высшая форма атеизма. Классики марксизма-ленинизма, преодолев ограниченность и непоследовательность буржуазного атеизма, поставили атеизм на подлинно научную основу. Характеризуя сущность А. м., В. И. Ленин писал: «Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов 18 века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс» (т. 17, с. 418).
Завоеванием А. м. является раскрытие социальных корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксовских атеистов А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа «сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия» (т. 3, с. 2).
А. м. свободен от классовой ограниченности, обращен не к отдельным представителям образованной части об-ва, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафинированных форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологический, гносеологический и психологический анализ религии. Социологический анализ религии позволяет вскрыть социальные причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в общественной жизни и выполняемые ею социальные функции. Гносеологический анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности религиозного сознания, «механизм» иллюзорного восполнения действительности, познавательные корни формирования религиозных верований. Психологический анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религиозных чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности.
В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистическую мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историческую и классовую ограниченность предшествующих атеистических учений. Он материалистически объясняет источники религиозных верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами социального и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религиозных иллюзий. Классики марксизма подчеркивали, что религия должна быть «преодолена научно, то есть объяснена исторически…» (т. 18, с. 578). С этой задачей может справиться только такая теория, которая опирается на прочный фундамент диалектико-материалистической философии.
Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и чуждых ему социальных условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакц. классов, заинтересованных в увековечивании религиозных и социальных иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми общественно-экономическими порядками, извращенным отражением к-рых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творческой активности масс для борьбы за изменение условий земной жизни.
А. м. ставит задачу не только освободить сознание человека от заблуждений и предрассудков, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Главной задачей А. м. является формирование таких научных представлений, духовных ценностей и нравственных идеалов, которые способны обогатить человека культурными ценностями, повысить его политическую сознательность. А. м., опираясь на достижения естественных и общественных наук, утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы исторического развития, судьбы человеческого существования на земле, который, с одной стороны, отвергает религиозно-богословскую интерпретацию, а с другой — дает научно обоснованное решение этих фундаментальных проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собственных силах, возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистическая сущность А. м. состоит в том, что для него «критика религии завершается учением, что человек — высшее существо для человека» (Маркс).
А. м. формирует у трудящихся масс материалист. мировоззрение, являющееся по своему содержанию и общественной значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистической сознательности и убежденности. А. м. является теоретической основой системы атеистического воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейного воздействия на верующих.
АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ
Атеизм марксистский
АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ
самая последоват. и цельная система научных, материалистич. взглядов, опровергающих религ. воззрения. И этом смысле А. м. рассматривается как высшая форма атеизма. Он не оставляет никаких лазеек для поповщины и всякого рода мистики в объяснении явлений - природы и общества. Последоват. научность А. м. обусловливается его особой классовой природой и научно-филос. основой. А. м. возник на базе рев. классовой борьбы пролетариата и выражает интересы рабочего класса и трудящихся масс. Интересы пролетариата полностью совпадают с объективными закономерностями развития общества. Именно поэтому А. м. свободен от той классово ограниченности, к-рая характерна для всех домарксовских и немарксистских форм атеизма. Филос. основой А. м. служит диалектич. и истор. материализм, развивающийся в неразрывной связи со всеми завоеваниями научной мысли, с развитием естествознания. Благодаря возникновению диалектич. материализма были преодолены все недостатки и ограниченность старого материализма и дано последовательно научное объяснение всей реальной действительности, материального мира как единого целого, развивающегося по своим объективным законам. К. Маркс и Ф. Энгельс распространили материалистич. учение на объяснение обществ, жизни. Истор. материализм вскрыл объективные законы развития общества, дал единственно правильное научное, материалистич. объяснение истории и изгнал из этой обширной области идеализм, к-рый до того господствовал в ней. Т. о., благодаря истор. материализму, этому великому завоеванию марксизма, был нанесен смертельный удар по идеалистич. и религ. взглядам на обществ, жизнь и обществ, явления. Возникновение марксизма и марксистской философии знаменовало собой революцию, качеств, скачок в истории материализма и атеизма, возникновение высшей формы материализма - диалектич. и истор. материализма - означало одновременно и появление высшей формы атеизма - А. м. Являясь филос. основой А. м., диалектич. и истор. материализм придают ему непреоборимую силу научной последовательности и Воинств. непримиримости ко всем формам религии и фидеизма. В А. м. преодолены все недостатки старого атеизма, дано решение тех проблем, к-рые были выдвинуты еще атеистами домарксовской эпохи, но не получили в то время правильного решения. В. И. Ленин, развивая марксизм в новых истор. условиях империализма, пролетарских революций и строительства социализма, внес неоценимый вклад в развитие А. м., поднял его на новую, более высокую ступень.
