874–935 н.э.), мусульманский теолог, живший в Басре, а затем в Багдаде. Основатель ал-Ашарийя, самой значительной в Исламе теологической школы, которая занимает доминирующее положение в суннитской ортодоксии вплоть до настоящего времени. Отказавшись от мутазилитского рационализма, ал-Ашари сделал Коран и сунну основой для доктрины, открытой для парадоксов и отвергающей человеческий разум.
АШАРИ АБУ-ЛЬ-ХАСАН
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
873/874, Басра -935 или 941, Багдад), мусульм. теолог. наряду с Матуриди один из основоположников ортодоксального калама. В полемике с крайними рационалистами - мутазилитами А. пользовался их же методами, доводы разума он стре
мился соединить с буквальным следованием авторитетам. А. выступал как против дословного понимания текстов Корана, так и против крайнего аллегоризма в их истолковании. В отличие от мутазилитов, отождествлявших атрибуты и сущность бога, А. доказывал существование извечных атрибутов бога, отличных от его сокровенной сущности, отстаивая, в частности, несотворенность Корана как атрибута речи бога. А. признавал существование эсхатологич. реалий, описываемых в Коране (напр., весы деяний, мост испытания и т. п.), и утверждал возможность непосредств. видения бога. А. был сторонником мутазилитской концепции присвоения - касб, критикуя одновременно как крайних фаталистов - джабаритов, так и защитников свободы воли - мутазилитов. Последователи А. нек-рое время подвергались преследованиям со стороны более ортодоксальных правоведов. В 10-11 вв. учение А. получило широкое распространение в суннитском исламе.
Источник: Советский философский словарь
873, Басра—935, Багдад) — арабо-мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним ашаритской школы калаМа. Учился у своего отчима ал-Джуббай (ум. 915), главы мутазилитов Басры. В 912—13 порвал с мутазилизмом, стремясь развивать калам в приемлемой для богослововтрадиционалистов (ахл ал-хадис) форме. Некоторое время спустя ал-Ашари переехал в Багдад, где и прожил до своей кончины.
Из творческого наследия ал-Ашари (ок. 100 сочинений) сохранилось лишь 6 произведений: большая доксографическая книга «Учения мусульман» («Макалат алисламийййн»); «Послание к жителям прифронтового Баб ал-абваб [Дербент]» («Рисала ила ахп ас-сагр би-Баб алабваб»), содержащее краткое изложение теологического учения ал-Ашари и составленное, по-видимому, вскоре после его разрыва с мутазилизмом; «Очерки» («ал-Лума»)—небольшой теологический трактат; «Вера» («алИман») — краткое сочинение о природе веры; «Разъяснение основ веры» («ал-Ибана ан усул ад-дийана») — полемико-апологетический труд, написанный в традиционном духе и -имеющий целью демонстрацию «правоверия» алАшари перед ханбалитами, отказывавшимися признавать его приверженцем традиционалистской доктрины (этот факт, а также отсутствие упоминания о данном труде в авторитетных списках работ ал-Ашари, служат доводами в пользу тезиса о его неаутентичности); «Одобрение занятия каламом» («Истихсан ал-хауд фи илм ал-калам», в некоторых списках фигурирует как «ал-Харс ала ал-бахс»), посвященное легализации философского дискурса и направленное против ревностных традиционалистов. Тонкие теоретические построения ал-Ашари, а также его эпистемологические, онтологические и натурфилософские воззрения стали доступными лишь совсем недавно—после опубликования (Бейрут, 1987) Д. Жимаре сочинения Ибн Фурака, ученика. ал-Ашари, «Изложение учений алАшари», в котором приводятся фрагменты из многих не дошедших до нас его работ.
Источник: Новая философская энциклопедия