АТЕИЗМ В СССР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

АТЕИЗМ В СССР
новый этап освобождения трудящихся от духовного гнета религии и церкви, массового атеистич. движения и развития теории науч. атеизма, начавшийся после Октябрьской революции и тесно связанный с борьбой за построение и дальнейшее развитие социалистич. общества, за утверждение социалистич. образа жизни, социалистич. идеологии и науч.-материалистич. мировоззрения в сознании сов. людей. Науч. разработка проблем А. в СССР с самого начала была тесно связана с практич. работой партии и Сов. гос-ва, направленной на ликвидацию соц. основ религиозности, неграмотности и нищеты, на широкое развертывание науч. -атеистич. пропаганды и атеистич. воспитания. В этой работе партия опиралась на теоретич. наследие К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Ленинские идеи о путях преодоления религии, о необходимости подчинения борьбы с религией задачам клас. борьбы и соц. переустройства общества, требование борьбу с религией поставить научнее, стремиться к разнообразию форм идейн. воздействия на верующих и др. были положены в основу политики партии и Сов. гос-ва по отношению к религии, церкви и верующим и нашли отражение в Программах партии, резолюциях XII (1923), XIII (1924), др. съездов партии, в ряде постановлений ЦК и его пленумов. Развернутая программа идейн. борьбы с религией и церковью, науч. критики религии, определившая характер атеистич. пропаганды и науч. исследований в области атеизма, была разработана в статье В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922). Большую роль в разработке науч. атеизма и пропаганде атеистич. мировоззрения сыграли соратники и ученики В. И. Ленина - В. Д. Бонч-Бруевич, П. А. Красиков, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, ?. ?. Ярославский и др. Важную роль в развитии А. в СССР сыграла пропаганда атеистич. наследия франц. материалистов 18 в., Л Фейербаха, традиций рус. революц. демократов, а также передовых мыслителей народов СССР, достижений естествознания и обществ. наук. Распространению в массах идей атеизма и науч. критики религии, ленинских принципов отношения к религии, церкви и верующим в первые десятилетия Сов. власти активно содействовало об-во «Атеист», выпускавшее атеистич. газеты и журналы (см. Атеистическая печать). В 1932 в СССР издавалось 10 антирелиг. газет и 23 антирелиг. журнала. Важную роль в развитии массового атеизма в СССР сыграл Союз воинств. безбожников СССР во главе с Ем. Ярославским. Гос. антирелиг. издательство (ГАИЗ) опубликовало ряд книг и брошюр по истории религии, науч. критике религии, по теории и истории атеизма, методике антирелиг. пропаганды, ряд учебников. В 20-30-е гг. вышли в свет работы по происхождению религии и ее ранних форм В. К. Никольского, С. Л. Урсыно-вича, Л. Я. Штернберга, В. Г. Бого-раз-Тана, Ю. П. Франиева; по истории первонач. христианства — Н. М. Никольского, В. С. Рожицина, П. Ф. Преображенского, Н. В. Румянцева, А. Б. Рановича; по истории Рус. правосл. церкви - Н. М. Никольского, С. В. Бахрушина, Б П. Кандидова, А. Д. Дмитриева, Г. Д. Костомарова и др.; по истории католицизма, Ватикана, папства и инквизиции - Е. А. Адамова, Е. А. Коровина, С. Г. Лозинского и др.; в области исламове-дения - В. В. Бартольда, Ю. И. Крачковского, А. А. Семенова, В. А. Гордлевского, М. А. Рейснера, Н. А. Смирнова, Е. А. Беляева и