атомарно-экстенсиональная модель
атомарно-экстенсиональная модель
АТОМАРНО-ЭКСТЕНСИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (от греч. atomos — неделимый и лат. extension — расширение, объем) — определенная концепция структуры так называемого логически совершенного, или «идеального», языка, дающего, по мнению ее основоположников, возможность точно выражать действительное знания о мире. Возникла в начале 20 в. в работах по философии логического анализа Б. Рассела, впоследствии нашла свое четкое и развернутое выражение в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна (1921). Логическая доктрина Рассела сформировалась в контексте его исследований по основаниям математики и математической логики. Как известно, Рассел разделял логицистскую концепцию обоснования математики, согласно которой математика сводилась к математической логике. Поскольку математика традиционно выступала образцом точности научного языка, то язык математической логики, используемый для уточнения и выявления оснований математики, начинают рассматривать как логически совершенный язык, способный к наиболее точному выражению всего того, что заслуживает имени «знание». В «Principia Mathematica» Рассела-Уайтхеда логика является экстенсиональной системой, в которой каждое сложное высказывание является функцией истинности так называемых «атомарных предложений», которые выступают пределом логического анализа. Эти атомарные предложения должны быть взаимонезависимыми, если постулируется принцип экстенсиональности логических связей. Такая логическая структура осмысленного знания онтологизируется Расселом и Витгенштейном в концепции так называвемого логического атомизма. Атомарным предложениям в этой онтологии соответствуют так называемые атомарные факты, из совокупности которых, согласно доктрине логического атомизма, и состоит мир. А.-э. м. получает затем свое последовательное выражение и развитие в «Логико-философском трактате» Витгенштейна. В этой работе, оказавшей очень большое воздействие на философию 20 в., особенно на формирование логического позитивизма, четко формулируется идея о том, что представленность в А.-э. м. выступает критерием осмысленности предложений и определяет демаркационную линию между реальным знанием о мире и тем, что только кажется таковым, но в действительности им не является. Эта идея «Логико-философского трактата» стала впоследствии исходной посылкой программы логического анализа языка науки, выдвинутой логическими позитивистами Венского кружка. В трактовке элементарных предложений, выступающих пределом логического анализа языка в рамках А.-э. м., его участники заняли последовательную эмпи-рико-сенсуалистическую позицию, рассматривая в качестве базисных предложений языка науки так называемые «протокольные предложения», выражающие непосредственно данное. Все осмысленные предложения логически проанализированного языка науки, претендующие на выражение реального знания о мире, квалифицировались как функции истинности этих протокольных предложений. Таким образом, А.-э. м. получает гносеологическую интерпретацию в духе эмпиризма и феноменализма. Следует заметить, что в «Логико-философском трактате» нет подобной гносеологической интепретации этой модели. Можно сказать, что Витгенштейн, отправляясь от синтаксической необходимости существования атомарных предложений в идеальном языке, выдвигает их определенную семантическую интерпретацию. Эта семантическая интерпретация заключается в трактовке предложения как «образа» реальности в том смысле, что элементы предложения находятся во взаимнооднозначном соответствии с элементами символизируемой предложением действительности. Трактовка атомарных предложений участниками Венского кружка ближе к концепции раннего Рассела, для которого «атомарные факты» состоят в том, что единичная вещь обладает чувственно воспринимаемой характеристикой. Абсолютизация логическими позитивистами А.-э. м. в качестве исходной концепции их программы логического анализа языка науки оказалась несостоятельной и явилась одной из причин дальнейшего краха их логико-методологической концепции. B.C. Швырев