(Arminianism). Teoлогическое учение Якоба Арминия, давшее название соответствующему церковному движению. Во многом близко христианским воззрениям отцов Церкви доавгустиновой эпохи и учению Дж. Уэсли; в ряде существенных моментов расходится со взглядами Августина, Лютера и Кальвина.
Арминианство как одна из форм протестантизма возникло в Объединенных Нидерландах вскоре после их "отпадения" от католицизма. Св. Писание признается единственным авторитетным источником вероучения; оправдание достигается исключительно по вере, но веру мы обретаем не нашими заслугами ее дает нам только предваряющая благодать.
Арминианство представляет собой совершенно особую форму протестантской теологии. Одна из причин, вызвавших это, связана с учением о предопределении: арминиане не отрицают предопределения, о к-ром сказано в Св. Писании, но видят в нем предначертанную волю Божью о спасении покаявшихся и уверовавших. Такая концепция получила название "условного предопределения ". Согласно ей, участь каждого человека предопределена, поскольку Бог предвидит, какой путь изберет человек отвергнет он или добровольно примет Христа.
Отчетливее всего доводы Арминия представлены в его комментариях на Рим 9 ("Разбор брошюры Перкинса") и работе "Декларация чувств". Он опровергал супралапсарианство в спорах с Теодором Безой (зятем Жана Кальвина и своим женевским учителем), а также с Франциском Гомаром, страстно отстаивавшим супралапсарианство в Лейденском университете; оба верили, что еще до грехопадения, и даже до сотворения людей, Бог определил, какая судьба ждет каждого человека. Вместе с тем Арминий полагал, что в Св. Писании не подтверждается сублапсарианская идея Мартина Лютера и Августина о безусловном предопределении; эта идея заключалась в том, что Адамов грех осуществился в результате свободного человеческого выбора, но после грехопадения всемогущий Бог определил будущие судьбы всех людей. В "Декларации чувств" (1608) Арминий привел 20 возражений против супралапсарианства, крые он (не совсем корректно) отнес и к сублапсарианству. Он утверждал, что супралапсарианство не содержит благовестия, противно мудрости, справедливости, благости Божьей и свободной природе человека, что оно "бесчестит Иисуса Христа", " губительно для спасения ", " извращает порядок благовествования Христова" (крое предполагает оправдание после веры, а не до веры). По мнению Арминия, все аргументы супралапсариан в пользу безусловного предопределения ведут к выводу, что Бог "творец греха".
С убежденностью в условном предопределении связаны и все другие концепции "тихого голландца". Особенно подчеркивает Арминий свободу человека. Некрые полагают, что в своих взглядах он близок пелагианам, но это не так. Арминий глубоко верил в первородный грех и понимал, что у падшего человека не только израненная, искалеченная воля, без действия предваряющей благодати он не способен на чтото доброе. К-ром е того, Арминий учил, что дары, крые несет искупление Христово, поистине безграничны. Он полагал, что елова "за всех умер" (2 Кор 5:15; ср. 2 Кор 5:14; Тит 2:11; 1 Ин 2:2) следует понимать буквально, в то время как пуритане (напр., Дж. Оуэн) и другие кальвинисты считали, что под "всеми" имеются в виду только заранее избранные к спасению. Согласно учению Арминия, Бог не желает чьейлибо погибели, а ожидает всеобщего покаяния (1Тим 2:4; 2 Пет 3:9; Мф 18:14); Арминий утверждал также, что спасительная благодать не является непреодолимой она может быть отвергнута, что отличалось от воззрений классического кальвинизма По мнению Арминия, верующие могут лишиться спасения и оказаться обреченными на вечную погибель. Арминиане до сих пор стараются поддержать и ободрить верующих в их надежде на спасение, напр. ссылаясь на 2 Пет 1:10: "Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь". Чувствуя, что они успешно убедили многих кальвинистов отказаться от доктрин безусловного предопределения,ограниченного искупления и непреодолимой благодати, арминиане понимают, что их успехи незначительны, когда речь идет о безусловном спасении. Хотя "Жизнь в Сыне" Р.Т.Шенка и трехтомная "Христианская теология" Г. О. Уайли опираются на крепкий библейский базис, критикуя безусловное спасение с позиций арминианства, в целом для кальвинистов арминианская позиция осталась неубедительной.
