1) Диалектик буддизма мадхьямика, развивший активную деятельность в южной Индии (ок. III-IV вв.), ученик Нагарджуны. 2) Выдающийся мыслитель тантрического буддизма, профессор университета в Наланда на севере Индии (VIII в.) Биографии и списки трудов обоих часто поминаются в тибетском и китайском канонах.
АРЬЯДЕВА
Арьядева
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
АРЬЯДЕВА
3 в.) - крупнейший представитель школы мадхьямика в Индии после Нагарджуны, уроженец Шри-Ланки. Ученик Нагарджуны, вместе с к-рым путешествовал, долго был пандитом в Наланде. А. приписывают 23 работы, из к-рых. несомненно, ему принадлежат 5. Наиб. значит, из них — «Хаставала-пракарана» и «Чатухшатака». Его соч. переводились на тиб., кит. и яп. языки. А. внес значит. вклад в разработку осн. будд. концепций, оказал большое влияние на подъем и оживление интеллектуальной жизни в ср.-век. Индии. Почти во всех соч. защищал центральную для мадхьямики концепцию пустоты (шунья), осн. его оппонентами были санкхьяики и вайшешики. Его вклад особенно велик в филос.-полемич. учение. Согл. А., истинно сущее (парамартхасат), или абсолютное состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносит. категориях, оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, а таковым может быть только сознание-пустотность. По его мнению, истинно сущее реализуется практически путем опровержения («опустошения») всех лжеидей по поводу сущего, в первую очередь о неизменном среди всеобщей изменчивости, о счастье среди океана страданий, о вечной душе (атман) среди невечного мира, о прекрасном среди безобразного. Размышления о таких идеях А. называл невежеством и приписывал его буддистам тех школ. к-рые чурались учения махаяны о пути бодхисаттвы, не испытывающего ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому или призрачному. В тиб. традиции А. причисляется к «шести драгоценностям» будд. философии: Нагарджуна, А., Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти. В кит. буддизме трактат А. «Шата-шастра» («Сто строф») относится к осн. источникам школы Сань-лунь-цзун. В. П. Андросов, Н. А. Канаева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
АРЬЯДЭВА
санскр. — «Божественно благородный») (3 в.) — буддийский мыслитель-мадхьямик. Происходил из южноиндийского брахманского рода, последователь Нагарджуны. Внес вклад в философский дискурс по проблемам вечности, Атмана, времени, существования следствия в причине и т. д.; методы опровержения идейных противников; критику доктрин оппонентов махаяны (индуистских школ санкхьи, вайшешики, панчаратры и пашупаты (вишнуиты и шиваиты), а также локаяты и джайнизма. Согласно Арьядэве, истинно сущее (парамартха-сат), или абсолютное состояние сознания, не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносительных категориях, ибо оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, оно единственно реальное, а таковым может быть только пустота (шуньята), которая вне субъектно-объектных отношений познания. В мире нет ничего, что могло бы быть само по себе, безотносительно к другому. Все производимое причинами и условиями несамостоятельно и пусто, ибо в нем нет самосущего (нихсвабхава). Если бы нечто обладало самосущим, рассуждал Арьядэва, то оно воспринималось бы существующим без причин и условий, но такого не наблюдается, поскольку все явления включены в бесконечные и безначальные цепи каузальности. Все явленное есть отсутствие собственной природы и наличие взаимозависимой изменчивости.
Арьядэва считал, что истинно-сущее можно реализовать Практически, опровергая («опустошая») все лже-идеи. Такова задача мадхьямики как полемической философии Срединного пути (мадхьяма-пратипат). Развитие шунья-вады Арьядэва видел в махаянском Пути бодхчсаттв. Бодхисаттвой может стать лишь тот, кто удалил из своего ума и порочность, и добродетельность, которые в равной мере являются путами сознания. Для тех, кто отстранился от всех мнений, не нужно и само учение о пустотности (шуньята-шунья). Этот Путь равноценен поведению настоящего мудреца в жизни, который не испытывает ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому и поэтому иллюзорному (майя). Как прозрачный кристалл становится цветным, отражая цвета, так и ум (читта) окрашивается воображением (викальпа), а без него он чист.
В Китае «Щата-шастра» Арьядэвы—основной источник школы сань-лунь («Три трактата»). Тибетцы причисляют Арьядэву к «шести драгоценностям» буддийской философии, наряду с Нагарджуной, Асангой, Васубандху, Дигнагой и Дхармакирти.
