АРНО Антуан

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АРНО (Arnault) Антуан
род. 16 февр. 1612, Париж - ум. 8 авг. 1694, Брюссель) - франц. теолог (янсенист). Как последователь Декарта, а также под влиянием Паскаля он вместе с Пьером Николем издал т. н. логику Пор-Рояля под названием "L&Art de penser" (1662).

Источник: Философский энциклопедический словарь

АРНО АНТУАН

, прозванный Большой Арно: французский философ и теолог (Париж, 1612 — Брюссель, 1694). Глава и защитник янсенистов и яростный противник иезуитов. Вместе с Николем — автор знаменитой «Логики Пор-Рояля» (1662). Вел полемику с Мальбрашием по вопросу о благодати и узрении Бога. Остается примером рассуждающего философа, которому лишь немного не хватало философского гения. См. Янсенизм.

Источник: Философский словарь

АРНО Антуан
1612-1694) - франц. философ, логик, теолог, проф. Сорбонны, изгнанный оттуда за проповедь идей янсенизма и борьбу с иезуитами. Последователь рационализма Декарта. В «Логике, или Искусстве мыслить» (1662), написанной вместе с П. Ни-колем под влиянием Паскаля, определял логику как искусство правильного использования разума в науках о природе и в математике. Способствовал освобождению философии от схоластич. метода мышления.

Источник: Атеистический словарь

АРНО АНТУАН

16 февраля 1612, Париж—8 августа 1694, Брюсселе—французский богослов, философ, логик, писатель-полемист, названный в свое время «великим Арно». Происходил из семьи известного адвоката Антуана Арно, был самым младшим из его двадцати детей. Готовился к адвокатской карьере, но пожертвовал ею ради «служения Богу». В 1641 защитил докторскую диссертацию по теологии в Сорбонне и принял сан священника. Принадлежал к янсенистской общине Пор-Рояля и был фактическим ее главой. Всю свою жизнь посвятил борьбе с иезуитами, написав множество памфлетов против их трактовки христианства, религиозной практики и «ослабленной морали»:

Источник: Новая философская энциклопедия

АРНО АНТУАН

Arnauld), Антуан (16 февр. 1612 – 8 авг. 1694) – франц. богослов и философ, последователь Декарта, один из руководителей религ.-обществ. движения янсенизма, преподаватель Сорбонны с 1641. В книге "О частом причастии" ("De la fr?quente Communion", 1643) А. подвергал критике этику иезуитов и популяризировал идеи янсенизма. В 1656 был отстранен от преподавания на теологич. фак-те и изгнан из Сорбонны. Преследования со стороны иезуитов и правительства вынудили его к бегству в Нидерланды (1679), где он и умер. А. считал возможным согласование истин разума с правильно понятыми истинами веры. А. написал (совместно с П. Николем) "Логику, или Искусство мыслить" ("La logique, ou l´art de penser" – т. наз. "Логика Пор-Рояля", 1662), в к-рой дана систематич. разработка картезианской дедуктивной рационалистич. логики, в частности 4 правил метода Декарта. В этой работе критиковалась традиционная схоластич. система изложения логики и четко проводилась декартовская мысль о логике как о науке, формулирующей методы нахождения истины в науках о природе и в математике. В 1683 А. опубликовал направленный против Мальбранша "Трактат об истинных и ложных идеях" ("Des vrayes et des fausses id?es..."), положивший начало их многолетней полемике об идеалистич. концепции "видения в боге". А. защищал картезианское понимание истинных идей как модусов мышления, будто бы представляющих реальные вещи, находящиеся вне мышления. Соч.: Oenvres, t. 1–50, Р.–Lausanne, 1775–83. Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 143–44; Коhlеr S., Junsenismus und Cartesianismus.., D?sseldorf, 1905; Sainte-Beuve Сh. ?., Port-Royal. [v.] 1–9. Р., 1926–28; Liebmann С., Die Logik von Port-Royal im Verh?ltnis zu Descartes, Lpz., 1902 (Diss.).

