АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Атеистическое воспитание
составная часть коммунистического воспитания, целенаправленное воздействие на людей для выработки у них научно-материалистического мировоззрения, атеистической убежденности. Необходимость А. в. в условиях социализма обусловливается одной из важнейших задач коммунистического строительства — воспитанием нового человека. Этот процесс неразрывно связан с преодолением в сознании и поведении людей пережитков прошлого, в т. ч. религ. предрассудков. Научной основой А. в. является марксизм-ленинизм. Объективные условия, создающие возможности для широкой воспитательной работы по преодолению религ. пережитков, формирования атеистической убежденности, возникают в результате рев. преобразования об-ва, утверждения новых социалистических отношений. Социальные корни религии оказываются подорванными. Предопределенный объективными законами процесс отмирания религии не происходит стихийно. К. Маркс писал: «…наше мнение таково: религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» (т. 45, с. 474). Огромное значение в А. в. имеют такие факторы, как культурная революция, повышение общеобразовательного уровня народа, марксистско-ленинское образование трудящихся и др. В практике воспитательной работы в нашей стране выработаны различные формы и методы А. в. Среди них: воспитание детей и подростков в семье и школе, научно-атеистическая пропаганда, идейное воздействие на людей средствами массовой информации и пропаганды, участие различных общественных орг-ций в формировании атеистической убежденности, внедрение новых социалистических праздников и обрядов, преодоление религ. обрядности и др. При воспитательной работе среди верующих соблюдается дифференцированный подход к различным группам населения. Учитывая то, что значительная часть верующих не связана с общественно полезным трудом, важно осуществлять А. в. по месту жительства. Во всех случаях необходимо относиться к верующим с большим тактом, не оскорбляя их религ. чувств. Важная роль в А. в. принадлежит конкретным социологическим исследованиям религиозности населения, эффективности атеистической работы, что позволяет вырабатывать наиболее действенные методы влияния на людей. А. в. предполагает не только критику религии, религ. морали, но и утверждение позитивной жизненной программы, научно-материалистических взглядов и представлений, норм коммунистической нравственности. Это обусловливает необходимость использования в А. в. достижений науки и общественной практики. Однако главным в отрыве людей от религии, формировании у них атеистической убежденности является вовлечение их в активную производственную и общественную деятельность. В данном случае важная воспитательная функция принадлежит производственным трудовым коллективам. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения является сердцевиной всей идейно-воспитательной работы партии, все партийные, общественные орг-ции должны рассматривать А. в. как одну из актуальнейших задач строительства коммунистического об-ва.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
воздействие на людей в целях выработки науч.-материалистич. мировоззрения и преодоления релнг. верований. Следует различать объективные предпосылки А. в., т. е. определенные соц.-экономич. условия, в рамках к-рых оно осуществляется, и субъективную сторону, т. е. само целе-направл. воспитат. воздействие на людей. Марксизм требует учета тех объективных соц. условий, в к-рых развертывается А. в. Возможности А. в. в капиталистич. об-ве крайне ограниченны. Лишь социализм, подрывая соц. корни религии, создает благоприятные возможности для широкого развертывания А. в. Преодоление религии и формирование атеистич. сознания масс неразрывно связаны в нашем об-ве с экономич., соц. и культурными преобразованиями, происходящими в процессе дальнейшего развития социализма. Именно эти преобразования создают объективную основу для А. в. трудящихся. А. в. в условиях социализма является необходимой сост. частью коммунистич. воспитания. Человек не рождается атеистом, так же как он не рождается верующим. Он становится атеистом под влиянием соц. среды, под воздействием различных факторов, включая семью, школу, книги, средства массовой информации, традиции и обычаи и т. п. А. в. в социалистич. об-ве призвано не только сформировать у каждого, труженика основы науч. мировоззрения, но и сделать его способным противостоять религ. влиянию, привить навыки атеистич. пропаганды. А. в. неразрывно связано с др. направлениями «коммунистич. воспитания: политич., интернац., трудовым, нравств., эстетич. Оно представляет собой не изолированный участок идеологич. работы, а определенный аспект единого и целостного воспитат. процесса, осуществляемого под руководством партии. Значение комплексного подхода в процессе коммунистич. воспитания было особо подчеркнуто XXV съездом КПСС. Необходимость комплексного подхода в А. в. определяется, в части., тем обстоятельством, что религия в со-циалистич. об-ве связана со мн. пережитками прошлого в быту и в сознании людей: национализмом, индивидуализмом и эгоизмом, отжившими обычаями и традициями и т. п. В содержании А. в. можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта: во-первых, критич. аспект, т. е. критику религ. мировоззрения, выяснение науч. несостоятельности религ. картины мира, религ. концепций общества и человека; во-вторых, позитивный аспект, т. е. противопоставление осн. религ. мифам и идеям науч., диалектико-материалистич. понимания объективного мира, объяснение сущности религии, причин ее существования, ее историч. преходящего характера. Если А. в. ограничивается только критикой религии, то оно выполняет лишь часть задачи: разрушение религ. веры, но не обеспечивает утверждения атеистич. мировоззрения, науч. взгляда на мир. Важность позитивного аспекта А. в. определяется также тем, что в нашей стране имеются группы населения, к-рые выросли в без-религ. среде и не являются верующими, но в то же время еще не стали убежден, и сознат. атеистами. Подобных людей важно убедить не только в иллюзорности и ненаучности религ. идеологии, но и в глубине и правильности атеистич. мировоззрения, в том, что только последнее способно дать науч.