санскр. Arthasastra — «Наука о пользе») — сводный трактат по науке управления, традиционно приписываемый министру-мудрецу Каутилье, но реально унифицированный в первые века новой эры. Основное содержание «Артхашастры», включающей 15 разделов, составляют проблемы административной структуры государства, экономики и финансов, судопроизводства, ведения войны. Как теоретический трактат «Артхашастра» базируется на общих принципах «науковедения», развиваемых во вступительной части (раздел I, глава 2). Критерий науки как таковой (шастра) — познание закона и пользы. Основных наук четыре: Три Веды, наука о хозяйстве, наука о самом управлении и философия (анвикшики). Последней придается статус метанауки, исследующей посредством логической аргументации предметы трех остальных наук: соответственно должного и недолжного, пользы и вреда, правильной и неправильной политики. Последний раздел «Артхашастры» — перечень 32 признаков науки, изложенной в тексте, (tantra-yukti), имеющий общеметодологическое значение.
В. К. Шохин
АРТХАШАСТРА
«АРТХАШАСТРА»
Источник: Новая философская энциклопедия
"АРТХАШАСТРА"
санскр сочинение, посвященное различным аспектам деятельности царя. Традиция А. как особой дисциплины формировалась во вт. пол. I тыс. до н. э. Ее божественным покровителем считался учитель богов Брихаспати, а земными авторитетами — легендарные советники царей предмаурийской эпохи. Сохранившаяся А. приписывается Каутилье, отождествляемому с Чанакъей, советником Чандрагупты Маурья. Современные исследователи склоняются к мнению, что окончат, вид текст получил не ранее I—II вв. А. состоит из 15 разделов: о поведении царя и выборе им советников, о способах пополнения казны, осуществлении суда и следствия, тяжбах, преступлениях и наказаниях, о тайных мерах устранения противников и соперников, методах политики и военного искусства, отношении к немонархич. объединениям, применении тайных осведомителей и колдовских средств, наконец, о методике изложения, принятой в шастре. Идейные истоки А. находят в представлениях о том, что для царя политич. Выгода — превыше всего; ради нее он может пренебречь любыми моральными нормами. Источники А. многообразны — составители опирались на предания об эпич. героях, использовали специальные трактаты по различным отраслям знания — о земледелии и архитектуре, ремеслах и судопроизводстве, стратегии и т. п. В А. содержатся детальные схемы и классификации: "семи элементов царства" и "семи возможных пороков царя", "шести методов внешней политики" и "шести видов крепостей" и мн. др. Цель политики определяется как расширение подвластной царю территории с податным населением, поэтому соседи царя являются его естественными врагами, а соседи соседей — союзниками. Изучивший А. в идеале способен стать главой общинного конгломерата полузависимых союзников и слуг (т. наз. мандалы) и даже достичь положения "мирового владыки" (чакреартина). Несмотря на весьма отвлеченный и часто схоластич. характер А., она служит осн. источником при изучении древнеиндийского об-ва и государственности. Влияние традиции А., а частично и самого текста А., проявляется в дхарма-шастрах, гл. обр. в "Яджнавалкъя-смрити". А. лежит в основе ср.-век. книг об искусстве политики (нити-шастра), прежде всего "Нитисары" Камандаки. Отдельные положения А. нашли отражение в классич. санскр. лит-ре: в сборниках поучительных историй (напр., в "Панчатантре", причисляемой в Индии к нити-шастрам), в пуранах и "афоризмах Чанакьи", в драме Вишакхадатты на сюжет преданий о борьбе Чандрагупты за власть ("Мудраракшаса").
А. Вигасин
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
"АРТХАШАСТРА"
санскр., букв. – "наука о пользе", о "практической жизни"; "наука об управлении государством" или "наука политики") – памятник др.-инд. общественно-политич. мысли. Обнаружен инд. ученым Р. Шама-Шастри в начале 20 в. Полный текст издан им в 1909 (Bibliotheca Sanskrita, No 37, Mysore). Первый рус. пер. "А.", подготовленный сов. индологами С. Ольденбургом, Ф. Щербатским, Е. Обер-Миллером, В. Кальяновым, Б. Семичевым и др., опубликован в 1959. Большинство исследователей считает, что "А." была написана министром имп. Чандрагупты из династии Маурья Каутильей (4 в. до н.э.); нек-рые относят "А." к более позднему времени – вплоть до 4 в. н.э. "А." представляет собой нормативный трактат о правилах и принципах управления государством. Характер содержащихся в "А." данных дает основание считать, что памятник описывает раннефеодальное общество, еще сохранившее остатки рабовладения. "А." содержит ценный материал для характеристики идеологии и филос. мысли того времени. "А." отличается ярко выраженным рационализмом. В отличие от большинства инд. правовых и политич. кодексов, исходящих из определяющей роли религии в жизни общества, "А." отводит религии подчиненное место по сравнению с экономикой и политикой. В "А." говорится, что только материальные блага, ценности (артха) обеспечивают человеч. существование (XV, 180, 1), что материальные блага являются основой религии и чувственных удовольствий (I, 3, 7), что управление государством, политика (данда-нити) "обеспечивает сохранение и благополучие" философии, религии и экономики (I, 1, 4) и что эти три науки корнями своими уходят в политику (I, 2, 5). "Артхашастра" выделяет философию в качестве самостоятельной отрасли знания. "Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах – праведное и неправедное, в учении о хозяйстве – пользу и вред, в учении о государственном управлении – верную и неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать. Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений" (I, 1, 2). "А." называет лишь три школы в качестве подлинно философских – санкхью, йогу и локаяту, причем йога в "А."имеет вполне практич., далекое от всякой мистики истолкование. Йога в "А." призвана служить не подавлению человеч. страстей вообще, а удержанию их в разумных, не выходящих за общепринятые нормы, границах "золотой середины", разумно сочетая чувств. влечения и страсти (кама) с требованиями религии (дхарма) и приобретения пользы, богатства (артха), причем последнее должно преобладать (отсюда название трактата). Признание материалистич. учения локаяты в качестве подлинной философии вполне согласуется со всем духом "А.". Лит.: Артхашастра, или Наука политики, пер. с санскр., изд. подгот. В. И. Кальянов, М.–Л., 1959 (имеется библиогр.); Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959, с. 497–503. Н. Аникеев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.