АРИЙ
Арий
один из первых еретиков ранней церкви. Вероятно, Арий был очень удачливым проповедником, которого уважали за аскетизм. Написал он совсем немного, предпочитая воплощать свое учение в песнях, которые быстро становились популярными. Он отверг ортодоксальное определение божественности Христа, Троицу и другие связанныес ними доктрины, заменив их формой субординации, по которой Христос является первым созданным творением, но не Богом. См. также: А р и а н с т в о .
Источник: Новые религиозные движения.
АРИЙ
ум. в 336) - священник из г. Александрии; в 318 выступил против учения христ. Церкви сущности бога-сына и бога-отца, утверждая, что Христос по божеств, свойствам, сущности и славе ниже бога-отца, ибо бог-отец предвечен, а Христос создан им. А. был осужден церковью и изгнан из Александрии, но его учение (арианство) нашло множество приверженцев (особенно среди городских ремесленников и торговцев) и получило распространение далеко за пределами Египта, в части. в Зап. Европе.
Источник: Атеистический словарь
АРИЙ
(256–336) – ранневизантийский философ и богослов, знаменитый «ересиарх», выступивший с отрицанием «единосущия, собезначальности и равночестности» второго лица Троицы (Сына, или Логоса) первому лицу (Отцу). Сочинения А. дошли до нас в отрывках; главное произведение «Фалия», в котором стихи перемежались с прозой, некогда пользовалось значительной популярностью. Уцелело также несколько его писем.
Согласно его доктрине, Сын отделен от Отца онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, творением Отца, хотя и особым, избранным творением, посредником между Богом и миром. Он утверждал, что Сын был сотворен во времени и «было время, когда Сына не было». Неравенство Бога и Сына – основное положение арианства: только Бог «не рожден». Сын-Логос имел начало своего бытия, иначе Он не был бы Сыном; он создан из ничего по воле Отца; Он есть тварь. После Бога Он обладает высшим достоинством, Его воля первоначально была расположена и к добру, и ко злу. И только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим.
Арианство не без успеха боролось с ортодоксальным христианством за положение господствующей религии империи. Арианский спор длился шестьдесят лет и привел к определению Тринитарного догмата (догмата о Св. Троице). А. был осужден церковью, но его учение, арианство, нашло множество последователей среди городских средних слоев (ремесленников, торговцев).
Согласно его доктрине, Сын отделен от Отца онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, творением Отца, хотя и особым, избранным творением, посредником между Богом и миром. Он утверждал, что Сын был сотворен во времени и «было время, когда Сына не было». Неравенство Бога и Сына – основное положение арианства: только Бог «не рожден». Сын-Логос имел начало своего бытия, иначе Он не был бы Сыном; он создан из ничего по воле Отца; Он есть тварь. После Бога Он обладает высшим достоинством, Его воля первоначально была расположена и к добру, и ко злу. И только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим.
Арианство не без успеха боролось с ортодоксальным христианством за положение господствующей религии империи. Арианский спор длился шестьдесят лет и привел к определению Тринитарного догмата (догмата о Св. Троице). А. был осужден церковью, но его учение, арианство, нашло множество последователей среди городских средних слоев (ремесленников, торговцев).
Источник: Краткий философский словарь.