АРХИТЕКТУРА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Архитектура
лат. architectura, от гр. architektonike (techne)) – строительное (искусство)) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.  

Источник: Словарь по культурологии

Архитектура
лат. architectura, от гр. architektonike (techne)) – строительное (искусство)) 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

АРХИТЕКТУРА
(от греч.— строитель) — вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности; деятельность проектирования и руководства процессом возведения сооружений, синтезирующая в себе художественные, научные и технические начала; совокупность характерных признаков сооружений.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

АРХИТЕКТУРА
греч. - зодчество, строительство) - искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни. Архитектура является частью материальной культуры общества (жилые дома, общественные, административные и другие типы зданий).
В то же время архитектура является одним из видов искусства, позволяющего возводить красивые, удобные, соответствующие определенным целям постройки. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры. Эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Источник: История и теория культуры

АРХИТЕКТУРА
от греч. architekton—строитель).—1. Вид искусства, целью к-рого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. 2. Деятельность проектирования и руководства процессом возведения сооружений, синтезирующая в себе худож., научные и технические начала. 3. Совокупность характерных признаков сооружений к.-л. периода всеобщей истории (А. античная, готическая, Возрождения, барокко и т. п.) или истории национальной культуры (А. Индии, допетровской Руси, доколумбовой Америки и т. п.). Наряду с ткачеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, А. является древнейшим из человеческих умений. Восходя к этому умению, народная А. образует его местные вариации, достигая совершенства в приспособлении к природно-климатическим условиям и образу жизни народа., Как область иск-ва А. оформляется в культурах Месопотамии и Египта, достигая высочайшего расцвета к XXVII—XXV вв. до н. э. (пирамиды в Саккара и Гизе, зиккурат в Уре и пр.). Как авторское искусство А. складывается к V в. до н. э. в античной Греции: наряду с такими совершенными худож. произв., как Парфенон, Пропилеи афинского Акрополя, становятся известны имена их авторов и написанные ими книги о постройках — начала теории А. (Авторство в искусстве). К I в, складывается самостоятельный по отношению к др. иск-вам круг теоретического знания об А. (трактат римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре»)- Новый импульс теория А. как худож. деятельности получает в период расцвета итал. Возрождения (трактаты Альберти, Палладио). В XVII и XVIII вв. теория и практика А. становится ведущей дисциплиной в академиях художеств, включается в ряд изящных искусств, занимая в нем ведущее место. В XIX в. при совершенствовании строительных конструкций А. переживает кризис как вид иск-ва: внешняя форма отделяется от структуры сооружения, что ведет к эклектическому декоративизму. В совр. период А. занимает промежуточное положение между градостроительным проектированием, техническим проектированием, дизайном и собственно худож. деятельностью. На протяжении всей своей истории А. служит опредме-ченным выражением социально-экономической структуры об-ва, господствующей в нем идеологии и системы эстетических ценностей. Вплоть до середины XIX в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным иск-вом и занимая среди них главенствующее положение, А. определяла собой стиль (романский, готика, Возрождение, барокко, классицизм). С конца XIX в. А. уступает лидерство в формировании стиля живописи, скульптуре: модерн, конструктивизм. Попытки мастеров А. начала XX в. вернуть ей главенствующую позицию среди иск-в (Ле Корбюзье, Гропиус, К. С. Мельников и др.) не увенчались успехом. Совр. западная А. характеризуется одновременным развитием неоклассицистских, техницистских и неоэклектических (постмодернизм) тенденций. Значительная роль А. в истории иск-ва предопределила ее место в развитии эстетики античности (Сократ, Платон, Аристотель отмечали первичность пользы А.), средневековья (Августин, Фома Аквинский подчеркивали значение символизма А.), Возрождения (Альберти и др. выдвинули формулу «польза — прочность — красота» как основу А.), нового времени (Дидро, Лессинг, Гете, Гегель связывали А. с периодизацией в истории иск-в). Новейший этап развития теории А. обогатил ее разработкой проблем градостроительства (А. Бунин, К. Линч), семиотики архитектурной формы (Р. Арнхейм, А. Иконников), эстетических и психологических проблем архитектурного творчества. В социалистическом об-ве уделяется большое внимание развитию А. как важному средству удовлетворения не только духовных, но и материальных потребностей трудящихся.

