ок. 1500-1570) - религиозный публицист. Монах Псково-Печерского монастыря, затем Порфирьевой пустыни на Белоозере, в 1551 г. - игумен Троице-Сергиевого монастыря. В 1553 г. за потворство еретикам соборным судом был осужден и сослан в Соловецкий монастырь, откуда бежал в Литву, где вел полемику с лютеранством и кальвинизмом. Автор 14 посланий Ивану Грозному, Курбскому и др. адресатам. Взгляды А. сложились под влиянием святоотеческой литературы, исихазма, Нила Сорского, Максима Грека. Процесс познания А. считал бесконечным: "премудрости путешествию нет конца" и не признавал еретиками тех, кто "от неведения о чем усумнится или слово просто речет, хотя истину навыкнути". При этом ложное мудрствование стремящегося к самоутверждению ума он отделял от истинного знания бескорыстной души. Через "смиренную мудрость" она восходит к горней Премудрости, для чего необходимы сосредоточение духовных сил, оздоровление души и тела, нравственное самосовершенствование. Образец подлинного существования А. усматривал в уединенном скитском житии: "Инок премудрый спешит в селение безмолвно, в еже сотворит плод жизни". В человеке А. выделял три начала: плотское (преестество, человеческое), душевное (естество, праведное), духовное (вышеестество, преподобное). Совр. ему эпоху он описал как "время плача". Принципом социальной гармонии считал любовь, преодоление человеческой разобщенности и пороков видел в твердом соблюдении правил нравственного поведения. А. оказал заметное влияние на нестяжательские круги (см. Нестяжатели) в России.
АРТЕМИЙ
АРТЕМИЙ
Источник: Русская философия: словарь
АРТЕМИЙ
гг. рожд. и смерти неизв.) – рус. публицист 16 в., сторонник нестяжателей. С 1551 – игумен Троице-Сергиева монастыря. В 1554 по делу Башкина был привлечен к церк. суду и как вольнодумец-нестяжатель осужден на вечное заточение в Соловецкий монастырь, откуда в 1555 бежал в Литву. Им написаны 14 посланий, в к-рых он выступал как идеолог демократич. направления ереси нестяжателей и продолжатель идей Нила Сорского. А. отстаивал идею естеств. права, основанного на самой природе человека, и считал, что всеобщим законом, на к-ром зиждется "жительство правое", является любовь. Отсюда он делал вывод, что власть господина над рабом является противоестественной, противоречащей принципу любви и справедливости. А. выступал с обличениями церк. мракобесия, вел борьбу против монастырского землевладения, опровергал религ. учение, будто только бог может просвещать умы людей. А. считал, что люди приобретают знания не от всевышнего, а от постоянных занятий науками, т.к. "никтоже бо с разумом родися когда, но учитися всякому словеси надлежит нужа" ("Русская историческая библиотека", т. 4, стлб. 1437). Указывая на силу человеч. разума, А. был близок к рационализму. Вместе с тем А. высказывал мысль о первичности материи и вторичности сознания: "Понеже вся духовная от телесных ражаются, якоже от нага зерна клас (колос), тако бо предваряют духовных всегда телесная..." (там же, стлб. 1445). А. оказал значит, влияние на формирование идеологии нестяжателей: Феодосия Косого, Вассиана, Порфирия и др. Соч.: Послания старца Артемия XVI века, в кн.: Памятники полемической литературы в Западной Руси, кн. 1, П., 1878, стлб. 1202–1448 (Русская историческая библиотека, т. 4). Лит.: Вилинский С. Г., Послания старца Артемия, Одесса, 1906; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Зимин А. А., Дело "?ретика" Артемия, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 5, М. 1958, с. 213–32. Н. Алексютович. Минск.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.