АРИТМОЛОГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АРИТМОЛОГИЯ
идея прерывности, «зернистости», присущей всему творению; представление о том, что «мир познаваемый надтреснут» и что через эти трещины видна «лазурь вечности» (П. А. Флоренский).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

АРИТМОЛОГИЯ
от греч. arithmos - число, logos - слово, учение) - понятие Московской философско-математической школы, введенное Бугаевым. В узком смысле слова А. - это теория разрывных (прерывных) функций, в отличие от аналитики - теории непрерывных функций. В широком смысле под А. понимается идея прерывности, "зернистости", присущей всему творению. Аналитика, связанная с принципом детерминизма, с теориями эволюции в природе и прогресса в об-ве, пытавшаяся объяснить происхождение творения без Творца, господствовала начиная с Возрождения вплоть до нач. XX в. Пришедшая ей на смену А., по мнению сторонников последней, вычленяя каждое "зернышко" творения и указывая на изначальную несвязанность разных типов этих "зерен", возводит их конечное происхождение к Творцу, а не выводит его из мира. Аналитика пыталась все высшее в человеке свести к низшим, элементарным функциям, принципиально отвлекаясь от проблем свободы, выбора, способности целеполагания, воли, веры, творчества и т. п. А. противопоставляет аналитической рассудочности интуитивное озарение, мгновенный скачок от предваряющего знания к истине. В социальной сфере аналитик говорит о непрерывной эволюции, а аритмолог - о мировых катастрофах, о революциях, о переворотах в индивидуальной и общественной жизни, о смене типов культур. А. живет чувством, что "мир познаваемый надтреснут" и что через эти трещины видна лазурь вечности (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 157). Это чувство трагедии, совершающейся в мире, предчувствие эсхатологического конца. Подобное чувство "надтреснутости мира" было характерно для мн. философов и писателей нач. XX в. Так, Булгаков в письме к Розанову писал о "трещине в самом мире и в человеческом сердце" (Пять писем С. Н. Булгакова к В. В. Розанову // Вестник РХД. 1984. № 141). О "нарушениях сплошности" в проявлениях сверхпространственных субстанциальных деятелей говорит Н. О. Лососий, развивающий идеи монадологии (тоже аритмологической теории). Чувство надтреснутости бытия было свойственно Франку: "Что всеединство бытия есть надтреснутое, расколотое, внутренне противоречивое, антагонистическое единство, - что оно, не переставая быть единством, все же распадается на две разнородных и противоборствующих половины, - это... есть просто факт, который никакими рассуждениями нельзя устранить из мира" (Франк С. Л. Непостижимое // Соч. М., 1990. С. 433). Эти трещины бытия есть "бездны зла", считает Франк, существующие лишь в нашем человеческом аспекте, в аспекте Божьем бытие целостно. Бердяеву было свойственно чувство разобщенности и распада мира, аналогичное тому, о к-ром свидетельствуют представители А., преодолеть этот распад, по Бердяеву, способно лишь свободное творчество. Шестов противопоставляет абстрактному Богу философов "живого", сверхрационального, непонятного, "неестественного" Бога, не только устанавливающего необходимости, но и могущего отменить их в любой миг, т. е. совершить аритмологический скачок. Эрн идее непрерывного поступательного прогресса противопоставляет идею катастрофического прогресса, заканчивающегося эсхатологией. Зеньковский как бы подводит итог размышлениям такого рода: "Мир как целое предстоит перед нами в некоем уже поврежденном состоянии - и жизнь природы свидетельствует о "трещине" в бытии (что богословие связывает с первородным грехом) с такой силой, что только зачарованностью реальным бытием можно объяснить ошибочную мысль, будто в природе все "естественно" (Зеньковский В. В. Основы христианской философии. В 2 т. Франкфурт-на-Майне, 1960. Т. 1. С. 113). С этой т. зр. непрерывность иллюзорна, она есть только наша идея, реальность же прерывна, и эта прерывность свидетельствует о творении различных форм бытия. (См. там же. 1964. Т. 2. С. 37.)

Источник: Русская философия: словарь