АРНО Антуан
Источник: Философский энциклопедический словарь
, прозванный Большой Арно: французский философ и теолог (Париж, 1612 — Брюссель, 1694). Глава и защитник янсенистов и яростный противник иезуитов. Вместе с Николем — автор знаменитой «Логики Пор-Рояля» (1662). Вел полемику с Мальбрашием по вопросу о благодати и узрении Бога. Остается примером рассуждающего философа, которому лишь немного не хватало философского гения. См. Янсенизм.
Источник: Философский словарь
Источник: Атеистический словарь
16 февраля 1612, Париж—8 августа 1694, Брюсселе—французский богослов, философ, логик, писатель-полемист, названный в свое время «великим Арно». Происходил из семьи известного адвоката Антуана Арно, был самым младшим из его двадцати детей. Готовился к адвокатской карьере, но пожертвовал ею ради «служения Богу». В 1641 защитил докторскую диссертацию по теологии в Сорбонне и принял сан священника. Принадлежал к янсенистской общине Пор-Рояля и был фактическим ее главой. Всю свою жизнь посвятил борьбе с иезуитами, написав множество памфлетов против их трактовки христианства, религиозной практики и «ослабленной морали»:
Источник: Новая философская энциклопедия
Arnauld), Антуан (16 февр. 1612 – 8 авг. 1694) – франц. богослов и философ, последователь Декарта, один из руководителей религ.-обществ. движения янсенизма, преподаватель Сорбонны с 1641. В книге "О частом причастии" ("De la fr?quente Communion", 1643) А. подвергал критике этику иезуитов и популяризировал идеи янсенизма. В 1656 был отстранен от преподавания на теологич. фак-те и изгнан из Сорбонны. Преследования со стороны иезуитов и правительства вынудили его к бегству в Нидерланды (1679), где он и умер. А. считал возможным согласование истин разума с правильно понятыми истинами веры. А. написал (совместно с П. Николем) "Логику, или Искусство мыслить" ("La logique, ou l´art de penser" – т. наз. "Логика Пор-Рояля", 1662), в к-рой дана систематич. разработка картезианской дедуктивной рационалистич. логики, в частности 4 правил метода Декарта. В этой работе критиковалась традиционная схоластич. система изложения логики и четко проводилась декартовская мысль о логике как о науке, формулирующей методы нахождения истины в науках о природе и в математике. В 1683 А. опубликовал направленный против Мальбранша "Трактат об истинных и ложных идеях" ("Des vrayes et des fausses id?es..."), положивший начало их многолетней полемике об идеалистич. концепции "видения в боге". А. защищал картезианское понимание истинных идей как модусов мышления, будто бы представляющих реальные вещи, находящиеся вне мышления. Соч.: Oenvres, t. 1–50, Р.–Lausanne, 1775–83. Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 143–44; Коhlеr S., Junsenismus und Cartesianismus.., D?sseldorf, 1905; Sainte-Beuve Сh. ?., Port-Royal. [v.] 1–9. Р., 1926–28; Liebmann С., Die Logik von Port-Royal im Verh?ltnis zu Descartes, Lpz., 1902 (Diss.).
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Соч. Т. 2. М., 1994). В полемике с Н. Мальбраншем А. пишет трактат «Об истинных и ложных идеях» (1683), открывший многолетний спор о «видении вещей в Боге», статусе разума, природе идей и т.д. А. стал автором учебника «Грамматика общая и рациональная» (совместно с К. Лансло, 1665), а также издал сочинение «Новые начала геометрии» (1667), где подверг критике теорию определений и доказательств Евклида.
Соч. : Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990; Логика, или Искусство мыслить. М., 1991 (1997); Oeuvres complètes. V. 1– 43. Lausanne, 1777–1781; Oeuvres philosophiques. P., 1843. Л и т.: Marin, L. La critique du discours sur la «Logique de Port-Royal» et les «Pensées» de Pascal. P., 1975; Laporte, J. La doctrine de la grâce chez Arnauld. P., 1982. Г.Я. Стрельцова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.