Атиша

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Атиша
982–1054), буддийский монах тантрической школы. Родился в Бенгалии. Позже жил в Тибете. Поклоняясь богине Тара, он старался реформировать тантрический монастырский устав. Писал и переводил тексты, основал монастырь в Радене.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

АТИША
(санскр. atësa, тиб. jo bo rje, Сверхвладыка, Выдающийся, другое имя — Дипанкара Шриджняна, или Светильник Великолепного Знания) — индо-буддийский мыслитель, живший в 982–1054 гг., который с 1042 г. возрождал монастырский буддизм в Тибете. А. перевел на тибетский язык 11 текстов по мадхьямаке, логике, абхидхарме, составил комментарий к сутрам праджня-парамиты и написал 25 самостоятельных трудов, 13 из которых посвящены тантре. Совместно с тибетцем Ринченом Цзанпо А. переводил тексты йога-тантры. Кроме того, А. был миссионером учения Калачакра (Колесо времени) и создал систему тибетского летоисчисления с 60-летними циклами. Согласно жизнеописаниям, благодаря своим выдающимся способностям А. прославился ещё в Индии (в Бенгалии) и к 30 годам приобрёл известность знатока большинства буддийских и индуистских школ. Учёным пандитом он стал в буддийском университете Викрамашила (Индия). После этого он отправился учиться тантре к мастеру йоги Наропе, и тем самым соединил в своей деятельности три исторических направления буддизма: Хинаяну, Махаяну, Ваджраяну. Такой подход стал определяющим в формировании новых школ Тибета и, прежде всего, кадам, основанной последователем А. Дромтёном (‘Brom ston), а также вышедшей из неё позднее (в XV в.) гелук. Интеграции всех буддийских практик посвящён трактат «Светоч на Пути Просветления», в котором А. учил постепенно приступать к тантрической эзотерике и упражнениям с глубокими слоями сознания, опираясь на нравственную дисциплину, сострадательное отношение к окружению и интуитивную мудрость. Этот текст стал одним из краеугольных камней тибетской традиции «лам-рим». В труде «Драгоценные чётки бодхисаттвы» А. пишет: «Весь Путь заключается в шести парамитах (см. Парамита). Если вы постигаете истинный смысл пустоты — и избавляетесь от слепой жажды всех вещей, материальных и духовных, — ваша жизнь становится непрерывным актом парамиты даяния. И когда нет привязанности, вас больше не загрязняют недобрые дела, и вы пребываете в непрерывной гармонии парамиты нравственности. Освободившись от загрязнений, вы также освобождаетесь от проникнутого страхом господства «я» и «моё», достигаете непрерывной терпеливости (парамита терпения). Поскольку вы находите большое удовольствие в реализации Пустоты, ваша жизнь превращается в непрерывный энтузиазм и энергию (парамита усердия, энергичности). Благодаря этому вы теряете всякий интерес к объектам и погружаетесь в непрерывную медитацию (дхьянапарамита). И наконец, когда ваш ум освободился от привычки видеть всё сквозь призму трёх аспектов, вы достигаете непрерывной трансцендентной мудрости».

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • АТИША,Дипанкара Шри Джняна

    санскр.), Джово МармезаднаПалЕшей (тиб.) (982 - 1054)— инд. ученый, будд. монах, проповедник; с 1042 до конца жизни странствовал по Тибету. С его именем связывается возрождение буддизма, восстановление инст