ок. 80 - 150) — инд. философ и поэт. Его считали величайшим поэтом Индии до Калидасы (5 в.) и отцом санскр. драмы. Рожден в брахманской семье и исповедовал брахманскую религию, но затем перешел в буддизм. Среди приписываемых ему соч. трактат «Махаянашраддхотпада - шастра» («Пробуждение махаянской веры»), известная поэма «Буддха-чарита» («Жизнеописание Будды») и «Махаланкара» («Книга Славы»). Н. А. Канаева
АШВАГХОША
АШВАГХОША
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
АШВАГХОША
(санскр. as va-ghosa, тиб. rta skad, rta dbyangs, Глас Коня) — индийский поэт и буддийский мыслитель I–II вв., автор «Буддха-чариты» (Жизнь Будды), «Саундара-нанда кавьи» (Поэма о Сундари и Нанде, см. выше раздел «Жизнь Будды Шакьямуни») и ряда других. Родился в Северной Индии, получил брахманское воспитание и образование, а затем был обращён в буддизм. Возможно, участвовал в четвёртом буд дийском соборе (см. Буддийские соборы). Ему приписывалось много трудов разных жанров, однако их аутентичность весьма сомнительна. И буддисты, и буддологи до сих пор спорят относительно школьной принадлежности А.: то ли сарвастивада, то ли бахушрутия или дхармагуптака, то ли даже саутрантика. Исходя из содержания названных поэм, А. можно считать махасангхиком (см. Махасангхика), симпатизирующим ранним махаянским идеям, например, таким, как наличие у Будды сверхъестественных способностей, преклонение (бхакти) пред образом Будды, беззаветная любовь к нему, применимость йоги на Пути, возможность содействовать Просветлению других (прообраз идеала бодхисаттвы). Эти поэмы посвящены не только буддийской догматике и легендам о Шакьямуни и его двоюродном брате Нанде, но и всей социально-идеологической проблематике того времени.