АСМУС Валентин Фердинандович

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АСМУС Валентин Фердинандович
18(30). 12. 1894, Киев, 5.6.1975, Москва], сов. философ, д-рфилос. наук (1940). Окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та (1919). С 1919 на научно-исследоват. и пе
дагогич. работе. Проф. Моск. ун-та (с 1939) и старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1968). Осн. работы по вопросам истории философии (в частности, истории нем. идеализма и рус. философии), теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании труда «История философии».

Источник: Советский философский словарь

АСМУС Валентин Фердинандович
1894—1975)—советский философ, автор многочисленных работ по истории философии, логике, эстетике, теории культуры. В исследованиях А. по проблемам эстетики и литературоведения дается характеристика эстетических взглядов Баумгартена, Лессинга, Канта, Шиллера, анализ творчества Гете, Толстого и М, Ю. Лермонтова. Его перу принадлежат также обстоятельные статьи по эстетике и реализму Пушкина, философии и эстетике рус. символизма и др. В разные периоды своего творчества А. принимал участие в обсуждении актуальных теоретических проблем эстетики — понятия реализма, худож. образа, вымысла в иск-ве и т. д. Соч. А. присущи философская глубина и научность в подходе к эстетическим проблемам, оригинальная манера изложения материала. Осн. из них: «Немецкая эстетика XVIII века», «Гете в «Разговорах» Эккермана», «Мировоззрение Толстого», «Круг идей Лермонтова».
23

Источник: Эстетика: Словарь

АСМУС ВАЛЕНТИН ФЕРДИНАНДОВИЧ

Валентин Фердинандович [р. 18 (30) дек. 1894] – сов. философ, профессор (с 1935), доктор философских наук (с 1940). Окончил историко-филологич. фак-т Киевского университета (1919). С 1919 ведет научно-исследовательскую и педагогич. работу. Профессор Московского университета (с 1939) и старший науч. сотрудник сектора эстетики Института мировой литературы имени А. М. Горького (с 1956). Автор многочисленных работ по вопросам истории философии (в частности, истории нем. идеализма и рус. философии), истории логики, эстетики и литературоведения. Участвовал в создании труда "История философии" (т. 1, 1940), за что удостоен Сталинской премии (1943). Соч.: Диалектический материализм и логика, Киев, 1924; Очерки истории диалектики в новой философии, [2 изд.], М.–Л., 1930; Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; Маркс и буржуазный историзм, М.–Л., 1933: Гете в "Разговорах" Эккермана, в кн.: Эккерман И. П., Разговоры с Гете в последние годы его жизни, пер. [с нем.], [М.–Л.], 1934; Логика, [M.], 1947; Учение логики о доказательстве и опровержении, |М.], 1954; Декарт, М.. 1956; Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии" 1955, No 5, 1957, No 6, 1959, No 11; Шиллер как философ и эстетик, в кн.: Шиллер Ф., Собр. соч., т. 6, М., 1957; Философия в Московском университете во второй половине XIX века, "Уч. зап. МГУ. Философский фак.", 1958, вып. 190; Послесловие к кн.: Рассел Б., История западной философии, М., 1959.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АСМУС Валентин Фердинандович
18 (30) декабря 1894, Киев—5 июня 1975, Москва]—российский философ, историк философии и литературы, логик. Окончил йсторико-филологический факультет Киевского университета св. Владимира (1919), доктор философских наук (1940), С 1927 работал в Институте красной профессуры, с 1939 профессор Московского университета; преподавал также в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской и Московском институте философии, литературы и истории. Старший научный сотрудник Института мировой литературы (1956). Старший научный сотрудник Института философии (1968). Заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии (1943) за участие в работе над «Историей философии» (1940—43). Действительный член Международного института философии в Париже. Автор многих статей в «Философской энциклопедии», «Большой советской энциклопедии», «Литературной энциклопедии» и др.
Философская деятельность Асмуса началась в Киеве, где в 1916 опубликована его первая научная работа «О задачах музыкальной критики». В 1929 изданы «Очерки истории диалектики в новой философии». В 1920—40-х гг. сотрудничал в журналах «Под знаменем марксизма», «Вестник Коммунистической академии», «На литературном посту», «Советская музыка», «Знамя» и др. В 1933 вышла книга «Маркс и буржуазный историзм», посвященная проблемам философии истории; в 1942—«Фашистская фальсификация классической немецкой философии» с критикой идеологии национал-социализма. В 1950—70-е гг. опубликованы исследования по истории философии: «Декарт» (1956), «Философия Иммануила Канта» (1957), «Демокрит» (I960), «Жан Жак Руссо» (1962), «История античной философии» (1965), «Платон» (1969), «Иммануил Кант» (1973); разделы в «Кратком очерке истории философии» (1960); исследование «Проблема интуиции в философии и математике» (1963). В 1947 вышла в свет

