АРИСТОКРАТИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АРИСТОКРАТИЗМ
тип духовности и стиль жизни, опирающиеся на глубокую культурную традицию существования аристократического сословия. Аристократия - привилегированная знать, и высшее сословие в традиционных обществах; в политологическом аспекте аристократия (от греч. aristos - лучший, · kratos - власть) есть власть лучших, соответствующая форма государственного правления. Для истории философской мысли проблема аристократии и А. весьма значима. К ней обращались Платон, Ницше, Н. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет и др. Все они связывали А. с высокой духовностью, которая определяла своеобразие аристократии, являлась основанием ее возвышения. У Платона А. состоит в преобладании разумной части души как прирожденного, а не приобретенного качества. Для Ницше - в эпоху господства рационализма и разрушения культуры толпой безответственных посредственностей - А. является главным основанием возрождения культуры, ибо A. воплощает образ длинной лестницы рангов, дает "пафос дистанции", служит апологии неравенства. В русской философии эту линию разрабатывает Н. Бердяев ("Философия неравенства"), который тоже утверждает иерархичность как непреложный закон жизни, а вершиной человеческой иерархии является аристократ духа, его он видит в лучших людях русского дворянства. X. Ортега-и-Гассет уже однозначно рассматривает А. как А. духа, безотносительно к какой-либо социальной группе.
Основание духовного А. - осознанный и ответственный идеал служения -· противостоит "восстанию масс". Действительно, на рубеже XIX - XX вв. аристократия как социальная группа исчезает, власть перестает быть прерогативой лучших, уходят в прошлое механизмы социальной преемственности аристократии. Но сохраняется и в особых формах существует традиция А., содержанием которой выступает соответствующий тип духовности. Лишенный основания в конкретном социальном слое, А. формирует особые механизмы преемственности и функционирования, где ядром выступает эстетизм; по Ницше - "мир и существование получают свое оправдание только как эстетический феномен". Постепенно за художественной деятельностью закрепляется приоритет высшей духовной деятельности. Подлинный аристократ духа - художник, талант, гений. Его способности опять-таки даны от рождения, это отличает его от интеллектуала или политика. Логика развития данной тенденции приводит к современным формам - богеме и тусовке, которые часто отличны нонконформистским, андеграундным характером. Утратив основания традиций, современность предстает как пространство и время культурных инсценировок, доведя развитие А. до одного из множества равносуществующих стилей жизни. Этот стиль существует как ответ на глобальную потребность личности в позитивной идентификации, в постмодернистской ситуации неразличимости как возможность и форма внешней презентации личности.
Эпоха революций приводит к гибели аристократии, ибо "плоды Просвещения" - равенство и господство над природой - разрушают многовековую вертикаль социальной и духовной структур. Но и в переструктурированном социальном хаосе демократий и диктатур с неизбежностью выстраиваются новые социальные иерархии, и внешне они часто напоминают аристократию, ибо стремятся ей подражать, такие образования принято называть элитой. Аристократия - власть лучших, а элита - избранных, но не всегда избранные оказываются лучшими. Просматривается тенденция к окончательному разрыву между А. как типом духовности, выстроенном на органическом единстве познавательного, нравственного и эстетического начал, и стилем жизни, вплоть до поглощения феномена стилем, где внешняя демонстрация оказывается доминантой. Предельным выражением автономности и тотальности стиля является мода. Мода - предел и оборотная, самодостаточная, сторона эстетизма. Претензии моды на А. - в ее стремлении быть непонятой и этим противостоять массе.
О. В. Шабурова