др.; по эволюции релит, сектантства в условиях строительства социализма, его роли в политич. и клас. борьбе - В. Д. Бонч-Бруевича, П. А. Красикова, А. Т. Лукачевского, Ф. М. Путинцева и др. Большую роль в развитии исследований ре-лиг. сектантства и определении задач атеистич. пропаганды сыграло антирелиг. совещание при ЦК ВКП(б) в апреле 1926. Процесс массового развития А. в СССР, равно как исследоват. работа в области религиоведения и науч. атеизма, был заторможен Отечеств. войной, трудностями послевоенных лет. В этот период ослабла атеистич. пропаганда и активизировалась деятельность церковников и сектантов. Новый этап в развитии А. в СССР начинается с сер. 5 0-х гг., после постановлений ЦК КПСС от 7 июля и 10 ноября 1954. Усилило атеистич. пропаганду Bсeсоюз. об-во по распространению политич. и науч. знаний (ныне об-во «Знание»). С 1959 начал выходить журнал «Наука и религия». Курс основ науч. атеизма стал преподаваться в ряде высш. уч. заведений. Оживилась исследоват. работа в области атеизма и критики религии. Музей истории религии и атеизма в г. Ленинграде стал выпускать «Ежегодник», а организованный в Ин-те истории АН СССР в 1947 сектор истории религии и атеизма - «Вопросы истории религии и атеизма». Были созданы секторы и группы по науч. атеизму и критике религии в ряде др. ин-тов АН СССР (философии, этнографии и др.). По решению ЦК КПСС (1964) при Академии обществ. наук был создан Ин-т науч. атеизма, к-рый стал выпускать перио-дич. издание «Вопросы научного атеизма» и продолжил начатое еще В. Д. Бонч-Бруевичем издание «Научно-атеистическая библиотека». Организованы межреспубликанские филиалы Ин-та науч. атеизма. Активизировалась науч. работа на кафедрах атеизма в ун-тах и педагогич. ин-тах. Наряду с науч. критикой религии в исследованиях раскрывается жизнеутверждающий и гуманистич. характер науч. материалистич. мировоззрения, нравств. ценность науч. атеизма. Науч.-атеистич. лит-ра издается мн. центр, и места, издательствами страны. Обществом «Знание» регулярно проводятся всесоюз., рес-публ., зональные и др. науч.-прак-гич. конференции и семинары по науч. атеизму, где получают подготовку кадры лекторов и пропагандистов. В атеистич. пропаганде участвуют средства массовой информации и пропаганды: печать, радио, телевидение. В условиях развитого социалистич. общества А. в СССР вступил в новый этап своего развития. Происходит дальнейшее отмирание религии по мере развития социализма и успехов коммуни-стич. воспитания, способствующих утверждению в обществ, сознании масс науч.-материалистич. мировоззрения.

Источник: Атеистический словарь

АТЕИЗМ В СССР
Победа Великой Окт. социалистич. революции привела к торжеству в России марксизма-ленинизма, а следовательно высшей формы научного атеизма - одной из важнейших, существенных сторон марксистско-ленинского мировоззрения. Атеизм стал предметом исследовании сов. ученых самых разл. специальностей - естествоиспытателей, историков, этнографов, археологов, лингвистов и др. Важное место заняли вопросы атеизма в трудах сов. философов. В научной разработке проблем атеизма сов. ученые опирались и опираются на труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, па решения КПСС и братских марксистско-ленинских партий по вопросам атеизма и атеистич. пропаганды, па критич. использование всех достижений мировой научной, филос, атеистич. и антиклерик. мысли.