Арьядэва считал, что истинно-сущее можно реализовать Практически, опровергая («опустошая») все лже-идеи. Такова задача мадхьямики как полемической философии Срединного пути (мадхьяма-пратипат). Развитие шунья-вады Арьядэва видел в махаянском Пути бодхчсаттв. Бодхисаттвой может стать лишь тот, кто удалил из своего ума и порочность, и добродетельность, которые в равной мере являются путами сознания. Для тех, кто отстранился от всех мнений, не нужно и само учение о пустотности (шуньята-шунья). Этот Путь равноценен поведению настоящего мудреца в жизни, который не испытывает ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому и поэтому иллюзорному (майя). Как прозрачный кристалл становится цветным, отражая цвета, так и ум (читта) окрашивается воображением (викальпа), а без него он чист.
В Китае «Щата-шастра» Арьядэвы—основной источник школы сань-лунь («Три трактата»). Тибетцы причисляют Арьядэву к «шести драгоценностям» буддийской философии, наряду с Нагарджуной, Асангой, Васубандху, Дигнагой и Дхармакирти.
Источник: Новая философская энциклопедия
АРЬЯДЭВА
(санскр. a–rya-deva, тиб.phags pa lha, Божественно Благородный) — буддийский мыслитель III в., выходец из южноиндийского брахманского рода (по другим источникам он пришёл в Индию из ШриЛанки), последователь Нагарджуны и философско-религиозной школы мадхьямаки. Он знаменит, во-первых, своими философскими исследованиями проблем вечности, Атмана, времени, существования следствия в причине и т.д. Во-вторых, методами опровержения идейных противников. И, в-третьих, критикой доктрин индуистских школ санкхьи, вайшешики, панчаратры и пашупаты (вишнуиты и шиваиты), а также локаяты и джайнизма, которые в его время являлись гавными оппонентами Махаяны (до А. спор шёл в основном с буддистами Хинаяны). С точки зрения А., истинно сущее (парама-артха-сат), или абсолютное состояние сознания, не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносительных категориях, ибо оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, оно единственно реальное, а таковым может быть только пустота (шуньята), которая вне субъектно-объектных отношений познания. В мире всё пусто и нет ничего, что могло бы существовать само по себе, безотносительно к другому. Всё производимое причинами и условиями несамостоятельно, пусто, поскольку в нём нет самосущего (нихсвабхава). Если бы нечто обладало самосущим, рассуждал А., то оно бы воспринималось существующим без причин и условий, но такого не наблюдается, поскольку все явления включены в бесконечные и безначальные цепи каузальности. Всё явленное есть отсутствие собственной природы и наличие взаимозависимой изменчивости. Но он считал, что истинносущее можно реализовать практически, опровергая («опустошая») все лжеидеи. Такова задача мадхьямаки как полемической философии Срединного Пути (мадхьяма-пратипат). Развитие учения о пустотности (шунья-вада) А. видел в махаянском Пути бодхисаттв, который начинается с устранения из сознания четырёх лжеидей: о неизменном среди всеобщей изменчивости, о возможности счастья среди океана страдания, о вечной душе (атман) среди преходящего мира, о прекрасном среди безобразного. Размышления над этими идеями он называл «невежеством». Продвижению же на Пути способствуют особые дхармо-частицы потока сознания, которые делятся на «прекращающие пороки» и «развивающие добродетели». Согласно его «Трактату 100 строф» («Щата-шастра»), первые обеспечивают духовный рост, а вторые его закрепляют. Успеха достигает лишь тот, кто практикует оба вида. К примеру, даяние есть добродеяние, но само по себе оно не устраняет зло. Бодхисаттвой может стать лишь тот, кто удалил из своего ума и порочность и добродетельность, которые в равной мере являются путами сознания. Для тех, кто отстранился от всех мнений, не нужно и само учение о пустотности (шуньята-шунья). Согласно А., Путь бодхисаттвы равноценен поведению настоящего мудреца в жизни, который не испытывает ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому и поэтому иллюзорному (майя). Как прозрачный кристалл становится цветным, отражая окружающие передметы, так и ум (читта) окрашивается воображением (викальпа), а без него он чист. В Китае «Щата-шастра» — основной источник школы сань-лунь («Три трактата»). Тибетцы причисляют А. к «шести драгоценностям» буддийской философии наряду с Нагарджуной, Асангой, Васубандху, Дигнагой и Дхармакирти.