Источник: Современный философский словарь

АРИСТОКРАТИЗМ
от греч. букв. власть лучших, знатнейших) — идеал, в основе которого изначальная и объективная предзаданность личного достоинства и социальной значимости человека. Содержание аристократизма включает ценностный опыт древних обществ: эвпатридов в Афинах, патрициев Рима. Первые примеры аристократизма представлены в сочинениях Конфуция, Пиндара, Платона и Аристотеля (образ того, «кто считает ; себя достойным великого, будучи этого достойным»). В эпоху средневековья аристократизм занимает одно из центральных мест в системе ценностей наряду с рыцарством, монашеством и др. Феодальная аристократия, как и рыцарство, возникла из войны и для войны, что определило возвышение ценности личной храбрости и личной чести, но в отличие от рыцарства, воплощавшего динамику средневекового мира, идею пути, аристократизм олицетворял статичность, защищенность и гарантированность установленного Богом порядка. Незначительная социальная динамика средневековья, жесткая иерархизированность общества и предзаданность связей и отношений давали чувство самодостаточности и достоинства, исключали стремление занять место другого как возможность возвышения, формировали ценность сословной чести и верности, а также патриархальной ответственности за вассалитет.
Обостренное чувство чести сочеталось с довольно свободным отношением к собственному поведению, ибо не жизненные успехи определяют человека, а он их. Богатство не является ценностью вне возможности его личного, неэкономического потребления: оно результат не повседневного труда (это участь и призвание смерда), а места в социальной иерархии и в семье, нечто данное свыше, а потому и более ценное, чем заработанное. Ценность богатства заключается в том, что оно позволяет реализовывать свой долг, осуществлять дарение и поддерживать соответствующий образ жизни, т. е. определяется социальным обликом владельца. Аристократический образ жизни был связан с непроизводительной деятельностью, в т. ч. образовательной, цель которой не профессионализм, а личное совершенствование. Турнир и охота были сферами демонстрации личного достоинства и самореализации. Средневековая жизнь с ее обилием праздников и лишенным напряжения ритмом жизни естественным образом включала в себя праздность, которая в среде высших классов становилась нормативным жизненным идеалом и приобретала демонстративный характер (что отличало их ценностный мир от устремлений рыцаря и монаха, осуществлявших идею служения в бедности и усилиях), В качестве общечеловеческого идеала, в отличие от ценностно-нормативного образа в рамках аристократического сознания, аристократизм стал осознаваться уже в период падения аристократии и бурного возвышения буржуазии, «мещан во дворянстве», В глазах буржуазии аристократизм стал образом укорененности в истории и стабильности, утрачиваемой в новом обществе. Недостижимость, невоспитуемость и закрытость аристократизма определили то, что это понятие развивалось не столько как нормативное, сколько как оценочное и содержательно неопределенное. В идеале аристократизма, утратившего свою социальную основу, сохранилась ценность стремления к красоте, к славе, к свободной игре (а не к пользе, безопасности, повседневному труду). Ценности аристократизма оказались противопоставленными ценностям мещанства.
Аристократизм подвергался критике со стороны Б. Мандевиля («Басня о пчелах»), Ш Монтескье («О духе законов»). Социально-философская идеализация аристократизма наиболее ярко осуществлена Ф. Ницше, который отмечал, что без пафоса сословной дистанции не мог бы существовать более таинственный пафос—достижения все более возвышенных состояний и увеличения дистанции в душе, возвышения самого типа «человек». Подлинная аристократия чувствует себя не функцией, а смыслом и высшим оправданием существующего мира, мерилом ценностей, Для Ницше аристократизм есть воплощение морали господ, противостоящей морали рабов.
Лит.; Аристотель. Никомахова этика, IV.—Соч. в 4т., т. 4. M., 1984; Ницше Ф. По ту сторону добра и зла, 9.—Он же. Соч. в 2 т., т. 2. M., 1990, с. 379-404; Оесовская M. Рыцарь и буржуа. М., 1987; Хечзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
О. Я. Зубец

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

97. 03. 022. Фетисов В. П. Философия морали: Тоска по русскому аристократизму. - Воронеж, 1995. - 11

Летов О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Аристократический идеал философии Ницше

Цендровский О. Ю.
Статья посвящена рассмотрению идеала благородного человека темы, имеющей принципиальное значение для философии Ницше, но обойденной должным вниманием.
Читать PDF
0.00 байт

«Русская идея» кающегося аристократа. Н. А. Бердяев

Ковалев-Случевский Константин Петрович
В статье рассматриваются некоторые аспекты биографии философа и публициста Н.А.
Читать PDF
0.00 байт

Археология аристократизма (англомания как способ философствования)

Зубец Ольга Прокофьевна
Читать PDF
0.00 байт

Дискуссия о даре: о возможности аристократического в морали

Зубец Ольга Прокофьевна
Читать PDF
0.00 байт

Об аристократизме

Зубец Ольга Прокофьевна
Читать PDF
0.00 байт

Антисфен: киник или аристократ?

Протопопова Ирина, Гараджа Алексей
Рецензия на диссертацию: Kennedy, William John, ed. (2017) Antisthenes’ Literary Fragments: Edited with Introduction, Translations, and Commentary.
Читать PDF
0.00 байт

Своеобразие религиозных воззрений греческой аристократии на материале творчества Пиндара (конец VI –

Борис Никитич Сяськов
В статье рассматриваются религиозные воззрения древнегреческой аристократии, преимущественно, на примере наследия Пиндара. Кроме того, также анализируются сочинения Гомера, Гесиода, Солона и других античных авторов.
Читать PDF
0.00 байт

Аристократический анархизм Льва Толстого

Зубец Ольга Прокофьевна
Статья посвящена аристократической природе толстовских идей, а также сущности его аристократизма как утверждения тождества себя и мира.

Похожие термины:

  • Аристократия

    преобладание или просто совокупность знатных родов.