Большую роль в развитии атеизма в СССР сыграли традиции передовой русской обществ, мысли, а также прогрессивной обществ, мысли всех народов СССР - традиции В. Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Т. Г. Шевченко, М. Л. Налбандяна, И. Г. Чавчавадзе, М. Ф. Ахундова, Абая Кунанбаева и мн. др. Серьезное значение для развития атеизма в СССР имело распространение работ таких выдающихся марксистов, как Г. В. Плеханов, П. Лафарг, А. Бебель, Ф. Меринг и др., а также произведений франц. материалистов XVIII в. Вопросы марксистско-ленинского атеизма разрабатывались и разрабатываются в трудах соратников и учеников В. И. Ленина - М. И. Калинина, Н.К. Крупской, А. В. Луначарского, И.И. Скворцова-Степанова, Е. М. Ярославского, Н. С. Хрущева и др., а также в трудах руководителей братских компартий - В. Гомулки, Д. Ибаррури, М. Кашена, П. Тольятти, М. Тореза, У. 3. Фостера и др. Значительную роль в истории атеизма в СССР, в его естеств.научном обосновании сыграли труды выдающихся сов. ученых-естествоиспытателей - С. И. Вавилова, И. В. Курчатова, Т. Д. Лысенко, И. В. Мичурина, И. П. Павлова, П. П. Паренаго, А. Н. Северцова, К. А. Тимирязева, О.Ю. Шмидта и мн. др. Освобождение масс от духовного гнета религии и широкое распространение среди них атеизма было обусловлено победой Окт. революции, ликвидировавшей господство эксплуатат. классов. С первых шагов своего развития и распространения атеизм в СССР натолкнулся на ожесточ. сопротивление реакц. духовенства, сектантских вожаков и псевдоученых представителей контррев. буржуазии и помещиков - тех бурж. «профессоров», к-рых В. И. Ленин вслед за И. Дицгеном именовал «дипломированными лакеями поповщины». Политике Сов. правительства, направленной на осуществление свободы совести граждан в стране, диалектич. и истор. материализму и научному атеизму эти озлобл. реакционеры противопоставили проповедь мистики и фанатизма, фидеизм и идеализм. Передовые ученые страны вместе с партией и широкой сов. общественностью провели активную идейную борьбу против подвизавшихся в Сов. стране распространителей идеализма и мистицизма, разоблачили их полную научную несостоятельность, их прямую связь с внутр. и внешней контрреволюцией. Атеисты разоблачили клеветнич. утверждение бурж. идеологов о том, что русский народ будто бы «религиозен по своей природе». Самым убедит, опровержением этого утверждения явился массовый отход верующих от религии, начавшийся вместе с Великой Окт. социалистич. революцией. Исследование истории свободомыслия и атеизма позволило также развеять в прах ложную легенду об отсутствии в России серьезных атеистич. и материалистич. традиций. Сов. наука установила, что такие традиции имеют глубокие корни в нар. массах и что прогрессивные мыслители народов СССР издавна связывали пропаганду передовых взглядов не только с борьбой трудящихся масс России против царского режима, но и с материализмом и атеизмом. Сов. историки доказали также прямую заинтересованность эксплуатат. классов царской России в распространении антинаучной религ. идеологии. Серьезную роль в этом сыграли труды известного русского историка-марксиста М. Н. Покровского.
Научная разработка проблем атеизма в СССР проводилась и проводится в неразрывной связи с массовым антирелиг. движением, начавшимся с Окт. революцией, и с проводимой партией пропагандой научно-атеистической. Развитие научного атеизма и массового антирелиг. движения в СССР шло под знаменем ленинских идей и заветов по вопросам атеизма и преодоления религии. На основе творч. развития В. И. Лениным марксистского атеизма была выработана политика Коммунистич. партии и Сов. гос-ва по отношению к религии и церкви. Партия с успехом использует богатый арсенал средств идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистич. миропонимания, для преодоления религ. предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. История распространения атеизма в СССР неотделима от истории сов. общества. Коренное преобразование экономики, культуры, идеологии и быта, начатое Великой Окт. социалистич. революцией, вызвало полный переворот в отношении нар. масс к религии. Декретом от 5 февр. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а школа от церкви и провозглашена свобода совести всех граждан. Массовому отходу трудящихся-верующих от религии и распространению антицерк. настроений сильнейшим образом способствовали события гражд. войны, когда белогвардейская контрреволюция сделала религию своим знаменем, а религ. орг-ции всех исповеданий активно боролись с Сов. властью. После своего поражения значит. часть наиболее реакц. церковников и религ. идеологов эмигрировала.
