АРТЁМОВ Вячеслав Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АРТЁМОВ Вячеслав Михайлович
Родился 9 ноября 1954 г. в пос. Кирово Донецкой области. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1980) и аспирантуру там же (1984). С 1984 преп., ст. преп., доц., проф. кафедр философии во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте, Горловском институте государственном иностранных языков, Московском открытом педагогическом университете. В 1995–1997 гг. прикомандирован к кафедре этики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в качестве в.н.с. для подготовки докт. дисс. С 1998 г. проф. кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. В 1984 г. в МГУ защитил кандидатскую диссертацию «Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом революционности мелкобуржуазного типа в период деятельности I Интернационала: на примере бакунизма». В 1999 г. защитил докторскую диссертацию «Свобода и нравственность в русском классическом анархизме». На основе теоретической реконструкция взглядов русского классического анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Л.Н. Толстой) выявил позитивный характер самоуправленческой парадигмы общественного развития и её вклад в разработку проблемы соотношения свободы и нравственности. Ответственность как стержень нравственности, определяя характер выбранной личностью линии поведения, отличает свободу от произвола и вседозволенности. Обратился к проблеме усиления роли нравственности в праве. С 2002 г. руководит клубом «Нравственное измерение права».
Основные публикации: Революционность мелкобуржуазного типа // Вестник МГУ. Философия. 1990. № 5; Поиски идеала и путей к свободе // Путь. 1994. № 5; М.А. Бакунин: к свободе через образование // Социально-гуманитарные знания. 1995. № 4; Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма). М., 1998; Свобода и нравственность в педагогике Л.Н. Толстого // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3; Гуманистическая этика П.А. Кропоткина // Вестник МГУ. Философия. 2004. № 2; Свобода и нравственность. М., 2007; Нравственная саморегуляция и свобода как факторы совершенствования образования // Этическое регулирование в академической среде. М., 2009; Максимум нравственности в праве как ценностный ориентир современной России // Национальная идея России. М., 2011; Нравственность и свобода в философской концепции П.А. Кропоткина // Петр Алексеевич Кропоткин. М., 2012; Взаимопомощь как вектор нравственного обновления // Вестник РФО. 2013. № 1. В соавт.; Взаимопомощь как проритетная ценность в этике П.А. Кропоткина // Lex Russica. 2014. № 6.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

АРТЁМОВ Вячеслав Михайлович
(р. 9.11.1954) — спец. по истории филос. и этике; д. филос. н., проф. Р. в пос. Кирове Донецкой обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1980) и асп. того же ф-та (1983). С 1984 работал последовательно преп., ст. преп., доц. филос. кафедр во Всесоюзном заочном инж.-строительном ин-те, в Горловском гос. ин-те иностр. языков, Моск. гос. открытом пед. ун-те. В качестве вед. н. с. был прикомандирован к кафедре этики филос. ф-та МГУ (1996-98). С 1998 — доц., с 2000 — проф. кафедры филос. Моск. гос. юрид. академии, с 2006 — зам. зав. кафедрой. Докт. дисс. — «Свобода и нравственность в русском классическом анархизме»(1999). Осн. идеи и подходы А. связаны с иссл. проблем свободы и нравственности в их общей ист. и содержательной взаимосвязи, в т. ч. применительно к рус. класс, анархизму. Теор. реконструкция данного феномена позволила ему не только максимально конкретизировать и обобщить вклад в анарх. концепцию свободы М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого, но и выявить своеобразный образовательный стержень, свидетельствующий о позитивном характере самоуправленческой парадигмы обществ, развития в целом. А. обосновывает определяющую роль в деле углубления и расширения свободы именно фактора морального влияния; он исходит из того; что свобода предполагает нравственно состоятельную устремленность личности на искоренение несправедливости и разл. рода преград не только на пути индивидуального самоутверждения, но и в плане восходящего развития об-ва. Им намечается стратегия формирования культуры свободы, особое место в к-рой отводится учительству (в широком смысле слова), призванному организовать сотрудничество всех здоровых сил и вместе с ними выступить субъектом духовно-нравств. прорыва в рос. об-ве. В качестве аксиол. обеспечения предлагаемого подхода обосновывается приоритетность и взаимосвязь таких ценностей, как нравственность, свобода, труд, справедливость, истина. Их осуществление будет означать преодоление соц. хаоса и мыслится А. в парадигме целенаправленной самоорганизации осмысленной жизни. Показывается, что добро скрепляет об-во, а свобода усиливает его. Исходя из нек-рых результатов фроммовского анализа бегства от свободы, А. иссл. особенности его новой волны применительно к совр. ситуации в России. Выявив значительный разрыв между свободой и ответственностью, А. рассматривает последнюю в качестве эпицентра нравственного бытия, существенно расширяющего возможности человека, поднимающего его свободу на более высокую ступень. А. ратует за регулярную, последовательную и открытую нравственно-филос. экспертизу соц. и политико-правовых проектов, управленческой практики в целом.
Соч.: Революционность мелкобуржуазного типа. История и современность // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1990. № 5; Быть свободным и освобождать других // Путь. 1995. № 8; Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма). М., 1998; Современная философия свободы: на пути к духовно-нравственному обновлению // Россия. Духовная ситуация времени. 2001. № 1-2; Возвращение к человеку: от политического хаоса к нравственному порядку // Философское осмысление судеб цивилизации. М., 2002; Возрождение человеческого в человеке: к свободе через нравственность // XXI век: на пути к единому человечеству. М., 2003; Ценности нового века: свобода и нравственность //«Философский пароход»: Материалы XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к мировым проблемам». Краснодар. М., 2004; Гуманистическая этика // Маркс и будущее социализма. Тель-Авив, 2005; Свобода и нравственность. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009