-обоснован. ответы на важнейшие мировоззренч. и нравств. проблемы современности. Этих людей необходимо научить навыкам идейн. борьбы с религией, сделать их способными противостоять любым религ. влияниям. Т. о., А. в. в нашей стране необходимо не только для той части населения, к-рая еще не освободилась от религиозности, но и для той его части, к-рая свободна от ре-лиг. верований, но еще не стала на позиции сознат. атеизма. А. в. представляет собой сложный и многосторонний процесс, в к-ром применяются различные методы, формы и средства идеологич. воздействия. Наряду с этим используются и иные формы воспитат. воздействия (внедрение безрелиг. обрядов, вовлечение трудящихся в активную производств., обществ. и кулыурн. деятельность и т. п.). Необходимо, чтобы все эти методы и средства были взаимосвязаны и согласованы между собой. Это достигается с помощью системы науч.-атеистич. воспитания.
Источник: Атеистический словарь
Атеистическое воспитание
франц. ath?isme — безбожие) — целенаправленное воздействие на людей для формирования у них научно-материалистического мировоззрения, преодоления религиозных предрассудков. Как составная часть коммунистического воспитания масс, А. в. в нашей стране играет важную роль в воспитании нового человека, вооруженного передовой марксистско-ленинской идеологией, свободного от груза пережитков прошлого, обладающего прочными атеистическими убеждениями. При социализме оказываются подорванными наиболее глубокие, социальные корни религии, порожденные классово-антагонистическим строем, различными формами социального и национального угнетения. Тем самым создаются объективные условия для преодоления религии. Однако это не означает, что преодоление религиозных предрассудков происходит стихийно, самотеком. Дело в том, что религиозные предрассудки, верования отличаются большой живучестью. Они сохраняются в силу традиции, их поддерживают церковные и сектантские организации, определенную роль в их сохранении играет также низкий культурный уровень части населения. Поэтому наряду с социально-экономическими преобразованиями важным фактором преодоления религии становится активная, целенаправленная воспитательная работа. Маркс писал: «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин о религии. М., 1975, с. 20). В нашей стране А. в. развернулось с первых лет Советской власти в условиях отделения церкви от государства и школы от церкви, роста культурного уровня трудящихся. Принятие важных партийных решений по вопросам научно-атеистической пропаганды, развитие массового атеистического движения, широкая пропаганда атеизма, проводившаяся издательствами, журналами, газетами, другими средствами массовой информации и пропаганды, способствовали отходу подавляющей части населения страны от религии. В нашей стране сложилась широкая система А. в., выступающая как важная составная часть всей идеологической работы. Она предполагает охват всех групп населения с учетом их различных культурных и демографических характеристик. Одна из важнейших задач А. в. — вовлечение верующих и колеблющихся в активную производственную, политическую, общественную, культурную деятельность. Повседневное участие в жизни трудового коллектива приводит человека к осознанию своего места в обществе, утверждению в сознании людей принципов коллективизма, норм морали коммунистической. А. в. требует применения самых разнообразных форм и методов воздействия на людей. Это и массовые формы распространения атеистических знаний (лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера), и индивидуальная работа с верующими, и использование средств массовой информации и пропаганды, а также культурно-просветительных учреждений. Ленин подчеркивал, что массам необходимо дать «самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.» (т. 45, с. 26). В А. в. наряду с критикой религиозной идеологии и пропагандой научно-материалистического мировоззрения используются различные средства эмоционально-психологического влияния на людей. К ним относятся прежде всего формирование и внедрение в быт новой гражданской обрядности, способствующей вытеснению религиозных праздников и обрядов. В последние годы широкое распространение получили конкретные социологические исследования, которые помогают не только получать представление об уровне, характере, степени религиозности и ее проявлений среди различных групп населения, но и выявлять тенденции, динамику и закономерности высвобождения людей из-под влияния религии, вырабатывать наиболее действенные в данных конкретных условиях формы и методы А. в. Действенность его зависит от последовательности, систематичности, целеустремленности, наступательности, сочетания с другими формами воспитательной работы при дифференцированном подходе к различным группам населения. Именно комплексный подход к А. в. определяет его эффективность. При этом целью его является не только критика религиозной идеологии, религиозных верований, но и утверждение научно-материалистических взглядов и представлений, норм коммунистической нравственности. Это обусловливает необходимость использования в А. в. всех достижений современной науки, неразрывную связь его с практикой коммунистического строительства.