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АРНО Антуан
(1612, Париж – 1694, Брюссель) – теолог, философ, писатель-полемист, глава янсенистской общины Пор-Рояля. Происходил из семьи известного адвоката. В 1641 защитил диссертацию по теологии в Сорбонне и принял сан священника. Всю жизнь посвятил борьбе с иезуитами, написал ряд памфлетов против их «порочной» религиозной практики и «ослабленной морали» («О частом причастии», «Моральная теология иезуитов» и др.). В ответ иезуиты добились исключения его из состава профессоров Сорбонны (1656). В защиту А. и янсенистов Б. Паскаль написал свои знаменитые «Письма к провинциалу» (1657), вызвавшие во Франции общественное движение против иезуитов. Однако поддержка иезуитов Людовиком XIV и травля вынудили А. в 1679 покинуть Францию и поселиться в Бельгии. Как теолог он трактует вопросы вероучения, католической догматики, предопределения, свободы и благодати («Церковная традиция в практике покаяния», «Непрерывность веры», «Согласование Евангелий»). Обличал А. и кальвинистов, чтобы отвести от янсенистов обвинения в ереси и спасти Пор-Рояль, но его дипломатия не имела успеха, и монастырь был сначала закрыт (1690), а позднее буквально стерт с лица земли (1709). Высок был авторитет А. как философа, его признания добивался Г.В. Лейбниц, с которым он полемизировал по проблеме предустановленной гармонии, считая его учение о Боге весьма далеким от христианства. В методологии и гносеологии А. продолжает традиции Р. Декарта, но подвергает критике его метафизику. В учебнике «Логика, или Искусство мыслить» (совм. с П. Николем, 1662), названном «Логикой Пор-Рояля», он опирается на картезианские понятия естественного света разума, интеллектуальной интуиции, аксиоматико-дедуктивного метода, но обосновывает гносеологию при помощи янсенистской идеологии (направление разума верой, приоритет морали над абстрактной гносеологией, интерес к психологии познания, «естественной логике», «естественным заблуждениям» – «софизмам самолюбия, личного интереса и страсти»). В посланных Декарту «Возражениях» на его «Метафизические размышления» А. критикует его дуализм, сомневаясь в возможности «бестелесного мышления»; не принимает рационалистическую трактовку человеческой души, указывая на наличие в ней бессознательных слоев; не соглашается с отрицанием души у животных. И вообще «догмы Декарта», считает А., опасны для склонных к неверию людей, вредны для религии и вряд ли соответствуют христианскому учению (см.: Декарт, Р. Четвертые возражения //
Соч. Т. 2. М., 1994). В полемике с Н. Мальбраншем А. пишет трактат «Об истинных и ложных идеях» (1683), открывший многолетний спор о «видении вещей в Боге», статусе разума, природе идей и т.д. А. стал автором учебника «Грамматика общая и рациональная» (совместно с К. Лансло, 1665), а также издал сочинение «Новые начала геометрии» (1667), где подверг критике теорию определений и доказательств Евклида.
Соч. : Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990; Логика, или Искусство мыслить. М., 1991 (1997); Oeuvres complètes. V. 1– 43. Lausanne, 1777–1781; Oeuvres philosophiques. P., 1843. Л и т.: Marin, L. La critique du discours sur la «Logique de Port-Royal» et les «Pensées» de Pascal. P., 1975; Laporte, J. La doctrine de la grâce chez Arnauld. P., 1982. Г.Я. Стрельцова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
130.73 кб

Жизнь в миру и одиночество в письмах Антуана Арно

Аль-фарадж Елизавета Абдуллаевна
В данной статье речь идет о восприятии одиночества в духовной литературе XVII в. на примере переписки видного французского теолога Антуана Арно, близкого к монастырю Пор-Рояль.
Читать PDF
148.96 кб

Эпистолярное утешение XVII века на примере переписки Антуана Арно

Аль-фарадж Е. А.
В статье исследуются письма Антуана Арно (1612-1694), в которых речь идет о смерти. Большая часть из них относится к жанру «утешительных писем», которых выражается соболезнование по случаю смерти близкого к адресату человека.