(1905, Рамбервиллер – 1983, Париж) – философ, социолог и политолог. В молодости увлекался марксизмом, затем перешел на позиции неокантианской философии. Определенное влияние на него оказали также В. Дильтей, Г. Зиммель и М. Вебер. А. является основателем критической философии истории, отвергавшей позитивистскую интерпретацию исторического процесса и противопоставленной научному рационализму. Она, по мысли А., позволяет понять конкретное сознание, страсти и цели, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Человек, в отличие от животного, историчен; эту историчность А. рассматривает в трех смыслах: 1) человек как общественное существо всегда предстает только в историческом облике; он несет отпечаток того постоянно изменяющегося общества, к которому сам принадлежит; 2) человек – продукт своей эпохи и своего прошлого; 3) только человек способен размышлять о прошлом и будущем. Основной категорией критической философии истории является категория понимания. А. выделяет три вида понимания: 1) психологическое понимание, предполагающее использование понятий, знание частых и постоянных связей, а также элемент рассказа и соотнесенность его с биографией человека; 2) герменевтическое понимание: понимание текста, опирающееся на понимание эпохи его написания, людей, которые жили, творили и действовали; 3) понимание ситуации, в которой действовали участники событий. В целях понимания необходимо воспроизвести логику ситуации так, как ее представлял себе участник событий; исследователь должен как бы перенестись в изучаемую эпоху и заново прочувствовать пережитое. Большое внимание А. уделял также вопросам социального детерминизма, социального прогресса, смысла истории, войны и мира. Он отвергал монистический детерминизм и был сторонником теории факторов, согласно которой все факторы равнозначны и ни один из них не играет решающей роли в общественном развитии. Социальный прогресс А. сводил к количественным накоплениям, которые, с его точки зрения, наблюдаются только в науке и технике. Он категорически отрицал прогресс как восходящее развитие человечества, как переход от одной ступени общества к другой, качественно отличной и более прогрессивной. Относительно будущего общества А. придерживался пессимистических воззрений. А. оставил заметный след в социологии и политологии. Его труды, посвященные анализу социологических воззрений Ш.Л. Монтескьё, О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др., сыграли важную роль во французской социологической мысли. Велик вклад А. и в политическую науку: он философски интерпретировал вопросы межгосударственных и международных отношений, политики и морали, ответственности философа за сохранение мира и политической стабильности в обществе.
Соч.: Пристрастный зритель. М., 1982; Этапы развития социологической мысли. М., 1992; Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Мнимый марксизм. М., 1993; Избранное: Введение в философию истории. М., 2000; Мемуары: 50 лет размышлений о политике. М., 2002; Избранное: Измерения исторического сознания. М., 2004; La société industrielle et la guerre. P., 1959; La philosophie critique de l’histoire. P., 1969; Les désillusions du progrès. P., 1969; Histoire et dialectique de la violence. P., 1973; Les dernières années du siècle. P., 1984; Leçons sur l’histoire. P., 1989. Лит.: Гобозов, И.A. Философия политики. M., 1998; Его же. Введение в философию истории. М., 1999; Fessard, G. La philosophie historique de Raymond Aron. P., 1980; Baverez, N. Raymond Aron. Lyon, 1986. И.А. Гобозов