тип духовности и стиль жизни, опирающиеся на глубокую культурную традицию существования аристократического сословия. Аристократия - привилегированная знать, и высшее сословие в традиционных обществах; в политологическом аспекте аристократия (от греч. aristos - лучший, · kratos - власть) есть власть лучших, соответствующая форма государственного правления. Для истории философской мысли проблема аристократии и А. весьма значима. К ней обращались Платон, Ницше, Н. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет и др. Все они связывали А. с высокой духовностью, которая определяла своеобразие аристократии, являлась основанием ее возвышения. У Платона А. состоит в преобладании разумной части души как прирожденного, а не приобретенного качества. Для Ницше - в эпоху господства рационализма и разрушения культуры толпой безответственных посредственностей - А. является главным основанием возрождения культуры, ибо A. воплощает образ длинной лестницы рангов, дает "пафос дистанции", служит апологии неравенства. В русской философии эту линию разрабатывает Н. Бердяев ("Философия неравенства"), который тоже утверждает иерархичность как непреложный закон жизни, а вершиной человеческой иерархии является аристократ духа, его он видит в лучших людях русского дворянства. X. Ортега-и-Гассет уже однозначно рассматривает А. как А. духа, безотносительно к какой-либо социальной группе.
Основание духовного А. - осознанный и ответственный идеал служения -· противостоит "восстанию масс". Действительно, на рубеже XIX - XX вв. аристократия как социальная группа исчезает, власть перестает быть прерогативой лучших, уходят в прошлое механизмы социальной преемственности аристократии. Но сохраняется и в особых формах существует традиция А., содержанием которой выступает соответствующий тип духовности. Лишенный основания в конкретном социальном слое, А. формирует особые механизмы преемственности и функционирования, где ядром выступает эстетизм; по Ницше - "мир и существование получают свое оправдание только как эстетический феномен". Постепенно за художественной деятельностью закрепляется приоритет высшей духовной деятельности. Подлинный аристократ духа - художник, талант, гений. Его способности опять-таки даны от рождения, это отличает его от интеллектуала или политика. Логика развития данной тенденции приводит к современным формам - богеме и тусовке, которые часто отличны нонконформистским, андеграундным характером. Утратив основания традиций, современность предстает как пространство и время культурных инсценировок, доведя развитие А. до одного из множества равносуществующих стилей жизни. Этот стиль существует как ответ на глобальную потребность личности в позитивной идентификации, в постмодернистской ситуации неразличимости как возможность и форма внешней презентации личности.
Эпоха революций приводит к гибели аристократии, ибо "плоды Просвещения" - равенство и господство над природой - разрушают многовековую вертикаль социальной и духовной структур. Но и в переструктурированном социальном хаосе демократий и диктатур с неизбежностью выстраиваются новые социальные иерархии, и внешне они часто напоминают аристократию, ибо стремятся ей подражать, такие образования принято называть элитой. Аристократия - власть лучших, а элита - избранных, но не всегда избранные оказываются лучшими. Просматривается тенденция к окончательному разрыву между А. как типом духовности, выстроенном на органическом единстве познавательного, нравственного и эстетического начал, и стилем жизни, вплоть до поглощения феномена стилем, где внешняя демонстрация оказывается доминантой. Предельным выражением автономности и тотальности стиля является мода. Мода - предел и оборотная, самодостаточная, сторона эстетизма. Претензии моды на А. - в ее стремлении быть непонятой и этим противостоять массе.
О. В. Шабурова
АРИСТОКРАТИЗМ
АРИСТОКРАТИЗМ
Источник: Современный философский словарь
АРИСТОКРАТИЗМ
от греч. букв. власть лучших, знатнейших) — идеал, в основе которого изначальная и объективная предзаданность личного достоинства и социальной значимости человека. Содержание аристократизма включает ценностный опыт древних обществ: эвпатридов в Афинах, патрициев Рима. Первые примеры аристократизма представлены в сочинениях Конфуция, Пиндара, Платона и Аристотеля (образ того, «кто считает ; себя достойным великого, будучи этого достойным»). В эпоху средневековья аристократизм занимает одно из центральных мест в системе ценностей наряду с рыцарством, монашеством и др. Феодальная аристократия, как и рыцарство, возникла из войны и для войны, что определило возвышение ценности личной храбрости и личной чести, но в отличие от рыцарства, воплощавшего динамику средневекового мира, идею пути, аристократизм олицетворял статичность, защищенность и гарантированность установленного Богом порядка. Незначительная социальная динамика средневековья, жесткая иерархизированность общества и предзаданность связей и отношений давали чувство самодостаточности и достоинства, исключали стремление занять место другого как возможность возвышения, формировали ценность сословной чести и верности, а также патриархальной ответственности за вассалитет.
