Arkesilaos) (род. ок. 315, Питана, Этолия - ум. ок. 240, Афины до Р. X.) - древнегреч. философ, глава второй (Средней) академии (см. Платонизм). Придал школе скептическое направление, проповедуя "воздержание от суждения" (epoche); только вероятное, считал он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.
АРКЕСИЛАЙ
АРКЕСИЛАЙ
Источник: Философский энциклопедический словарь
АРКЕСИЛАЙ
греческий философ (Питана, Эолида, ок. 241 гг. до Р.Х.), основавший Новую академию. для него — не более чем искусство взвешивания «за» и «против», позволяющее выявить «правдоподобие». Противник догматизма стоиков, утверждавший, в противоположность Зенону, что не существует опознавательного знака для истины и что следует воздерживаться от суждений.
Источник: Философский словарь
АРКЕСИЛАИ
(Arkesilaos) — греческий философ; жил в 315—241 до н. э.; глава второй (Средней) академии (см. Платонизм). Придал школе скептическое направление, проповедуя «воздержание от суждения» (epoché); только вероятное, считал он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.
О. Gigon. Zur Gesch. der sogenannten Neuen Akademie, in: Mus. Helv. 1 (1944); A. Weische. Cicero u. die neue Akademie. Unters.en zur Entstehung u. Gesch. des antiken Skeptizismus, 1961.
О. Gigon. Zur Gesch. der sogenannten Neuen Akademie, in: Mus. Helv. 1 (1944); A. Weische. Cicero u. die neue Akademie. Unters.en zur Entstehung u. Gesch. des antiken Skeptizismus, 1961.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Аркесилай
(315—241 до н. э.) — один из основателей т. наз. «средней» платоновской академии (Академия платоновская). Направление этой второй академии характеризуется ослаблением позитивных утверждений Платона и переходом на путь скептицизма. От Платона здесь осталась только большая склонность к разного рода логическим концепциям, к-рые в данном случае сводились к разрушению догматической философии и утверждению только понятий вероятности. В этике А. также отличается ослаблением платоновского энтузиастического учения и сведением его к учению о невозмутимости духовного состояния.
Источник: Философский словарь. 1963
АРКЕСИЛАЙ
??????????) (315–241 до н.э.) – древнегреч. философ-идеалист, основатель Средней (2-й) Академии платоновской. Исходя из критики достоверности чувств. познания, А. пришел к скептицизму. Определенное влияние оказала на него философия Пиррона. В отличие от стоицизма, А. считал, что нет неоспоримого критерия истины, что все может оспариваться доводами, которые также лишь вероятны. Человеч. познанию недоступно достижение абсолютно истинного; необходимо ограничиться одним вероятным, достаточным для практич. деятельности. Благоразумие должно основываться на взвешивании вероятности. Цель жизни – невозмутимость духа, атараксия. Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 253; Рихтер Р., Скептицизм в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; Goedeckemeyer ?., Die Geschichte des griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АРКЕСИЛАЙ
ок. 315 до н.э., Питана в Этолии - ок. 240, Афины), др.-греч. философ. Глава платоновской Академии после Кратета (ум. 265), основатель т. н. Средней академии. Подобно Сократу, ничего не писал. Открыл период т. н. академич. скепсиса (от «это еще нужно исследовать!»), противопоставившего себя догматизму (от ????? - «принятое в качестве данного»). Цель философии - не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, что приводит А. к принципу «воздержания от суждений» (эпохе). Осн. предмет полемич. нападок А.- теория познания стоицизма, в частности учение о возможности постичь предмет на основе чувств. восприятия. Признавая в теории невозможность доказать истинность того или иного суждения, А. на практике предлагал руководствоваться тем, что представляется наиболее убедительным - тезис, впоследствии развитый Карнеадом. Гносеологич. заостренность скептицизма А. принципиально отличает его от скептицизма Пиррона с его этич. направленностью.
Источник: Советский философский словарь
АРКЕСИЛАЙ
315 до н. э., Питана в Эолии—241 до н. э., Афины) — греческий философ, основатель и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической),
Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (Diog. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемической диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками—вторая отличительная черта Аркесилая и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150—157), возражения Аркесилая направлены гл. о. против стоического учения о «постижении» , определяемом как «согласие на постигающее представление» . Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, Аркесилай отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (ibid. 158). Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Мог. 1122 С, F). Т. о., положительная разработка практической этики у Аркесилая фактически построена на стоических понятиях.
Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (Diog. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемической диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками—вторая отличительная черта Аркесилая и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150—157), возражения Аркесилая направлены гл. о. против стоического учения о «постижении» , определяемом как «согласие на постигающее представление» . Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, Аркесилай отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (ibid. 158). Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Мог. 1122 С, F). Т. о., положительная разработка практической этики у Аркесилая фактически построена на стоических понятиях.
Источник: Новая философская энциклопедия
АРКЕСИЛАЙ
АРКЕСИЛАЙ (??????????) (315 до н. э., Питана в Эолии - 241 до н. э., Афины), греческий философ, основатель и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической), Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (D. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемической диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» (??????????) речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками — вторая отличительная черта А. и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150-157), возражения А. направлены главным образом против стоического учения о «постижении» (?????????), определяемом как «согласие на постигающее представление» (???????????? ??? ???????????? ?????????). Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, А. отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (???????) (Ibid. 158). Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Adv. Colot. 1122 с, f). Таким образом, положительная разработка практической этики у А. фактически построена на стоических понятиях. Свидетельства и фрагм.: Mette H. J. Zwei Akademiker heute: Krantor von Soloi und Arkesilaos von Pitane, - Lustrum 26, 1984, p. 41-94. Лит.: Coussin P. Le Sto?cisme de la Nouvelle Acad?mie, - RHPh 3, 1929, p. 241-276; Gigon O. Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie, - MusHelv 1, 1944, S. 47-64; WeischeA. Cicero und die Neue Akademie. M?nst., 1961; Kr?mer H. J. Piatonismus und hellenistische Philosophie. В.; ?. ?., 1971, S. 33-54; Levy C. Scepticisme et dogmatisme dans l´Acad?-mie. «L´?soterisme» d´Arc?silas, - REL 56, 1978, p. 335-348; Ioppolo A. M. Doxa e epoche in Arcesilao, - Elenchos 5, 1984, p. 317-363; Long A. A. Diogenes Laertius, Life of Arcesilas, - Diogene Laerzio storico del pensiero antico. Atti del convegno 1985, Elenchos 7, 1986, p. 429-449. Ю. А. ШИЧАЛИН