Источник: Новая философская энциклопедия

АСМУС Валентин Фердинандович (1894-1975)
российский философ, специалист по истории философии, логике, эстетике, истории культуры. Окончил отделение философии и русской словесности историко-филологического факультета Киевского университета (1919). Доктор философских наук (1940). Преподавал историю философии (с 1927) в Институте Красной профессуры, в Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, в Институте истории и философии. Профессор МГУ (с 1939). Один из авторов и редакторов "Истории философии" (удостоен Государственной премии СССР в 1943). Старший научный сотрудник Института философии АН СССР (с 1968). Премия имени Л. Толстого (1918). Заслуженный деятель науки РСФСР. Член Международного института философии (Париж). В соответствии с завещанием А. был похоронен с графическим портретом И. Канта в руках. Основные сочинения: "Диалектический материализм и логика" (1924), "Адвокат философской интуиции (Бергсон и его критика интеллектуализма)" (1926), "Этика Спинозы" (1927), "Диалектика в системе Декарта" (1928), "Диалектика и антиномии Канта" (1928), "Диалектика Канта" (1929), "Очерки истории диалектики в Новой философии" (1930), "Маркс и буржуазный историзм" (1933), "Н.Г. Чернышевский как диалектик" (1939), "Круг идей Лермонтова" (1941), "Логика" (1947), "Учение логики о доказательстве и опровержении" (1954), "Декарт" (1956), "Шиллер как философ и эстетик" (1957), "Демокрит" (1960), "Немецкая эстетика 18 века" (1963), "Проблема интуиции в философии и математике" (1965), "Иммануил Кант" (1973), "Платон" (1975), "Античная философия" (1976), "Историко-философские этюды" (1984), "В. Соловьев: Опыт философской биографии" (1988) и др. Известна также речь А. на похоронах Б. Пастернака (1960), в которой он дал идущую вразрез с официальными идеологическими установками оценку его творчества и мировоззренческой позиции ("Стала б логика школьным предметом, // Но безумья он дал ей права // В день, когда над опальным поэтом // Молвил слово устами волхва" — У Я. Козловского об А.).
А .А.Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

АСМУС Валентин Фердинандович
18(30). 12. 1894, Киев - 5. 06. 1975, Москва) - философ, историк философии, логик. Окончил историко-филологический ф-т Киевского ун-та (1919), д-р философских наук (1940). С 1927 г. работал в Ин-те красной профессуры в Москве; с 1939 г. - проф. Московского ун-та, преподавал также в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской и в Московском ин-те истории, философии и литературы (МИФЛИ). Старший научный сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1968) и Ин-та мировой литературы (с 1956). Действительный член Международного ин-та философии в Париже. Философская деятельность А. началась в Киеве, где в 1916 г. была опубликована его первая научная работа "О задачах музыкальной критики", а в 1924 г. кн. "Очерк развития диалектического метода в новейшей философии от Канта до Ленина" (переиздана в переработанном виде под названием "Очерки истории диалектики в новой философии" (М.; Л., 1929). В 20-40-х гг. А. сотрудничал в журн. "Под знаменем марксизма", "Вестник Коммунистической академии", "На литературном посту", "Советская музыка", "Знамя" и др. В работе "Маркс и буржуазный историзм" (1933) А. подверг анализу ряд общих проблем философии истории, усматривая ее задачу в выяснении условий, при к-рых возможно историческое познание, в установлении особого характера исторического знания, определении отношения истории к др. наукам и т. д. В 30-40-е гг. А. опубликовал ряд статей, посвященных критике идеологов национал-социализма, в частности их попыток опереться на традицию нем. классической философии и представить Канта, Фихте, Гегеля и др. идейными предшественниками собственной теории (Фашистская фальсификация классической немецкой философии. М., 1942). В 50-70-е гг. вышли монографии А. о Демокрите, Платоне, Декарте, Руссо, Канте и др. Им был написан также ряд разделов для "Краткого очерка истории философии" (М., 1960). В кн. "Проблема интуиции в философии и математике" (М., 1963; 2-е изд. 1965). А. предпринял попытку выявить смысл и функцию понятия интуиции в конкретных философских концепциях, его роль в решении ключевых проблем гносеологии; показал, как менялось значение этого понятия в рационализме и эмпиризме XVII-XVIII вв., в нем. классической философии, в учениях А. Шопенгауэра, Б. Кроче, А. Бергсона. Особый раздел посвящен вопросам интуиции в математике кон. XIX - нач. XX в.: в теории Г. Кантора, философии математики А. Пуанкаре, интуиционизме. В сферу интересов А. входили и вопросы истории отечественной философии, литературы, эстетики. Он изучал творчество Чаадаева, Толстого, Чернышевского, Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Плеханова, Шпета, исследовал философскую ситуацию в России кон. XIX в. (Борьба философских течений в Московском университете в 70-х, годах XIX века // Вопросы истории. 1946. № 1; Философия в Московском университете во второй половине XIX века // Учен. зап. МГУ. Филос. ф-т. М., 1958. Вып. 190; Консервативное гегельянство второй половины XIX века // Гегель и философия в России. М., 1974). В работах А. глубоко анализировались принципиальные вопросы теории и истории эстетики, рус. и зарубежной. А. исследовал рус. эстетику в сравнении с нем. и англ., выделяя такие ее особенности, как тесная сращенность эстетической мысли с живой практикой искусства и высокая роль художественной критики для философского развития об-ва, взгляд на искусство как способ преобразования жизни. В поле зрения А. находились и проблемы музыкальной эстетики; им посвящен ряд статей, вышедших в журн. "Советская музыка" в 40-50-х гг. Важное место в творчестве А. занимали проблемы логики. В 1947 г. вышла кн. "Логика". Позже им был написан ряд глав для коллективного труда "Логика" (М., 1956). А в 1954 г. была опубликована кн. А. "Учение логики о доказательстве и опровержении". В кон. 60 - нач. 70-х гг. А. участвовал в создании ряда сборников и учебных пособий по истории философии. Он продолжал исследования в области античной диалектики и нем. классической философии, а также готовил работу "Историко-философский процесс в изображении и оценке русского экзистенциализма". Посмертно были опубликованы "Историко-философские этюды", где объединены очерки А. по истории зап. философии от Платона до У. Джемса.

Источник: Русская философия: словарь