Источник: Научный коммунизм. Словарь
АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
систематич. и направл. воздействие на человека в целях выработки у него материалистич. мировоззрения и преодоления религ. заблуждений и предрассудков. А. в. включает в себя разл. формы и методы воспитания: воспитание детей в семье и школе, устную и печатную пропаганду атеистическую среди населения, воспитат. воздействие обществ, орг-ций и др. Как и во всякой иной области воспитания, в А. в. следует различать объективные предпосылки, т. е. определ. социально-экономич. условия, и субъективную сторону воспитания, т. е. само воздействие на людей с воспитат. целью. В социалистич. обществе созданы объективные предпосылки, в целом обеспечивающие успех А. в.: социальные корпи религии подорваны. Ликвидировано порабощение человека человеком, стихийные законы обществ, развития, господствовавшие над людьми, уступили место законам, сознательно реализуемым трудящимися. Однако в нашем обществе еще есть явления, затрудняющие преодоление религии и используемые церковниками и сектантами в целях ее сохранения. Так, немало сов. людей старшего поколения имеет лишь начальное образование, сохранились еще малограмотные и неграмотные. Различия в культурно-бытовых условиях города и деревни, трудности быта, отвлекающие во мн. семьях женщин от общественно-полезного труда в коллективе - эти и подобные явления тормозят процесс полного освобождения нек-рых слоев сов. людей от религ. предрассудков.
В сохранении религ. пережитков большое значение имеет сила традиции. Следует учитывать также то, что религ. идеология проникает в нашу страну и извне, из капиталистич. мира. Кроме того, религию в СССР распространяют профессионал. служители культа - церковники и сектанты. Поэтому преодоление религии в нашей стране неразрывно связано с решением общих экономич., полит. и культурных задач в процессе коммунистич. строительства; религия не может отмереть стихийно, самотеком. Объективные условия создают лишь благоприятные возможности для преодоления религии. В их реализации решающую роль играет всестор., целенаправл. и систематич. деятельность всей общественности по А. в. трудящихся.
В соответствии с Программой, принятой XXII съездом КПСС, партия поставила задачу полностью освободить сознание сов. людей от пережитков прошлого, в частности и от религ. предрассудков. Это генеральная задача А. в. на период строительства коммунизма в нашей стране. Для ее выполнения необходима стройная система А. в. «Нужна, - говорил Н. С. Хрущев, - продуманная и стройная система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков» (Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с. 111—112). Вопросы А. в. обсуждались на расшир. заседании Идеологич. комиссии при ЦК КПСС в ноябре 1963. Секретарь ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев пишет о том, какой должна быть система А. в.: «Она должна включать в себя решение следующих основных вопросов:
- прежде всего нужна научная, глубоко и всесторонне обоснованная характеристика и критика современной религии, ее сущности, тенденций, конкретных проявлений в сознании и психологии различных групп верующих;
- следует иметь ясное представление о степени и характере религиозности населения в каждом конкретном районе страны, населенном пункте, коллективе, доме и квартире, знать каждого верующего, его взгляды и настроения, причины его религиозности;
- необходимо вооружить наши кадры (через преподавание основ атеизма в высших учебных заведениях и техникумах, через сеть политического просвещения, школы агитаторов и другими путями) умением разоблачать современную религию, конкретно и эффективно работать с верующими;
- использовать в борьбе с религией все средства и формы идейного воздействия на людей, все идеологические рычаги, все общественные организации;
- вести атеистическую работу систематически, целенаправленно, охватывать все слои и группы населения, оказывать атеистическое влияние на человека от раннего возраста и до старости, уделив особое внимание детям и подросткам» («Коммунист», 1964, № 1, с. 36—37).
