Астральные мифы

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Астральные мифы
осознание небесных процессов и их влияния на земную жизнь. Можно разделить на звездно-планетарные, лунные и солнечные (солярные) мифы. До сих пор сохранилась древняя традиция карту звездного неба составлять на основе созвездий, получивших название и очертание животных. Причем, создать иную, научную карту звезд до сих пор не удается - ни одна из попыток не прижилась в современной культуре. В разных культурах звездное небо организуется по-своему, но между ними очень много общего. Так, во многих мифах разных народов звездное небо разделяется на 12 созвездий, которые имеют название и конфигурацию животных. В значительной мере эти конструкции близки к древневавилонским знакам Зодиака, которые через греческую традицию вошли в культуру Европы. Между современными европейскими, китайскими, восточно-азиатскими, индейскими вариантами отражения звездного пространства есть много общего. В науке до сих пор нет единого мнения о том, возникли эти параллели в результате культурной диффузии или независимо друг от друга. Вполне возможно, что необходимость в астрономических познаниях была связана с культурной потребностью в календаре и в развитии мореплавания, требующего основания для ориентации. Данная астрономическая картина насчитывает около 6-ти тысяч лет. Ученые связывают ее создание с возникновением мегалитических сооружений. Пирамиды, кромлехи Стонхеджа в Англии, дру- Африки, живущих южнее Сахары. Отличаются в своей массе центральным персонажем, вокруг которого разворачиваются сюжеты. Они посвящены в основном тотемным предкам, антропоморфным и природным духам и богам. Архаические мифологии пронизаны зооморфными тотемическими представлениями. Распространенным персонажем является небесный бог громовник. Иногда ему помогают культурные герои. Они учат людей выращивать культурные растения, приручать животных, добывать огонь, изготавливать орудия труда. Часто встречаются предки царского происхождения, имеющие атрибуты тотемных прародителей. В более поздних мифах появляется царский предок, сливающийся с первым человеком и культурным героем. Можно выявить культ луны и солнца, других небесных светил. У некоторых народностей главным персонажем является дух воды. В более организованных сообществах Африки сложились политеистические пантеоны богов. В нем есть лидер и масса подчиненных персонажей. Отношения между ними бывают очень сложными - зачастую, лидерство бывает часто номинальным, зависит от поведения подчиненных персонажей. Есть мифы со сложной внутренней организацией, развитой символикой. Встречается явление удвоения мифологии - жреческие институты создают «тайные» общества, которые сформируют собственное сознание для посвященных. Мифология этих уровней очень экзотична, но еще слабо изучена.

Источник: Человек и общество. Культурология

АСТРАЛЬНЫЕ МИФЫ
мифы о звездах и планетах (в т. ч. лунарные мифы и солярные мифы).
К архаичным Астральным Мифам относятся мифы о небесной охоте: у многих народов Севера Евразии созвездие Большой Медведицы считается оленем или лосем (часто восьминогим), к-рого преследует охотник; Млечный путь — следы лыж охотника (ср. лося Хэглэна и охотника Манги у тунгусо-маньчжурских народов, кетского Алъба и т. п.; вариант мифа о небесной охоте связан с созвездием Плеяд у монголов — см. Мичит).
Неподвижная Полярная звезда представлялась в этом мифе отверстием, сквозь которое лось падает на землю, превращаясь в обычное животное; в большинстве мифологизированных картин звездного неба Полярная звезда — гвоздь или кол (Алтай Гадас у монголов), вокруг к-рого вращается небосвод.
Млечный путь представляется в разных традициях как «путь птиц» или «путь душ», ведущий в иной мир (название «млечный» появилось в античности: согласно греч. мифу — это капли молока Геры); в вавилонской мифологии Млечный путь — веревки, к-рыми закреплена в космосе земля.
Согласно этиологическим А. м., в звезды превратились культурные герои: таковы австралийские Бунджилъ и его брат Палиан, отождествленные с созвездием Близнецов; в античной традиции это Кастор и Поллукс (см. Диоскуры): ср. греч. мифы о Наллисто, превращенной в Большую Медведицу, Орионе и Плеядах (рус. Волосыни) и т. п. Ср. сюжет о происхождении всех светил — Ир-еолъсонсин — в корейской мифологии.
Распространенный мотив А. м.— мифы о небесной свадьбе: в балтийской мифологии утренняя звезда (заря) Аушра — возлюбленная месяца, с к-рой тот изменяет солнцу; ср. славянское название Венеры — подруга месяца, Денницу и т. п. Планета Марс в разных традициях ассоциировалась с огнем и войной из-за красноватого цвета (ср. кит. Се- Тянъцзюнъ).
Наиболее последовательно Астральные Мифы выражены в представлениях о 12 знаках зодиака, воплощаемых мифологическими существами (в т. ч. животными в «восточном» — китайском — календаре), и планетах, связанных с главными божествами древних пантеонов. Так, в вавилонской мифологии созвездия считались прообразами земных стран, рек и городов; Шамаш — бог солнца, Сип — луны, богиня любви и плодородия Ишгпар ассоциировалась с планетой Венера (что было воспринято античной и др. традициями). Сходным образом звездное небо было связано с мифологической моделью мира в китайской мифологии: верховный бог Хуан-ди ассоциировался с центром мироздания, солнцем, созвездиями центральной части неба, Большой Медведицей, планетой Тянь-син (Сатурн), повелитель Востока Тай-хао — с созвездиями восточной части неба и планетой Суйсин (Юпитер) и т. д.
Знаки зодиака ассоциировались с 12 месяцами, связанными в разных традициях с 12 божествами пантеона (греч. и римская мифологии), 12 сыновьями Иакова, 12 подвигами культурных и эпических героев (Геракл, Гильгамеш) и т. п. 7 планет также ассоциировались с божествами пантеона и 7 днями недели: в разных европейских традициях солнце — воскресенье, «солнечный день», луна — понедельник, Юпитер (герм. Тюр) — вторник, Меркурий (герм. Один, Вотан) — среда, Марс (герм. Тор) — четверг, Венера (герм. Фрейя) — пятница, Сатурн — суббота. На основе А. м. сформировалась астрология. Ср. также Календарные мифы.

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991