В 1918 в Конституции РСФСР впервые в истории было закреплено законом право граждан быть атеистами и вести антирелиг. пропаганду. В нач. 1919 в проекте программы РКП (б) В. И. Ленин в числе др. задач сов. строительства выдвинул и задачи борьбы за освобождение сознания трудящихся от религии в период перехода от капитализма к социализму. Неоценимое значение для развития атеизма в СССР имели идеи и указания В. И. Ленина о путях преодоления религ. предрассудков, формах и способах борьбы с религией, направлении и содержании антирелиг. пропаганды в условиях диктатуры пролетариата, содержащиеся в его выступлениях послеокт. периода. Особенно важную роль сыграла статья В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922), в к-рой, давая целую программу деятельности философам-марксистам, В. И. Ленин особо обращал их внимание на необходимость борьбы с религией и фидеизмом. Ленинские идеи о путях освобождения трудящихся от религ. предрассудков были положены в основу решений партии по вопросам борьбы с религией. Так, в резолюции XII съезда партии «О постановке антирелиг. агитации и пропаганды» (1923) дан анализ причин религиозности среди трудящихся, а также форм и способов атеистич. пропаганды, указано на необходимость изучать историю и происхождение религии. В решении XIII съезда партии «О работе в деревне» (1924) указаны особенности работы среди сектантов. Вопросы антирелиг. пропаганды получили отражение в решениях XVI съезда партии и в ряде спец. постановлений ЦК партии.
Одной из гл. задач сов. атеистов в их научно-исследоват. и пропаганд, деятельности в переходный период от капитализма к социализму являлось разоблачение контррев. классовой роли религ. орг-ций. Большое внимание уделялось также вскрытию антинаучной сущности религ. идеологии, исследованию проблем происхождения религии и совр. вероучений, критике «свящ. книг», выявлению происхождения и сущности религ. праздников и обрядов и т. д. Непосредств. участие в научной и пропаганд, работе в области атеизма принимали старые большевики-ленинцы: В. Д. Бонч-Бруевич, В. В. Воровский, Я. А. Красиков, II. К. Крупская, А. В. Луначарский, Н. А. Семашко, И. И. Скворцов-Степанов, Е. М. Ярославский и др.
И. И. Скворцов-Степанов - автор ряда научных исследований и популярных книг и брошюр по истории религии, истории христианства и иудаизма, о реакц. сущности религ. идеологии, контррев. деятельности церкви в период Окт. революции и гражд. войны. П. А. Красиков был бессменным редактором журн. «Революция и церковь» (1919—1924). Его статьи, печатавшиеся в этом журнале, изданы отдельным сборником «На церк. фронте» (1923). Сотрудник этого журнала б. cвящ. М. В. Горев (Галкин) опубликовал книги «Троицкая Лавра и Сергий Радонежский», «Голод и церковь» и др. В 1922 но инициативе П. А. Красикова и И.А. Шпицберга было создано научное об-во «Атеист» с целью пропаганды лучших трудов по критике религии. Об-во издавало с 1923 журн. «Атеист», изд-во «Атеист», существовавшее до 1932, опубликовало сборники «Мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о религии», «Мысли В. И. Ленина о религии», «Мысли Г. В. Плеханова о религии», переводы книг А. Древса, Д. Фрэзера, Д. Робертсона, ряд трудов сов. авторов, в т. ч. «Историю атеизма» //. П. Вороницына, «Историю русской церкви» //. М. Никольского, «Историю инквизиции» С. Г. Лозинского я др. Зимой 1922 под руководством Е. М. Ярославского в Коммунистич. ун-те им. Я. М. Свердлова в Москве был организован семинар по изучению проблем религии, ставивший целью готовить пропагандистов атеизма. Участники семинара стали активными пропагандистами атеизма, опубликовали ряд книг и брошюр. Сам Е. М. Ярославский еще в начале 20-х гг. опубликовал кн. «Библия для верующих и неверующих» (1923—1924), «Как родятся, живут и умирают боги и богини» (1923), «Мысли Ленина о религии» (1924) и др. Он был бессменным председателем Союза Воинств. безбожников СССР и ответств. редактором газ. и журн. «Безбожник», журн. ((Антирелигиозник» и др. атеистич. изданий. В 1920 в Коммунистич. академии была организована под руководством М. А. Репснера Комиссия по критике религ. идеологии. М. А. Рейснер опубликовал ряд работ о религии. Н. К. Крупская в своих трудах исследовала вопросы классовой сущности религии, методов ведения антирелиг. пропаганды, научно-атеистич. воспитания в сов. школе и семье.
