санскр. arthapatti — вхождение в предмет—источник знания (прамана), признаваемый независимым в мимансе и веданте. У Шабарасвамина в «Мимансасутра-бхашье» артхапатти— допущение единственно возможного объяснения проблемной ситуации. Классический пример: видя, что Дэвадатта не ест днем, но поправляется, мы приходим к убеждению, что он ест ночью (I. 1.5). Другой популярный пример: зная, что Чайтра жив, но не дома, однозначно предполагают, что он вне дома. Осознавая близость артхапатти к другим источникам знания, мимансаки позаботились об аргументации; аргхапатти — необычное умозаключение, ибо между нахождением вне дома и существованием как таковым нет такой же необходимой связи (ср. Ввяпти), как между дымом и огнем. Различались два вида артхапатти — объяснение воспринимаемого факта (случай с Дэвадатгой) и смысла услышанных слов (слово «сожмите» в определенном контексте однозначно предполагает «губы»).
В. К. Шохин