко) видели причины возникновения и развития тоталитаризма. См. также Гоббс, Докк, Смит. С. В. Евдокимов
Источник: Новая философская энциклопедия