АСКЕТИЗМ НОВЫИ
АСКЕТИЗМ НОВЫИ
или аскетизм в миру, - модернист, трактовка аскетизма, разработанная идеологами совр. рус. православия. Предусматривает отнесение к аскетизму любого действия, богоугодного с церк. точки зрения. Была выдвинута митрополитом Никодимом (Ротовым) для реабилитации в глазах совр. верующих монаш. аскетизма, подвергающегося критике за его бесполезность для об-ва. Согласно этой трактовке, монаш. удаление в «пустыню» - это отнюдь не поиск почти недостижимого ныне внешнего уединения, а «погружение во внутренние глубины духа и сердца среди волн житейского моря», это ощущение «присутствия божественного и несозданного» в самых обычных условиях и обстоятельствах жизни. По мнению профессора Ленингр. духовн. академии Н. А. Заболотского, «современная аскеза - это всецелая отдача себя на служение в семье, на производстве, в общественных отношениях своим соседям, своему городу, отечеству, наконец - всему миру... Осуществление христианских идеалов в собственной жизни и в служении миру - такова природа и назначение аскетизма наших дней» (ЖМП, 1976, № 3, с. 50). Однако эта модернизация не затрагивает существа христ. учения об аскетизме как неприятии реальн. мира и демонстративн. разрыве с ним, неважно как осуществляемом: посредством ли переселения в пустыню или дремучий лес, как это делали аскеты прошлого, путем ли мысленного «погружения во внутренние глубины духа и сердца», находясь в гуще совр. многообр. жизни, как намереваются делать нынешние «аскеты в миру».
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7