Научно-исследоват. работа в области теории и истории атеизма и критики религии велась в Коммунистич. академии, в нек-рых ин-тах АН СССР, на ряде кафедр обществ, наук ун-тов и др. высших уч. заведений. Большая группа сов. атеистов, работавших в Москве, - И. П. Вороницып» Б. М. Завадовский, А. Г. Лукачевский, В. К. Никольский, Ф. М. Путипцев, А. Б. Ранович, Н. В. Румянцев, В. Л. Сарабьянов, С. Л. Урсынович и др. - опубликовала еще в 20-х гг. ценные труды по вопросам происхождения и ранних форм религии, истории религии и атеизма, истории христианства, происхождения христ. праздников и обрядов и др. В 20-х же годах профессора Л. Я. Штернберг и В. Г. Богораз-Тан в Ленингр. ун-те читали курсы лекций «Эволюция религ. верований» и основали в 1923 Музей сравнит, изучения религии. На Украине по вопросам критики религии писали В. С. Рожицын, И. В. Сухоплюев и др. В Минске проф. Н. М. Никольский, занимавшийся историей религии еще до 1917, организовал в Белор. Академии наук исследование истории религии и критики религ. идеологии. В 1928 в Ленингр. ун-те на истор. фак-те было создано под руководством Н. М. Маторина отделение по истории религии. В конце 20-х и начале 30-х гг. в 1-м Моск. гос. ун-те, а затем в Ин-те истории, философии и литературы А. Т. Лукачевский возглавил кафедру по истории религии «и атеизма. Атеистическую работу вел А. Логинов. В 1923 в Москве в результате большой работы, проделанной группой товарищей во главе с Б. П. Кандидовым, была создана антирелиг. выставка, к-рая послужила основой орг-ции Центр, антирелиг. музея, существовавшего до 1941. В 1932 в Ленинграде но инициативе В. Г. Богораза-Таиа на основе выставки, устроенной в 1930 Академией наук СССР, был создан в б. Казанском соборе Музей истории религии АН СССР. К 1940 в системе Наркомпроса РСФСР было 19 антирелиг. музеев.
В развитии атеизма в СССР и его распространении в массах огромную роль сыграла антирелиг. печать: газ. «Безбожник» (1922—1941), журн. «Безбожник» (1925—1941), «Атеист» (1923—1930), «Антирелигиозник» (1926—1941), «Воинств. атеизм» (1931), «Безбожник у станка» (1929—1932) и мн. др. Антирелиг. газеты и журналы издавались на мн. языках народов СССР: на украинском - журн. «Безвiрник», татарском - «Фен хем дин» (позже «Сугышчан алласыз»), башкирском - «Дегри», на узбекском - «Худасызлар», армянском - «Анаствац», немецком - «Нейланд», грузинском - «Мебрдзоли атеисти» и др. К 1932 в СССР издавалось 10 антирелиг. газет и 23 антирелиг. журнала. Эти издания способствовали развитию массового антирелиг. движения в стране. Особенно большую роль сыграла газ. «Безбожник», ставшая центром собирания сил атеистов. Возникшее при ней «Об-во друзей газ. «Безбожник»« было преобразовано в 1925 в Союз безбожников (впоследствии Союз Воинств. безбожников СССР - СВБ) - массовую орг-цию, насчитывавшую к нач. 1930 ок. 5 млн. членов. Союз Воинств. безбожников выполнил под руководством партии большую работу в области массовой пропаганды атеизма, издания антирелиг. литературы и ее распространения, подготовки квалифицир. кадров атеистов-пропагандистов, а также в деле привлечения к антирелиг. пропаганде широких слоев интеллигенции. Существовавшее при Центр. Совете СВБ антирелиг. изд-во (ГАИЗ) опубликовало много книг и брошюр по актуальным вопросам истории религии, критики идеологии и вероучения религий, имевших распространение в СССР, по теории и истории атеизма, методике антирелиг. пропаганды, а также ряд спец. антирелиг. учебников.
