2 в.)—греческий философ, представитель Перипатетической школы, с характерным для поздних перипатетиков интересом к Платону и скептикам (ср. Александр из Дамаска), а также синтезом риторики и философии в духе «второй софистики». Автор сочинений «О философии» (не менее 8 кн.), «Риторическое искусство», «Кто выше—Гомер или Платон?». Обширные выдержки из сочинения Аристокла «О философии» приводит Евсевий в «Приготовлении к Евангелию»: о философии Платона, Ксенофана и Парменида и особенно ценные об учении Пиррона (см. Рг. Eu. XIV, 18, l—4=test. 53 Decleva Caizzi). Аристокл традиционно считался одним из учителей Александра Афродисийского, но сейчас это мнение оставлено (см. Аристотель из Митилены).
Лит.: Aristoclis Messenii Reliquiae, ed. H. Heiland, Diss. Giessen, 1925; Irabucco F. U problema di «de philosophia» di Aristocle et la sua dottrina, «Acme» II, 1958, p. 97—150; Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. 2. В., 1984, S. 83-207.
M. А. Солопова
АРИСТОКЛ из Мессены
АРИСТОКЛ из Мессены
Источник: Новая философская энциклопедия
АРИСТОКЛ ИЗ МЕССЕНЫ
АРИСТОКЛ ИЗ МЕССЕНЫ (?????????? ? ?????????) (2 в. н. э.), представитель поздней Перипатетической школы; род. в Мессене на Сицилии. Согласно Суде (Suda, A 3916), был автором сочинений: историко-философского компендия «О философии» в 10 кн. (???? ??????????), «Кто важнее — Гомер ИЛИ Платон?» (??????? ????????????? ?????? ? ??????), «Руководство по риторике» (?????? ?????????), «О Сараписе», «Этика» в 9 кн., - ныне известных только по фрагментам. Обширные выдержки из главного труда А. «О философии», в котором он написал, по словам лексикографа, «обо всех философах и их учениях» (Suda, Л 3916. 3), приводит Евсевий Кесарийский в «Приготовлении к Евангелию». Фрагменты у Евсевия посвящены философии Платона (Рг. ??. XI 3, 1-9), Аристотеля (XV 2, 1-15), киренаиков (XIV 19, 1-7), эпикурейцев (XIV 21, 1-7), стоиков (XV 14) и, особенно ценные, об учении Пиррона и скептиков (XIV 18, 1-4 = Pyrrh., test. 53 Decleva Caizzi; XIV 18, 5-30). Кроме Евсевия, некоторые сведения об этом сочинении А. предоставляют поздние неоплатоники Иоанн Филопон и Асклепий из Тралл, издавшие каждый под своим именем записи комментария своего учителя неоплатоника Аммония к «Введению в арифметику» Никомаха из Герасы. Они упоминают о толкованиях понятий «философия» и «софия» из трактата А. «О философии». Так, слово ????? (мудрость) А. полагал производным от ????? (ясный) и ??? (свет) и выделял пять значений слова «мудрость», соответствующих этапам последовательного развития человеческой цивилизации: мудрость это и искусство (техне) добывания необходимой пищи для выживания (после природных катастроф); и искусство строить и вести хозяйство; устраивать государственную жизнь согласно законам - мудрость это и познание природы и ее причин, и, наконец, восхождение к божественному и вечному. София в последнем, пятом значении, это и есть истинная (??????) философия, которая «философствует о вечно тождественном бытии» (Ascl. In Introd. arithm. I, 1. 14-43 Tar?n; Jo. Philop. In Introd. arithm. ? ? Hoche), см. подробнее: MORAUX II, S. 92-123. Творчество А. отмечено характерным для поздних перипатетиков интересом к Платону и скептикам (ср. Александр из Дамаска), а также синтезом риторики и философии в духе «второй софистики». А. традиционно считался одним из учителей Александра Афродисийского, но сейчас это мнение пересмотрено (см. подробнее: Аристотель из Митилены). Фрагм.: Aristoclis Messemi Reliquiae. Ed. H. Heiland. Diss., Giessen, 1925; Aristocles ofMessene. Testimonia and Fragments. Ed. by M. L. Chiesara. Oxf., 2002. Лит.: Trabucco F. Il problema di «De philosophia» di Aristocle di Messene et la sua dottrina, -Acme 11, 1958, p. 97-150; Eadem. La polemica di Aristocle di Messene contro Protagora e Epicuro, - AAT 93, 1958-1959, p. 473-515; Eadem. La polemica di Aristocle di Messene contro lo scetticismo di Aristippo e i Cirenaici, - RSF15,1960, p. 115-140; MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 83-207. М. А. СОЛОПОВА