В А. в. подрастающего поколения гл. роль призваны сыграть семья и школа. В семье формируется духовный облик ребенка, закладываются основы его миросозерцания. Отношение ребенка к религии в раннем детстве почти целиком определяется взглядами и поведенном его родителей. Л. в. ребенка не должно ограничиваться правильным, научным объяснением явлений природы и обществ, жизни. Важно также, чтобы ребенок в доступной для него форме приобретал знания о том, что такое религия, церковь, какой вред они приносят. А. в. в школе призвано в первую очередь использовать научные данные для опровержения религ. представлений. Естеств.-научный или истор. материал должен излагаться т. о., чтобы он подводил к необходимым атеистич. выводам. Следует учитывать также, кто из учащихся и насколько подвержен религ. влиянию. Гл. направлением антирелиг. деятельности среди взрослых является атеистич. пропаганда в ее разл. формах и видах, включающая теоретич., научную критику религ. вероучений.
А. в. должно обязательно включать и мн. иные формы, методы и приемы воздействия на людей. Успехи А. в. во многом зависят от общего состояния идейно-воспитат. работы в том или ином коллективе. Там, где умеют удовлетворить духовные запросы людей, где общественность чутко и заботливо относится к человеку, попавшему в беду, перенесшему к.-л. душевное потрясение, там закрыты важные каналы, по к-рым может проникнуть влияние религии. Опыт показывает, что атеистич. работа для своего успеха не всегда должна вестись «в лоб» и заключаться в прямых беседах на атеистич. темы. Чрезвычайно важно бывает добиться того, чтобы у верующего появились новые интересы, к-рые сближали бы его с коллективом, уводили из-под влияния церковников или сектантов. Один из решающих способов оторвать человека от религии - вовлечение его в активную производств., обществ.-полит. и культурную деятельность. Система А. в. должна включать и такие средства, к-рые противостояли бы влиянию церк. обрядности и церк. искусства. Успешная борьба с религией предполагает всестор. удовлетворение эстетич. потребностей людей. Общественность должна поддерживать безрелиг. праздники и обычаи, популяризировать социалистич. искусство. Возможности искусства, с т. зр. ого влияния на массы, огромны.
Сила искусства - в его доходчивости, его эмоцион. воздействии. С помощью искусства атеистич. идеи могут пробить себе дорогу в те слои населения, до к-рых еще часто не доходят иные формы атеистич. пропаганды. В ходе А. в. могут быть использованы громкие читки худож. литературы, постановки спектаклей, показ кинофильмов (в частности, и антирелиг.). Большое значение имеет умелое использование изобразит, искусства: устройство атеистич. выставок, иллюстрирование лекций и бесед репродукциями картин и т. п. Система А. в. требует координации работы. Представляет интерес опыт создания в районах, городах и областях координац. научно-методич. советов по А. в., клубов и домов атеиста, ун-тов атеизма.
В сохранении религ. пережитков большое значение имеет сила традиции. Следует учитывать также то, что религ. идеология проникает в нашу страну и извне, из капиталистич. мира. Кроме того, религию в СССР распространяют профессионал. служители культа - церковники и сектанты. Поэтому преодоление религии в нашей стране неразрывно связано с решением общих экономич., полит. и культурных задач в процессе коммунистич. строительства; религия не может отмереть стихийно, самотеком. Объективные условия создают лишь благоприятные возможности для преодоления религии. В их реализации решающую роль играет всестор., целенаправл. и систематич. деятельность всей общественности по А. в. трудящихся.