Вопросы атеизма и критики религии получили свое отражение также в учебниках и учебных пособиях по философии, в отдельных монографиях и коллективных трудах, посвященных истории обществ, мысли, в Большой Сов. Энциклопедии, в разл. исследованиях по вопросам истории, этнографии и т. д. Большая работа по пропаганде научно-атеистич. взглядов велась комсомолом, профсоюзами, а также через систему нар. просвещения и массовых культ.-просвет. учреждений (школы, клубы, избы-читальни, библиотеки, музеи, театры и т. д.). Активное участие в пропаганде атеизма принимали деятели науки, здравоохранения, мастера искусства и литературы. Выдающиеся сов. писатели М. Горький, Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. С. Серафимович и др., художники Д. Моор, М. Черемных, В. Дени и др. внесли крупный вклад в атеистич. воспитание трудящихся. В процессе коренных социалистич. преобразований и в результате проведенной партией идеологич. работы в атеистич. воспитании трудящихся были достигнуты большие успехи. Так, уже в 1935 Е. М. Ярославский отмечал, что по крайней мере около половины населения СССР полностью или частично порвало с религией (см. передовую журн. «Антирелигиозник», 1935, № 6).
В 30-х гг. партия проводила большую работу по выполнению поставленной XVI съездом ВКП(б) задачи - закрепить и развить успехи, достигнутые в деле освобождения трудящихся от влияния религии. В результате построения социализма в СССР, с полной ликвидацией эксплуатат. классов, были подорваны социальные корни религии, церковь лишилась социальной, классовой базы. Широко развернувшаяся культурная революция способствовала дальнейшему росту массового атеизма среди трудящихся. В работе по пропаганде атеизма потребовались новые формы и методы, соответствующие изменившимся условиям. Повысились требования к теоретич. уровню научных исследовании и пропаганды в области атеизма. Процесс преодоления религ. пережитков и развитие атеизма и атеистич. пропаганды в СССР происходили не без трудностей и противоречий. Немалый ущерб делу был нанесен культом личности Сталина (администрирование в борьбе с религией, лакировка действительности, необоснованные репрессии против руководящих атеистич. кадров и др.).
В годы Великой Отечеств, войны атеистич. пропаганда, в частности деятельность СВБ, почти прекратилась. В тяжелой военной обстановке не было реальной возможности регулярно вести широкую атеистич. пропаганду. Однако и в первые послевоенные годы, в условиях культа личности, научно-атеистич. пропаганда не была развернута в соответствии с потребностью в ней. Между тем, за годы войны, в условиях обрушившихся на каждую семью трудностей и несчастий, влияние религии среди нек-рой части сов. людей возросло, и нужны были действенные меры но усилению атеистич. пропаганды. Положение стало изменяться после ликвидации культа личности Сталина и восстановления ленинских норм парт, и гос. жизни. ЦК КПСС в своем Постановлении от 7 июля 1954 осудил утвердившееся среди нек-рых парт, и сов. работников ошибочное мнение, будто с ликвидацией классовой базы церкви и пресечением ее контррев. деятельности отпала необходимость в активной атеистич. пропаганде и будто в ходе строительства коммунизма религ. идеология стихийно изживает себя. В Постановлении был указан ряд мер по развертыванию научно-атеистич. пропаганды парт., гос. и обществ, орг-циями и ведомствами. В Постановлении ЦК КПСС от 10 ноября того же года были подвергнуты суровой критике имевшие место ошибки в проведении атеистич. пропаганды (факты оскорбления религ. чувств верующих, адм. вмешательства в деятельность религ. объединений и групп и т. п.). В Постановлении дан глубокий анализ социально-экономич. основ развития массового атеизма в СССР, указаны пути и средства преодоления религ. пережитков.
