1-я пол. 2 в.) —греческий философ-перипатетик, глава Перипатетической школы в Афинах. Учитель Гермина, который в свою очередь был учителем Александра Афродисийского. Известен как автор комментария на «Никомахову этику»—самого раннего из сохранившихся комментариев античности на Аристотеля. Сохранились книги 1—4,7—8, (в тексте имеются лакуны). У Аспасия были также комментарии на «Категории», «Об истолковании», «Физику», «О небе», «О чувственном восприятии» и (первый в традиции) комментарий на «Метафизику». Наибольшее количество ссылок на Аспасия имеется у Симпликия в комментарии на «Физику». См. также Аристотеля комментаторы.
Соч.: Aspasii in ethica Nicomachea quae supersunt comrnentaria, ed. G. Heylbut. В., 1889 (CAO 19.1).
Лит.: Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen. Bd. 2. В., 1984, S. 226—293; Mercken H. P. F. The Greek commentators on Aristotles Ethics.—.SOraeyi (ed.). Aristotle transformed: the ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 199—231; AlbertiA., Sliarples W. (eds.). Aspasius: The Earliest Extant Commentary on Aristotles Ethics. B.-N. Y., 1998.
M. А. Солотва
АСПАСИЙ
АСПАСИЙ
Источник: Новая философская энциклопедия
АСПАСИЙ
АСПАСИЙ (????????) (1-я пол. 2 в. н. э.), философ-перипатетик, комментатор Аристотеля, возможно, глава перипатетической кафедры в Афинах. Ценным источником для уточнения хронологии А. является свидетельство Галена, который в возрасте 14-15 лет (ок. 144 н. э.) слушал в Пергаме некоего перипатетика, «ученика перипатетика A.» (De propr. an., t. 5, 42, 2 K?hn). Возможно, А. был учителем Термина, у которого учился Александр Афродисийский. Предположительно, в одном из комментариев A. (In ?. ?. 106, 5-6) имеется в виду храм Зевса Олимпийского в Афинах, достроенный по приказу имп. Адриана в 125-131 н. э. Т. обр., расцвет философского творчества А. должен приходиться на 20—30 годы 2 в. н. э. А. известен как автор комментария на «Никомахову этику» - самого раннего из сохранившихся античных комментариев на Аристотеля, однако все же текст дошел не полностью, сохранились комментарий на книги 1-4, 7-8 (имеются лакуны). Комментарий А. не содержит обычного для более поздних комментариев введения, в котором разъяснялись бы основные цели и задачи предстоящего труда; он начинается с небольшого рассуждения о соотношении теоретического и практического знания, как если бы А. писал собственный трактат по этике. После этого он обращается к тексту «Этики» Аристотеля и последовательно разъясняет его содержание, указывая комментируемые фрагменты (леммы). Комментарий А. представляет собой, скорее, парафразу (пересказ содержания), в которой разъясняются те выражения (??????), которые могут показаться неясными. Понятные, на взгляд ?., места он пропускает (об этом методе см. Asp. In ?. ?. 110, 22-24); по-видимому, так были составлены и остальные его комментарии (ср. Simpl. In Phys. 571, 9-10). Комментарий А. (его лекции) был адресован слушателям, начинающим изучать философию Аристотеля. Иногда для них он делал небольшие отступления, из которых наиболее пространное посвящено учению о страстях (????) в связи с удовольствием и страданием, см. In ?. ?. 42, 2?-4?, 2, без особой связи с обсуждаемым местом у Аристотеля. В комментарии также рассматриваются возражения, которые можно выдвинуть против какого-либо тезиса Аристотеля, и трудности, связанные с пониманием того или иного места. Несколько раз А. ссылается на другие сочинения Аристотеля («Аналитики», «Топику», «Физику»), но по характеру этих общих отсылок нельзя предположить, что слушателям должны быть известны эти тексты. Поэтому трудно судить, какое место комментарий А. к «Никомаховой этике» занимал в его курсе аристотелевской философии. А. был также автором комментариев на «Категории», «Об истолковании», «Физику», «О чувственном восприятии», «О небе» и комментарий на «Метафизику» (известны по упоминаниям и цитатам). О существовании комм, на «Категории» делается вывод на основании Galen. De libr. propr., t. 19, 42 K?hn, откуда следует, что этот текст был элементарным учебным введением в «Категории» (Симпликий в своем комментарии его не упоминает). Комм. А. на «Об истолковании» известен лишь благодаря позднему комментарию Боэция (In De int.2 41, 13-16; 74, 31-33 и др.). Большое количество ссылок на А. имеется у Симпликия в комментарии на «Физику»; при этом, вероятно, Симпликий пользовался текстом более раннего комментария Александра Афродисийского, а не первоисточником. Судя по всему, комментарий А. был составлен ко всему тексту «Физики», в нем подробно разбирался аристотелевский текст, хотя, скорее всего, и не строка за строкой. Приводимые толкования А. Симпликий чаще всего принимает. А. разбирал рукописные разночтения (In Phys. 714, 31-715, 7; 845, 19-846, 2), обсуждал историю комментирования «Физики» (1022, 14-15), а также вопрос разделения произведения на книги (916, 30-31). Комментарий А. на «Метафизику» был одним из первых в истории комментаторской традиции, возможно, это были толкования отдельных книг, а не произведения в целом (ссылки см. у Александра Афродисийского). Известно, что комментарии А. читал со своими учениками Плотин (Porph. V. Plot. 14). Соч.: Aspasii in ethica Nicomachea quae supersunt commentaria. Ed. G. Heylbut. В., 1889 (СAG XIX. 1); Aspasius. Commentaire du livre III de l´?thique ? Nicomaque d´Aristote. Trad., notes et comm. par H. Longpr?. Ottawa, 1998; Aspasius. On Aristotle Nicomachean Ethics VIII, - Aspasius, Anonymous, Michael of Ephesus. On Aristotle Nicomachean Ethics 8 and 9. Tr. by D. Konstan. L.; Ithaca, 2001 (АСА). Лит.: HanquetR. Aspasius: sa vie, son oeuvre, sa pens?e. Louvain, 1945; Donini P. L. Tre studi sull´aristotelismo nel II secolo d. C. Tor., 1974, p. 63-105; MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 226-293; Mercken H. R F. The Greek commentators on Aristotle´s Ethics, - Sorabji R. (ed.). Aristotle transformed: the ancient commentators and their influence, L., 1990, p. 199— 231; Becchi F Aspasio, commentatore di Aristotele, - ANRW II 36, 7, 1994, p. 5365-5396; Alberti ?., Sharpies R. W. (edd.). Aspasius: The Earliest Extant Commentary on Aristotle´s Ethics. В.; N.Y., 1999. M. А. СОЛОПОВА