В последние десятилетия кальвинистские идеи перетекали в арминианство. Так, многие арминиане, обладающие достаточно расплывчатыми теологическими представлениями, утверждают, что Христос понес наказание за наши грехи. По сути дела, подобный взгляд чужд арминианству, согласно к-ром у Иисус пострадал за нас. Арминианство учит, что все содеянное Христом делалось для каждого человека; а потому Христос не мог понести наказания, иначе ни одному человеку не были бы уготованы вечные муки. Арминианство учит, что Христос пострадал за каждого, чтобы Отец мог простить раскаявшихся и уверовавших; Он претерпел такую смерть, чтобы мы все увидели, какова цена прощения, и стремились не допустить беззакония в мире, где правит Бог. Такая концепция получила название "управительной" теории искупления. Основополагающие ее идеи разработал Арминий, а саму концепцию сформулировал его ученик, юрист и теолог Гуго Гроций; наилучшее изложение теории принадлежит методиету Дж. Майли ("Искупление во Христе" [The Atonement in Christ], 1879). Teapминиане, крые твердо знают положения своей теологии, испытывают известные трудности в совместных служениях с кальвинистами, напр. в кампаниях Билли Грэма: активистов этих кампаний готовят таким образом, чтобы они рассказывали людям о Христе, понесшем наказание за их грехи. С другой стороны, дух терпимости, неотделимый от учения самого Арминия, потом Дж. Уэсли, сохранился до нашего времени. Поэтому арминиане нередко участвуют в подобных служениях, просто не касаясь указанного вопроса. Арминиане сознают, почему в Св. Писании всегда говорится о страданиях Христа (напр., Деян 17:3; 26:23; 2К0р 1:5; Флп 3:10; Евр2:910; 13:12; 1 Пет 1:11; 2:21; 3:18; 4:1,13), но никогда о наказании, понесенном Христом: распятый Христос невиновен, ибо был безгрешен. Точно так же они понимают, что Бог Отец вообще не простил бы нас, если бы Его справедливость сводилась исключительно к акту правосудия наказанию. Они знают, что можно либо наказать, либо простить, но не то и другое вместе.
Идеи баптистски окрашенного кальвинизма тоже проникли в арминианство, как противовес практике крещения младенцев. Еще недавно арминианская традиция, в т. ч. Арминий и Уэсли, привычно отстаивала крещение младенцев; здесь с ними были солидарны Лютер и Кальвин. Крещение считалось таинством, в к-ром посылается предваряющая благодать она служит защитой ребенку до того времени, когда он способен обратиться к вере через евангельское благовестие. Арминиане полагали, что крещение домашних, о крых рассказывается в Деян 1617 и 1 Кор 1, включало в себя и крещение детей и что действие это в НЗ параллельно в.з. обрезанию. Однако неподготовленные арминиане часто не желают крестить младенцев, подобно многим евангеликам.
Современное арминианство иначе, чем раньше, рассматривает вопрос о безошибочности Библии. Для арминиан безошибочность Библии очень важна; они считают Библию безошибочной в вопросах вероучения и религиозной практики, оставляя возможность неточных цифр, географических и исторических данных. При этом ученыеарминиане обычно не желают признавать справедливой оценки, крую Г.Линдселл (напр., в работе "Битва за Библию" [The Battle for the Bible]) дал вековой христианской традиции: по его мнению, еще 150 лет назад почти все христиане верили в абсолютную безошибочность Библии. А ведь арминианство составляет часть давней протестантской традиции (что показал Дж. Роджерс в "Вероучении консервативного евангелика").
Еще одно заимствование касается эсхатологии. Диспенсационализм не характерен для арминианства, как такового; оно не придерживается к.л. определенного милленаристского воззрения и мало интересуется особыми пророчествами (полагая, что Бог требует от нас сосредоточиться на очевидных моментах в Св. Писании, а именно на искуплении Христа и на праведной жизни). Однако многие арминианемиряне испытали влияние популярных пророческих книг (к примеру, написанных X. Линдсеем), в крых современные политические события прямо толкуются как исполнение библейских пророчеств.
Арминианству часто дают неверную оценку. Некрые ученые полагают, что арминианство несет в себе пелагианский дух, что это форма теологического либерализма и синкретизма. Действительно, существует направление в арминианстве, крое, решительно поддерживая вместе с Арминием свободу совести и терпимость к другим теологиям, все больше приобретает латитудинаристский и либеральный характер. В большой мере это относится к двум сегодняшним голландским конгрегациям, восходящим к Арминию. Но арминиане, крые проповедуют истинное учение Арминия, а также великого арминианина Дж. Уэсли (чьи воззрения иногда называют "огненным арминианством"), отвергают любые обвинения в дурном либерализме. Именно эти арминиане составляют большинство из 8 млн христиан, представляющих организации, объединенные в Ассоциацию христианской святости (Армия спасения, Церковь Назарянина, Уэслианская церковь и т.д.). Они твердо отстаивают вероучительные положения о рождении Христа от Девы, о чудесах, телесном воскресении, заместительном искуплении (страдания во исполнение наказания, предназначенного верующим), динамическом процессе боговдохновения, безошибочности Св. Писания, оправдании исключительно благодатью по вере, конечном предназначении к блаженству или адским мукам. Т.о., арминианство носитевангелистский характер, но в нескольких существенных моментах отличается от евангелистского кальвинизма.
J. К. Grider (пер. Ю. Т.) Библиография.The Works of JamesArminius, 3 vols. (1853 ed.); J.K. Grider, WBE, I, 14348; A. W. Harrison, Arminianism and The Beginnings of Arminianism; G.O. MeCullough, ed., Mans Faith and Freedom; C. Pinnock, Grace Unlimited.
См. mакже: Арминий, Якоб; Методизм; уэслианская традиция.