В древнегреческой мифологии – бог врачевания, сын Аполлонаи нимфы Корониды(по другой версии – Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену со смертным. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Гермес по просьбе Аполлона вынул из ее чрева младенца Асклепия. Аполлон отдал его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил мальчика искусству врачевания. Асклепий достиг таких высот в этом деле, что мог не только лечить больных, но и воскрешать мертвых, тем самым лишая Аида новых подданных. Уязвленный Аид пожаловался своему брату Зевсу, и тот убил Асклепия перуном. Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, которые врачевали греков во время осады Трои. Среди детей Асклепия – блистательные дочери Гигиея, Панацея, сыновья Подалирий и Махаон, участвовавший в Троянской войне.
У Гомера Асклепий – смертный, супруг Эпионы. Ученик Аполлона и кентавра Хирона. Участник похода аргонавтов. Культ и оракул Асклепия были широко распространены в Эпидавре.
В древнеримской мифологии Асклепию соответствует Эскулап, или, правильнее, Эскулапий (Aesculapius, из греческого Ασκληπιός) – натурализовавшийся у древних римлян греческий бог врачебного искусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло в Рим в начале III века до Р. Х. Когда в 293 г. до Р. Х. тяжелая моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам, которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища. После однодневного молебствия снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по прибытии в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров так и остался посвященным богу, в воспоминание о чем при устройстве набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа.
В 291 г. здесь состоялось освящение храма в честь Эскулапа; этот храм и состоявшие при нем службы напоминали собой типичные греческие Асклепиеи. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Эскулапа практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали богу обетные дары и благодарственные надписи. Вместе с Эскулапом в надписях упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу – Гигиея или Салюс (Здоровье). Другой храм Эскулапа находился в Анции (в Лациуме), где, по преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г. посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой пальмы в роще Аполлона. Культ Эскулапа был греческий; жрецы при храме бога были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Эскулапу были посвящены из животных змея, собака и петух. В лице Эскулапа греческое врачебное искусство было официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие на медицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Риме греческим врачам. Позднее, медицина сделалась специальностью греков, среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страдания приводили людей к Эскулапу; культ этого бога принадлежал к числу самых популярных и стойких.
Ср. Preller, «Römische Mythologie» (Б., 1881–1883, II т., стр. 240 и сл.); Wissowa, «Religion und Kultus der Römer» (Мюнхен, 1902).