Среди домарксистских атеистов особое место занимают русские рев. демократы и материалисты Белинский (1811—1848), Герцен (1812—1870), Чернышевский (1828—1889), Добролюбов (1836—1861), Писарев (1840—1868), к-рые во мн. вопросах пошли дальше бурж. атеистов Запада. Атеизм этих русских мыслителей был продолжением той материалистич. линии, основоположниками к-рой в России были великий ученый Ломоносов (1711—1765) и выдающийся философ Радищев (1749-1802). В условиях царско-самодерж. крепостнич. России, жестокого преследования прогрессивной мысли и строжайшей цензуры невозможно было выступать открыто с критикой религии и церкви. Но в своих трудах русские мыслители подвергали глубокой критике основы религ. мировоззрения, доказывали непримиримую противоположность его с данными науки. В бесцензурных же произведениях эти мыслители разоблачали реакц. социальную роль религии, показывали, что религия учит смирению и добровольному рабству и служит уздой для народа. Замечат. образцом такого бесцензурного произведения является письмо Белинского к Гоголю от 3 июля 1847, в к-ром автор страстно критиковал и разоблачал реакц. роль русской правосл. церкви. Русские материалисты, будучи во многом свободны от метафизич. ограниченности, присущей вообще домарксовскому материализму, внесли ценный вклад в филос. обоснование атеизма. Опираясь на достижения современного им естествознания, Герцен, Чернышевский и др. разоблачали фидеизм идеалистов, их попытки паразитировать на трудностях и не решенных еще проблемах науки. Важным преимуществом атеизма русских мыслителей но сравнению с атеизмом франц. материалистов и Л. Фейербаха было также то, что он был обращен к широким массам, а не к узкому кругу. Социальная база этого атеизма, связь его с народом были значительно шире. Однако истор. условия крепостнич. России не дали русским рев. демократам возможности полностью преодолеть недостатки, характерные для домарксовского материализма и атеизма. Они в объяснении обществ, жизни оставались в общем на идеалистич. позициях, что помешало им дать правильное объяснение сущности религии как формы обществ, сознания, вскрыть ее социальные корни и указать подлинные пути ее преодоления.
Атеизм и материализм великих русских мыслителей оказал большое благотворное влияние на формирование и развитие передовой обществ, мысли и атеизма у др. народов России. Последователями и учениками русских мыслителей были гениальный укр. поэт Т. Г. Шевченко (1814—1861), выдающийся арм. философ М. Л. Налбандян (1829—1866), крупнейший азерб. философ и поэт М.-Ф. Ахундов (1812—1878), замечат. казахский ученый-просветитель Ч. Ч. Валиханов (1835—1865), выдающийся груз, писатель И. Г. Чавчавадзе (1837—1907) и мн. др., внесшие большой вклад в развитие атеистич. мысли. Все формы домарксовского атеизма отражали истор. ограниченность научных знаний и ограниченность интересов тех непролетарских классов, идеологию к-рых они выражали. Домарксовский атеизм не был до конца последоват., научным атеизмом. Однако он сыграл исключительно важную истор. роль в борьбе с религией и церковью, в расчистке путей для возникновения последовательно научного атеизма - атеизма марксистского.