Знаменитейшая из сохранившихся статуй Артемиды – Артемида Версальская в Париже. Эта статуя изображает богиню, как покровительницу диких животных; в порыве гнева она хочет выдернуть из колчана стрелу, чтобы защитить от преследователя лань, ищущую у нее покровительства. Римская Диана была также богиней-подательницей света и жизни, как и Артемида; поэтому ее отождествляли с последней и в римской литературе ей приписывали все те качества, какие в позднейшее греческое время были усвояемы Артемиде. Диана считалась богиней охоты, родов (Lucina), богиней луны, одинаковой с Гекатой. Культ Дианы, как полагают, занесли в Рим плебеи-латины, поэтому она попреимуществу считалась покровительницей плебеев и также рабов.
Сервий Туллий, покровитель низших классов народа, посвятил ей храм на Авентине, главном местопребывании плебеев (Aventina). В Ариции, в роще у источника Егерии, Диана под именем Nemorensis чествовалась как богиня, требующая человеческой крови: жрецом (rex nemorensis) богини был беглый раб, получавший жречество после поединка, в котором убивал прежнего жреца. Эту богиню отождествляли с таврической А. и рассказывали, что ее культ был занесен сюда Орестом или сыном Тесея Гипполитом: после своей смерти Гипполит будто бы был воскрешен Эскулапом и приведен Дианой в Арицию, где затем царствовал под именем Вирбия.
Verg. А. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. met. 15, 497.
Статья Ф. Любкера из «Реального словаря классических древностей»
Рекомендуется для чтения:
Дж. Фрезер «Диана и Вирбий». Глава из книги «Золотая ветвь»