АРМИНИЙ, ЯКОБ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Арминий, Якоб
(Arminius, James, 15601609).
Родился в Удеватере (Нидерланды). Получил образование в университетах Марбурга(1575)и Лейдена (157681), в академии Женевы (1582, 158486) и в Базеле (158283). Служил пастором в общине Амстердама (15881603); с 1603 г. до последних дней жизни состоял в должности профессора Лейденского университета.
В отличие от Кальвина, Арминий не оставил после себя целостной систематической теологии; тем не менее за 15 лет пасторского служения и преподавания он написал много трудов. В трактате, посвященном Рим 7, Арминий интерпретирует стихи 725 как рассказывающие о прозревшем (ст. 12,21), но не раскаявшемся человеке (ст. 15,18,24). В трактате о Рим 9 отрывок, в к-ром многие кальвинисты обнаруживали учение о безусловном предопределении, Арминий трактует как учение об условном предопределении. Одна из наиболее значительных работ Арминия "Разбор брошюры Перкинса", ответ в духе "условного предопределения" на концепцию У. Перкинса из Кембриджа. В "Декларации чувств" (1608), крую Арминий представил властям Гааги, он изложил свои аргументы против супралапсарианства (концепция, согласно крой судьба каждого человека была определена Богом до Адамова грехопадения). К-ром е того, он попытался добиться благожелательного отношения в Объединенных Нидерландах к собственному учению об условном предопределении. Арминий написал также апологию, содержащую опровержение имевших хождение искаженных толкований его воззрений по 31й позиции. Среди других написанных им трактатов можно отметить "Публичные диспуты" и "Семьдесят девять частных диспутов" (посмертная публикация его лекций по теологии в Лейденском университете).
Арминий был самым одаренным выразителем идеи, уже выдвигавшейся другими мыслителями,  что предопределение Божье каждой индивидуальной судьбы основано на заведомом знании, какой путь изберет человек по своей свободной воле (в рамках предустановленной благодати) отвергнет ли он или примет Христа.
Учение Арминия развивали прежде всего Дж.Уэсли и методисты; в наше время его исповедуют деноминации, входящие в "Ассоциацию христианской святости ".
J. К. Grider (пер. Ю. Т.) Библиография: С. Brandt, The Life of James Arminius; С. Bangs,Arminius. См. также: Арминианство.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

АРМИНИЙ, ЯКОБ

латиниз. от Harmenson или Hennnszoon) Якоб (1560—1609)—голландский теолог, радикальный критик кальвинизма, основатель арминианства. Арминий рано перешел в протестантизм, изучал кальвинистскую доктрину в Лейдене и Женеве. С 1588 он пастор реформатской церкви в Амстердаме. Арминий приобрел широкую известность своими решительными выступлениями против учения Ж. Кальвина об абсолютном предопределении, согласно которому одни люди избраны к спасению, другие обречены погибнуть,—как несовместимого с заповедью божественной любви и справедливости. Человек, утверждал он, обладает свободой воли, позволяющей ему преодолеть последствия первородного греха, а само избрание в конечном счете определяется чувством сострадания к падшему человеку, испытываемого Богом. Арминий последовательно защищал идеи веротерпимости, отвергая кальвинистское понимание церкви как органа надзора и наказания. Несмотря на резкую критику Арминия ортодоксальными кальвинистами, отождествлявшими его воззрения с пелагианством, в 1603 он становится профессором Лейденского университета и его выступления против доктрины Кальвина привлекают всеобщее внимание. Вскоре после смерти Арминия его последователи публикуют «Великую Ремонстрацию» (от позднелат remonstrare — «заявлять», «протестовать», за что и получают наименование «ремонстранты»), которая была подана Генеральным штатам Нидерландов в 1610. Они отстаивали следующие доктринальные принципы: Бог до сотворения мира вечным установлением благоволил через Христа спасти тех, кто благодатью Св. Духа уверовал в него, и напротив—осудить необратившихся; Христос умер не только за избранных, но за всех людей; сам человек без воздействия Св. Духа бессилен обрести спасительную веру; благодать Божья не действует неодолимо: искупление невозможно без милости Божьей, однако полностью она не гарантирует спасение, которое зависит и от свободной воли человека, способной преодолеть искушения зла. Но результатом свободной воли человека может быть и то, что уверовавшие отпадут от благодати и будут потеряны для спасения. Поскольку позиция последователей Арминия выражала интересы республиканских сил, выступавших против попыток создания теократического строя, то острая полемика по этим вопросам продолжалась в течение ряда лет. На соборе в Дордрехте (1618) взгляды ремонстрантов были осуждены с позиций ортодоксального кальвинизма, им был предоставлен выбор: либо отказаться от своих взглядов, либо удалиться в изгнание. Большинство выбрало последнее (в их числе и решительный защитник Арминия Гуго Гроций). Преследования прекратились к 1625. В 1630 в Амстердаме была открыта арминианская церковь, в 1632 при ней учреждена конфессиональная академия. Полное официальное признание последователи Арминия получили в 1795.
Хотя движение ремонстрантов ограничилось Нидерландами, оно стало значительным событием в развитии реформационных движений и свободомыслия в Европе. Образование в академии, учрежденной ремонстрантами, предполагало широкое знакомство с гуманистическими традициями и новейшими философскими концепциями. Вскоре академия стала играть роль всеевропейского центра свободомыслия и профессиональной подготовки в области теологии, философии и естествознания. В Нидерландах иммигрант Р. Декарт написал свои основные произведения, последователи Арминия приютили Дж. Локка, изгнанного из Англии, здесь же спасались от преследований многие религиозные диссиденты.
Л. Н. Митрохин

Источник: Новая философская энциклопедия