А. м. дает последовательно научное объяснение сущности религии, ее социальных и гносеологич. корней (см. Корни религии) в разл. истор. периоды, указывает пути и средства полного освобождения трудящихся от религ. дурмана. «Только философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы», - писал В. И. Ленин (Соч. Изд. 5. Т. 23, с. 47). В работах классиков марксизма-ленинизма дано всестор. филос. обоснование научного атеизма, подвергнута сокрушит. критике идеалистич. философия во всех ее формах, вскрыта органич. связь между нею и религией. В. И. Ленин называл идеализм утонченной поповщиной, идейной основой религии. А. м. дал глубокое научное объяснение социальной функции религии, ее реакц. роли в жизни общества. Он доказал, что религ. идеология никогда в истории общества не играла прогрессивной роли, а всегда оправдывала социальный гнет и эксплуатацию, невежество и нищету. Все религ. верования всегда заставляли людей подчиняться и склоняться перед гнетущими их силами. Эта социальная роль религии выражена образно и ярко в изречении К. Маркса: «Религия есть опиум народа» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 1, с. 415). В. И. Ленин называл это изречение краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии (см. его Соч. Изд. 5. Т. 17, с. 416). Религия в классовом обществе - одна из форм эксплуатат. идеологии. Церковь (религ. орг-ции) в этом обществе связана тысячами нитей с господств. классами и служит эксплуатат. гос-ву. В странах социалистич. системы религия и церковь также играют реакц. роль - мешают развертыванию творч. инициативы и активности верующих трудящихся в строительстве социализма и коммунизма.
А. м., в отличие от бурж. атеизма, имеющего абстрактно-просветительский характер, не ограничивается разоблачением антинаучного и реакц. существа религии, а ставит своей задачей освобождение трудящихся от религ. предрассудков. «Мы должны бороться с религией, - писал В. И. Ленин. - Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс. Борьбу с религией нельзя ограничивать абстрактно-идеологической проповедью, нельзя сводить к такой проповеди; эту борьбу надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии» (там же, с. 418). Сознание трудящихся в условиях капиталистич. общества развивается и освобождается от влияния бурж. идеологии и религ. предрассудков в целом в той мере, в какой они включаются в активную классовую борьбу против бурж. строя. Необходимое условие освобождения масс от религ. дурмана - их социальное освобождение, победа пролетарской революции и социалистич. преобразование общества. Опыт классовой борьбы во всех странах, социалистич. строительство в СССР и др. странах социалистич. системы подтвердили правильность указанного положения А. м. практически (см. Атеизм в СССР).
А. м. отличается от старого атеизма также тем, что, разоблачая антинаучную сущность религ. мировоззрения, противопоставляет ему цельную научную картину мира - всестороннее научно обоснованное объяснение закономерностей развития природы, общества и человеч. сознания, не оставляющее никаких лазеек и возможностей для протаскивания поповщины. Благодаря филос. обобщению диалектич. материализмом всех новейших открытий и достижений совр. естествознания, А. м. выступает во всеоружии в борьбе с фидеистич. извращениями этих открытий. Т. о., марксистский атеизм есть самый последоват. научный атеизм. Истинность его осн. положений подтверждена практикой, особенно опытом СССР, где атеизм стал достоянием самых широких масс. А. м. получил свое дальнейшее развитие и обогащение в работах выдающихся деятелей Коммунистич. партии Сов. Союза и братских партий, сов. ученых и ученых-марксистов др. стран. В период развернутого строительства коммунизма происходит формирование нового человека, свободного от всех пережитков капитализма, в т. ч. и от религ. пережитков. В решениях XXII съезда партии, Программе КПСС, докладах II. С. Хрущева на съезде и в др. парт, решениях указаны конкретные пути полного преодоления религ. пережитков и формирования научного атеистич. мировоззрения у всех сов. людей.