В последующие годы благодаря мерам, принятым ЦК КПСС, антирелиг. пропаганда в стране стала усиливаться и улучшаться. Местные нарт, орг-ции стали более внимательно относиться к этой работе. Всесоюзное об-во по распространению полит. и научных знаний (ныне об-во «Знание»), к к-рому перешли функции пропаганды атеизма ликвидированного СВБ, стало более широко развертывать лекционную и др. формы пропаганды атеизма. Больше стали уделять внимания этой работе органы печати, радио. С 1959 начал выходить журн. «Наука и религия», к-рый играет большую роль в широкой пропаганде атеизма. Введено преподавание факультативного курса основ научного атеизма в высших уч. заведениях. Большой размах получила научно-исследоват. работа по вопросам атеизма и критики религии. При активном участии В. Д. Бонч-Бруевича был восстановлен в Ленинграде Музей истории религии и атеизма АН СССР (ныне находится в ведении Мин-ва культуры РСФСР), создан сектор истории религии и атеизма в Ин-те истории АН СССР и организовано издание периодич. сборников «Вопросы истории религии и атеизма» (с 1950), «Ежегодник Музея истории религии и атеизма» (с 1957) и серии книг «Научно-атеистическая библиотека», включающей лучшие работы в области критики религии. В 1959 в Ин-те философии АН СССР создан сектор атеизма. Группы по вопросам истории и критики религии были созданы в Ин-те этнографии и Ин-те народов Азии. В 1959 при Отделении филос. и правовых наук СССР создан Научный совет по координации работы в области атеизма и критики религии. В Ин-тах философии АН УССР и АН БССР созданы секторы атеизма. Научно-исследоват. работу в области атеизма ведут кафедры философии Академии обществ, наук при ЦК КПСС и кафедры теории и истории атеизма в Моск. и Киевском ун-тах. Па филос. фак-те Ленипгр. ун-та имеется историко-атеистич. отделение. Почти при всех названных научных учреждениях есть аспирантура по теории и истории атеизма и истории религии.
В издаваемых сов. учеными монографиях, коллективных исследованиях, учебниках и др. изданиях по вопросам философии, истории, этнографии и др. серьезное внимание уделяется вопросам теории н истории атеизма, истории религии, критике религ. идеологии и фидеизма. Вопросы атеизма освещаются па страницах журн. «Вопросы философии», «Филос. науки» и др. В многотомных трудах «Всемирная история», «История философии» и др., в Большой и Малой Сов. Энциклопедиях, в Филос. и Истор. энциклопедиях и др. фундаментальных изданиях уделяется значит. место вопросам атеизма и истории религии. Издается научно-атеистич. литература центр, и обл. изд-вами. В научной и пропаганд, работе по атеизму участвуют крупные сов. ученые - академики. Сов. учеными, в особенности за последние годы, проведены серьезные научные исследования и опубликованы мн. труды по актуальным проблемам атеизма и критики религии - по осн. вопросам теории и истории атеизма (д-ра филос. н. Н. И. Губанов, X. Н. Момджян, И. Д. Панцхава, И. П. Цамерян, М. И. Шахнович, канд. ф. н. Г. Л. Андреев, Б. Т. Григорьян, Ю. Я. Коган, П. Ф. Колоницкий, Ф. Н. Олещук, В. И. Прокофьев, B. К. Танчер, Д. М. Угринович, С. Н. Худяков и др.), по происхождению и ранним формам религии (д-ра истор. н. А. Ф. Анисимов, С. А. Токарев, кандидаты истор. н. В. Ф. Зыбковец, Б. И. Шаревская, канд. филос. н. А. Д. Сухов и др.), по происхождению христианства (д-р истор. н. А. Г.