АРТЕМЬЕВА Татьяна Владимировна

Найдено 1 определение
АРТЕМЬЕВА Татьяна Владимировна
(р. 1.10.1955) — спец. по истории философии и истории идей эпохи Просвещения, д. филос. н., проф. Р. в Красноводске. Окончила философский ф-т ЛГУ (1981). Научно-пед. деятельностью занимается с 1981. Работала ученым секретарем и вед. н. с. Петерб. отделения Ин-та человека РАН (1994-2004), директором ин-та международных связей Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена (2004-07). Проф. кафедры истории и теории культуры Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, вед. науч. сотрудник Петерб. Отделения Ин-та философии РАН. Докт. дисс. — «Метафизика в России XVIII века» (1996). Отв. соред. альманаха «Философский век» (СПб., выпускается с 1996), член редкол. ж. «Человек». Работала над научными проектами и стажировалась в ряде научных и образовательных центров Европы и США: Библиотека Американского философского общества (Филадельфия, США, 2006), Библиотека герцога Августа (Вольфенбюттель, Германия, 2005), Колумбийский университет, институт Гарримана (Нью-Йорк, США 2003), Королевское общество г. Эдинбурга (Эдинбург, Великобритания, 2001), Институт перспективных исследований в области гуманитарных наук (Вассенаар, Голландия, 1999) и др. В обл. историко-филос. изысканий сформулировала систематизированную картину развития философии в России в эпоху Просвещения. Разработала ряд методов и подходов историко-филос. исследования. Опубликовала и ввела в научный оборот ряд филос. текстов русских мыслителей эпохи Просвещения (А. М. Белосельского-Белозерского, А. Т. Болотова, И. П. Елагина, И. Д. Ертова, М. М. Щербатова и др.). Выявила теоретические основания просвещенческого энциклопедизма и утопизма. Сформулировала понятие софиократии как специфического типа утопизма эпохи Просвещения. В обл. филос. компаративистики занималась проблемой рецепций идей западных мыслителей в России, сформулировала подход с точки зрения интеллектуальной коммуникации.
Соч.: Михаил Щербатов. СПб., 1994; История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996; Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века (Подготовка текстов, вступит, ст., коммент.). СПб., 1996; Русская историософия XVIII века. Теоретическое введение, программа спецкурса, текстологические иллюстрации. СПб., 1996; Идея истории в России XVIII века. СПб., 1998; Философия в Санкт-Петербургской Академии наук. СПб., 1999; Новая Атлантида Михаила Щербатова // ВФ. 2000. № 10; Британские мистики в России XVIII века // Философский век. Альманах. Вып. 17. История идей как методология гуманитарных исследований. СПб., 2001; Науки о человеке в первых изданиях Британской энциклопедии // Человек. 2003. № 6; Философия не умственная, а сердечная и чувствительная // ВФ. 2005. № 1; Вольфианство как философское основание энциклопедизма в России // Труды объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию 2004. СПб., 2005; От славного прошлого к светлому будущему. Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. СПб., 2005; Рецепция британской социальнофилософской мысли в России XVIIIXIX вв. (В соавт.). СПб., 2006; Болотов А. Т. О душах умерших людей (Подготовка текстов, вступит, ст., коммент.). СПб., 2006; Максимы Бенджамина Франклина. // Человек. 2007. № 1 (В соавт.); EighteenthCentury Russian Philosophy on the Immortality of the Soul // A journal of the Liberal Arts. Religion in the Eighteenth Century. 2001. Vol. 51; Die «Rhetorishe Schule» in der russischen Historiographie // Russische Aufklarungsrezeption im Kontext offizieller Bildungskonzepte (1700-1825). Berlin, 2001; Adam Smith in Russian Translations // Adam Smith: A Critical bibliography. L., 2002; Traditions of Dutch Philosophy and Russia//Geschiedenis Van DeWijsbegeerte in Nederland. Rotterdam, 2003; David Hume in Russia (В соавт.) // The Reception of David Hume in Europe. L., 2005.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009