санскр. asrava—приток)—категория джайнской философии, призванная объяснить, каким образом душа (дяеива), наделенная в своей сущности атрибутами всезнания, блаженства и могущества, подвергается «закабалению» (бандха) и перевоплощениям (сансара). Асравы и есть те каналы, через которые в душу вливается кармическая материя, обеспечивающая ее «загрязнение». По «Таттвартхадхигамасутре», асравы суть сама активность (yoga) души как деятельность тела, ума и речи; благая деятельность реализуется в благой асраве, дурная—в дурной (VI. 1—4). Деятельность под влиянием аффектов (kasaya) обеспечивает длительную карму, «неаффектированная»—быструю. Первая включает прежде всего нарушения основных 5 «обетов» (убийство, ложь, воровство, нецеломудрие, стяжательство), а также 4 «омрачения» (гаев, самомнение, иллюзии, вожделение), 5 видов чувственности и 25 различных деяний; вторая — дела благочестия (VI. 5—6).
В. К. Шохин