Г. Каждан, проф. С. И. Ковалев, проф. Н. П. Розенталь, кандидаты истор. н. М. М. Кубланов, Я. А. Ленцман и др.), по истории и критике идеологии католицизма и протестантизма (акад. С. Д. Сказкин, д-ра истор. н. В. И. Рутенбург, Н. А. Сидорова, М. М. Смирин, М. М. Шейнман, кандидаты истор. н. Л. Н. Великович, И. Р. Григулевич, М. А. Заборов, Б. Я. Рамм, канд. филос. н. А. Н. Чанышев и др.), по истории и критике идеологии православия (д-ра истор. н. И. У. Будовниц, А. А. Зимин, А. М. Самсонов, Л. В. Черепнин, канд. истор. н. М. М. Персии, Е. Ф. Грекулов и др.), по критике иудаизма (М. С. Альтшулер, канд. истор. п. И. Д. Амусин, доц. М. С. Беленький и др.), по истории ислама и критике его идеологии (д-ра истор. н. Е. А. Беляев, Н. А. Смирнов, X. М. Хаптаев, проф. Л. И. Климович, кандидаты филос. п. С. М. Гаджиев, II. К. Кулиев и др.), по вопросам истории и критики идеологии христ. сектантства (д-р истор. н. А. PI. Клибанов, канд. филос. п. Л. Н. Митрохин и др.), по естеств.научным вопросам атеизма (д-ра филос. н. Н. С. Мансуров, Г. В. Платонов, Е. В. Шорохова, кандидаты филос. н. Г. А. Гурев, С. А. Петрушевский, В. А. Шишаков и др.). Мн. сов. философы посвятили исследования разоблачению новейших форм идеализма, фидеизма в зарубежной бурж. философии, социологии, этике и др. проблемам атеизма (д-ра филос. н. М. П. Баскин, Б. Э. Быховский, И. А. Крывелев, Т. И. Ойзерман, канд. филос. н. А. И. Ардабьев, П. К. Курочкин, Ю. А. Левада и др.). Большая работа проведена также сов. историками философии по восстановлению истинного значения деятельности передовых мыслителей прошлого - материалистов и атеистов. Огромное значение для подъема всей идеологич. работы партии в стране и, в частности, для усиления и совершенствования атеистич. воспитания трудящихся имели XXII съезд КПСС и принятая съездом Программа партии. Указания Н. С. Хрущева, сделанные в Отчетном докладе ЦК на съезде, о необходимости создания продуманной и стройной системы научно-атеистич. воспитания трудящихся, содержащиеся в Программе партии положения о путях формирования научного, материалистич. мировоззрения трудящихся и преодоления религ. пережитков представляют важный вклад в развитие научного атеизма. Вопросам формирования научного мировоззрения и атеистического воспитания трудящихся было посвящено расширенное заседание Идеологической Комиссии при ЦК КПСС в ноябре 1963. В докладе секретаря ЦК КПСС Л. Ф. Ильичева, сделанном на этом заседании, были освещены важнейшие вопросы атеистического воспитания. Выработанные Идеологической Комиссией практические рекомендации но созданию системы атеистической воспитательной работы были одобрены Постановлением Центрального Комитета КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения».
В борьбе за построение коммунизма растет и воспитывается человек с материалистич., атеистич. мировоззрением. В СССР сложился сов. образ жизни, сформировался духовный облик нового человека. «...Верующих в бога становится все меньше и меньше - растет молодежь, а она, в подавляющем большинстве, не верит в бога, - говорил Н. С. Хрущев. - Народное просвещение, распространение научных знаний, изучение законов природы но оставляют места для веры в бога» (Хрущев Н. С. За прочный мир и мирное сосуществование. М., 1958, с. 313—314). Осуществляемая в СССР планомерность во всей обществ.-хоз. деятельности народа «в сочетании с культурной революцией и активной борьбой против пережитков прошлого в сознании людей приведет к полному отмиранию религии. Религ. отражение мира исчезает в сознании людей, т. к. отношения практич. повседн. жизни выражаются в ясных, разумных связях между людьми и между человеком и природой. Атеизм в СССР стал массовым явлением. С религией порвали широкие массы трудящихся города и деревни. Построение коммунистич. общества в Сов. Союзе в кратчайший истор. срок - в 20 лет, - предначертанное Программой КПСС, будет иметь решающее значение в деле полного преодоления пережитков капитализма, в т. ч. и религ. пережитков, в сознании и поведении членов нашего общества.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.