В соответствии с Программой, принятой XXII съездом КПСС, партия поставила задачу полностью освободить сознание сов. людей от пережитков прошлого, в частности и от религ. предрассудков. Это генеральная задача А. в. на период строительства коммунизма в нашей стране. Для ее выполнения необходима стройная система А. в. «Нужна, - говорил Н. С. Хрущев, - продуманная и стройная система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков» (Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с. 111—112). Вопросы А. в. обсуждались на расшир. заседании Идеологич. комиссии при ЦК КПСС в ноябре 1963. Секретарь ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев пишет о том, какой должна быть система А. в.: «Она должна включать в себя решение следующих основных вопросов:
- прежде всего нужна научная, глубоко и всесторонне обоснованная характеристика и критика современной религии, ее сущности, тенденций, конкретных проявлений в сознании и психологии различных групп верующих;
- следует иметь ясное представление о степени и характере религиозности населения в каждом конкретном районе страны, населенном пункте, коллективе, доме и квартире, знать каждого верующего, его взгляды и настроения, причины его религиозности;
- необходимо вооружить наши кадры (через преподавание основ атеизма в высших учебных заведениях и техникумах, через сеть политического просвещения, школы агитаторов и другими путями) умением разоблачать современную религию, конкретно и эффективно работать с верующими;
- использовать в борьбе с религией все средства и формы идейного воздействия на людей, все идеологические рычаги, все общественные организации;
- вести атеистическую работу систематически, целенаправленно, охватывать все слои и группы населения, оказывать атеистическое влияние на человека от раннего возраста и до старости, уделив особое внимание детям и подросткам» («Коммунист», 1964, № 1, с. 36—37).
В А. в. подрастающего поколения гл. роль призваны сыграть семья и школа. В семье формируется духовный облик ребенка, закладываются основы его миросозерцания. Отношение ребенка к религии в раннем детстве почти целиком определяется взглядами и поведенном его родителей. Л. в. ребенка не должно ограничиваться правильным, научным объяснением явлений природы и обществ, жизни. Важно также, чтобы ребенок в доступной для него форме приобретал знания о том, что такое религия, церковь, какой вред они приносят. А. в. в школе призвано в первую очередь использовать научные данные для опровержения религ. представлений. Естеств.-научный или истор. материал должен излагаться т. о., чтобы он подводил к необходимым атеистич. выводам. Следует учитывать также, кто из учащихся и насколько подвержен религ. влиянию. Гл. направлением антирелиг. деятельности среди взрослых является атеистич. пропаганда в ее разл. формах и видах, включающая теоретич., научную критику религ. вероучений.
А. в. должно обязательно включать и мн. иные формы, методы и приемы воздействия на людей. Успехи А. в. во многом зависят от общего состояния идейно-воспитат. работы в том или ином коллективе. Там, где умеют удовлетворить духовные запросы людей, где общественность чутко и заботливо относится к человеку, попавшему в беду, перенесшему к.-л. душевное потрясение, там закрыты важные каналы, по к-рым может проникнуть влияние религии. Опыт показывает, что атеистич. работа для своего успеха не всегда должна вестись «в лоб» и заключаться в прямых беседах на атеистич. темы. Чрезвычайно важно бывает добиться того, чтобы у верующего появились новые интересы, к-рые сближали бы его с коллективом, уводили из-под влияния церковников или сектантов. Один из решающих способов оторвать человека от религии - вовлечение его в активную производств., обществ.-полит. и культурную деятельность. Система А. в. должна включать и такие средства, к-рые противостояли бы влиянию церк. обрядности и церк. искусства. Успешная борьба с религией предполагает всестор. удовлетворение эстетич. потребностей людей. Общественность должна поддерживать безрелиг. праздники и обычаи, популяризировать социалистич. искусство. Возможности искусства, с т. зр. ого влияния на массы, огромны.
Сила искусства - в его доходчивости, его эмоцион. воздействии. С помощью искусства атеистич. идеи могут пробить себе дорогу в те слои населения, до к-рых еще часто не доходят иные формы атеистич. пропаганды. В ходе А. в. могут быть использованы громкие читки худож. литературы, постановки спектаклей, показ кинофильмов (в частности, и антирелиг.). Большое значение имеет умелое использование изобразит, искусства: устройство атеистич. выставок, иллюстрирование лекций и бесед репродукциями картин и т. п. Система А. в. требует координации работы. Представляет интерес опыт создания в районах, городах и областях координац. научно-методич. советов по А. в., клубов и домов атеиста, ун-тов атеизма.