Обостренное чувство чести сочеталось с довольно свободным отношением к собственному поведению, ибо не жизненные успехи определяют человека, а он их. Богатство не является ценностью вне возможности его личного, неэкономического потребления: оно результат не повседневного труда (это участь и призвание смерда), а места в социальной иерархии и в семье, нечто данное свыше, а потому и более ценное, чем заработанное. Ценность богатства заключается в том, что оно позволяет реализовывать свой долг, осуществлять дарение и поддерживать соответствующий образ жизни, т. е. определяется социальным обликом владельца. Аристократический образ жизни был связан с непроизводительной деятельностью, в т. ч. образовательной, цель которой не профессионализм, а личное совершенствование. Турнир и охота были сферами демонстрации личного достоинства и самореализации. Средневековая жизнь с ее обилием праздников и лишенным напряжения ритмом жизни естественным образом включала в себя праздность, которая в среде высших классов становилась нормативным жизненным идеалом и приобретала демонстративный характер (что отличало их ценностный мир от устремлений рыцаря и монаха, осуществлявших идею служения в бедности и усилиях), В качестве общечеловеческого идеала, в отличие от ценностно-нормативного образа в рамках аристократического сознания, аристократизм стал осознаваться уже в период падения аристократии и бурного возвышения буржуазии, «мещан во дворянстве», В глазах буржуазии аристократизм стал образом укорененности в истории и стабильности, утрачиваемой в новом обществе. Недостижимость, невоспитуемость и закрытость аристократизма определили то, что это понятие развивалось не столько как нормативное, сколько как оценочное и содержательно неопределенное. В идеале аристократизма, утратившего свою социальную основу, сохранилась ценность стремления к красоте, к славе, к свободной игре (а не к пользе, безопасности, повседневному труду). Ценности аристократизма оказались противопоставленными ценностям мещанства.
Аристократизм подвергался критике со стороны Б. Мандевиля («Басня о пчелах»), Ш Монтескье («О духе законов»). Социально-философская идеализация аристократизма наиболее ярко осуществлена Ф. Ницше, который отмечал, что без пафоса сословной дистанции не мог бы существовать более таинственный пафос—достижения все более возвышенных состояний и увеличения дистанции в душе, возвышения самого типа «человек». Подлинная аристократия чувствует себя не функцией, а смыслом и высшим оправданием существующего мира, мерилом ценностей, Для Ницше аристократизм есть воплощение морали господ, противостоящей морали рабов.
Лит.; Аристотель. Никомахова этика, IV.—Соч. в 4т., т. 4. M., 1984; Ницше Ф. По ту сторону добра и зла, 9.—Он же. Соч. в 2 т., т. 2. M., 1990, с. 379-404; Оесовская M. Рыцарь и буржуа. М., 1987; Хечзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
О. Я. Зубец
Обостренное чувство чести сочеталось с довольно свободным отношением к собственному поведению, ибо не жизненные успехи определяют человека, а он их. Богатство не является ценностью вне возможности его личного, неэкономического потребления: оно результат не повседневного труда (это участь и призвание смерда), а места в социальной иерархии и в семье, нечто данное свыше, а потому и более ценное, чем заработанное. Ценность богатства заключается в том, что оно позволяет реализовывать свой долг, осуществлять дарение и поддерживать соответствующий образ жизни, т. е. определяется социальным обликом владельца. Аристократический образ жизни был связан с непроизводительной деятельностью, в т. ч. образовательной, цель которой не профессионализм, а личное совершенствование. Турнир и охота были сферами демонстрации личного достоинства и самореализации. Средневековая жизнь с ее обилием праздников и лишенным напряжения ритмом жизни естественным образом включала в себя праздность, которая в среде высших классов становилась нормативным жизненным идеалом и приобретала демонстративный характер (что отличало их ценностный мир от устремлений рыцаря и монаха, осуществлявших идею служения в бедности и усилиях), В качестве общечеловеческого идеала, в отличие от ценностно-нормативного образа в рамках аристократического сознания, аристократизм стал осознаваться уже в период падения аристократии и бурного возвышения буржуазии, «мещан во дворянстве», В глазах буржуазии аристократизм стал образом укорененности в истории и стабильности, утрачиваемой в новом обществе. Недостижимость, невоспитуемость и закрытость аристократизма определили то, что это понятие развивалось не столько как нормативное, сколько как оценочное и содержательно неопределенное. В идеале аристократизма, утратившего свою социальную основу, сохранилась ценность стремления к красоте, к славе, к свободной игре (а не к пользе, безопасности, повседневному труду). Ценности аристократизма оказались противопоставленными ценностям мещанства.
Аристократизм подвергался критике со стороны Б. Мандевиля («Басня о пчелах»), Ш Монтескье («О духе законов»). Социально-философская идеализация аристократизма наиболее ярко осуществлена Ф. Ницше, который отмечал, что без пафоса сословной дистанции не мог бы существовать более таинственный пафос—достижения все более возвышенных состояний и увеличения дистанции в душе, возвышения самого типа «человек». Подлинная аристократия чувствует себя не функцией, а смыслом и высшим оправданием существующего мира, мерилом ценностей, Для Ницше аристократизм есть воплощение морали господ, противостоящей морали рабов.
Лит.; Аристотель. Никомахова этика, IV.—Соч. в 4т., т. 4. M., 1984; Ницше Ф. По ту сторону добра и зла, 9.—Он же. Соч. в 2 т., т. 2. M., 1990, с. 379-404; Оесовская M. Рыцарь и буржуа. М., 1987; Хечзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
О. Я. Зубец
Источник: Новая философская энциклопедия