А. м. дает последовательно научное объяснение сущности религии, ее социальных и гносеологич. корней (см. Корни религии) в разл. истор. периоды, указывает пути и средства полного освобождения трудящихся от религ. дурмана. «Только философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы», - писал В. И. Ленин (Соч. Изд. 5. Т. 23, с. 47). В работах классиков марксизма-ленинизма дано всестор. филос. обоснование научного атеизма, подвергнута сокрушит. критике идеалистич. философия во всех ее формах, вскрыта органич. связь между нею и религией. В. И. Ленин называл идеализм утонченной поповщиной, идейной основой религии. А. м. дал глубокое научное объяснение социальной функции религии, ее реакц. роли в жизни общества. Он доказал, что религ. идеология никогда в истории общества не играла прогрессивной роли, а всегда оправдывала социальный гнет и эксплуатацию, невежество и нищету. Все религ. верования всегда заставляли людей подчиняться и склоняться перед гнетущими их силами. Эта социальная роль религии выражена образно и ярко в изречении К. Маркса: «Религия есть опиум народа» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 1, с. 415). В. И. Ленин называл это изречение краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии (см. его Соч. Изд. 5. Т. 17, с. 416). Религия в классовом обществе - одна из форм эксплуатат. идеологии. Церковь (религ. орг-ции) в этом обществе связана тысячами нитей с господств. классами и служит эксплуатат. гос-ву. В странах социалистич. системы религия и церковь также играют реакц. роль - мешают развертыванию творч. инициативы и активности верующих трудящихся в строительстве социализма и коммунизма.
А. м., в отличие от бурж. атеизма, имеющего абстрактно-просветительский характер, не ограничивается разоблачением антинаучного и реакц. существа религии, а ставит своей задачей освобождение трудящихся от религ. предрассудков. «Мы должны бороться с религией, - писал В. И. Ленин. - Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс. Борьбу с религией нельзя ограничивать абстрактно-идеологической проповедью, нельзя сводить к такой проповеди; эту борьбу надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии» (там же, с. 418). Сознание трудящихся в условиях капиталистич. общества развивается и освобождается от влияния бурж. идеологии и религ. предрассудков в целом в той мере, в какой они включаются в активную классовую борьбу против бурж. строя. Необходимое условие освобождения масс от религ. дурмана - их социальное освобождение, победа пролетарской революции и социалистич. преобразование общества. Опыт классовой борьбы во всех странах, социалистич. строительство в СССР и др. странах социалистич. системы подтвердили правильность указанного положения А. м. практически (см. Атеизм в СССР).
А. м. отличается от старого атеизма также тем, что, разоблачая антинаучную сущность религ. мировоззрения, противопоставляет ему цельную научную картину мира - всестороннее научно обоснованное объяснение закономерностей развития природы, общества и человеч. сознания, не оставляющее никаких лазеек и возможностей для протаскивания поповщины. Благодаря филос. обобщению диалектич. материализмом всех новейших открытий и достижений совр. естествознания, А. м. выступает во всеоружии в борьбе с фидеистич. извращениями этих открытий. Т. о., марксистский атеизм есть самый последоват. научный атеизм. Истинность его осн. положений подтверждена практикой, особенно опытом СССР, где атеизм стал достоянием самых широких масс. А. м. получил свое дальнейшее развитие и обогащение в работах выдающихся деятелей Коммунистич. партии Сов. Союза и братских партий, сов. ученых и ученых-марксистов др. стран. В период развернутого строительства коммунизма происходит формирование нового человека, свободного от всех пережитков капитализма, в т. ч. и от религ. пережитков. В решениях XXII съезда партии, Программе КПСС, докладах II. С. Хрущева на съезде и в др. парт, решениях указаны конкретные пути полного преодоления религ. пережитков и формирования научного атеистич. мировоззрения у всех сов. людей.