Источник: Эстетика: Словарь

АРХИТЕКТУРА
, или зодчество — здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественную организованную среду жизнедеятельности человека. Как часть материальных средств существования людей и как часть средств производства (промышленная архитектура), она принадлежит к сфере материальной культуры, но как важный вид пластических искусств — к сфере духовной художественной культуры. Эстетически формируя жизненную среду общества, архитектура выражает специфическими художественными формами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. В архитектуре взаимосвязаны функционально-технические и духовно-эстетические начала: она базируется на триединстве пользы, прочности и красоты. В этом качестве она служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества. Недаром архитектуру называют «матерью всех искусств». В силу своей открытости массам, а также стабильности и прочности своих творений архитектура более других искусств способна передать социально организующий аспект современного ей идеала, дух упорядоченности и разумной закономерности. Архитектура основана на символическом понимании пространства, ввиду чего обращается к символическому смыслу здания, устанавливая соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек прошлого определялись символическим значением форм. Например, в древних греческих и римских храмах в целях подчеркивания идеи духовного восхождения устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями. Наиболее последовательно идея постепенного восхождения выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий, соответственностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Несомненно, что в основе сложной геометрической символики храма лежит принцип дерева или горы, в котором присутствует космическая и технологическая символика. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилонах, колоннах), связывают землю с «первичными водами». При этом все круглые формы выражают идею неба, квадрат олицетворяет землю, а треугольник символизирует взаимодействие между небом и землей. Храм — это модель организованного космоса, проявление одного во множественности, поэтому в нем широко используется символика чисел: 7 в пирамидах, 3 в христианских храмах, а 8, являющееся связующим звеном между 4 (квадратом) и 2 (кругом), — в башнях. В основе храма также лежит символика мандалы — квадратуры круга — квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма. На развитие древнерусской архитектуры оказало влияние византийское искусство, самобытно интерпретированное древнерусскими архитекторами. В XII–XIII вв. сложились местные школы архитектуры в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах. С XIV в. ведущее место заняла московская школа, и постепенно сформировался единый стиль древнерусской архитектуры, которую отличали ясное выявление конструкции зданий, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Широкое распространение получили крестово-купольные храмы, а в XVI в. появился своеобразный тип шатровых храмов-башен. При этом архитектурные элементы храма имеют собственное символическое толкование. Например, три двери храма олицетворяют веру, надежду и милосердие. Церковные стены ограждают спасенное от греха человечество, контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу, крыша символизирует милосердие, колонны — догматы веры, своды — пути спасения, а шпиль — Божий перст, указующий конечную цель человечества. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1997; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
358.00 кб

Memory-turn: архитектура биоэтики как диагностика нового поворота в философии

Мелик-гайказян Ирина Вигеновна
На основе информационно-синергетического подхода обнаружены парадоксы современного состояния социокультурных систем.
Читать PDF
307.26 кб

Фотография, декор, архитектура: смена парадигм в философской эстетике

Инишев Илья Николаевич
Проекты «трансцендирования искусства» Х.-Г. Гадамера и В.
Читать PDF
253.07 кб

Архитектура в поле экзистенциальной феноменологии: возможность диалога?

Казакова Валентина Александровна
Статья посвящена анализу теоретического потенциала исследования архитектурного сознания начала XXI века в контексте экзистенциальной феноменологии.
Читать PDF
1.50 мб

Интерфейс иконостаса: Павел Флоренский и архитектура коммуникации

Карпов Виктор Васильевич
The symbolic and metaphysical meaning of the Russian orthodox icon and iconostasis in Pavel Fronrensky's treatment of the religious, artistic and architectural phenomena bears upon their spiritual and instrumental role as unique i
Читать PDF
12.49 мб

Архитектура абсурда (формы, положения, соположения)

Федоров Виктор Владимирович, Левиков Александр Васильевич
Архитектура абсурда рассмотрена как фрагмент предметно-пространственной среды, лишенный смысла (в топологическом или темпоральном отношении) в восприятии индивида или коллективного субъекта.
Читать PDF
536.98 кб

Архитектура утопического воображения: попытка концептуализации

Вахштайн Виктор Семенович
The article investigates the relationship between sociological thinking and utopian imagination.
Читать PDF
6.97 мб

Феномен традиции: архитектура и философия. И. О. Бембель

Бембель Ирина Олеговна
The article is an attempt to bring the philosophical basis for the architecture of the first «superstyle» architecture of tradition.
Читать PDF
926.25 кб

Архитектура знания и современное познание

Разумов В. И., Сизиков В. П.
Знания рассматриваются как часть реальности. Технологии производства знаний существенно опережают создание форм для их организации. Для организации знаний логики Аристотеля недостаточно. С конца XX в.
Читать PDF
625.91 кб

Архитектура в контексте культуры: специфика готической архитектуры в концепции Э. Панофского

Дымченко Марина Евгеньевна
Анализируется концепция крупнейшего искусствоведа ХХ в. Э. Панофского, объясняющая сущность становления готической архитектурной формы.
Читать PDF
462.10 кб

Салингарос и анти-архитектура

Быстрова Татьяна Юрьевна
В статье обобщены идеи математика и теоретика архитектуры Никоса А.
Читать PDF
105.72 кб

Современный мир: проблемы человека и архитекту РА

Фалеев Алексей Николаевич, Шиповская Людмила Павловна
В статье рассматривается органическая связь проблем человека с вопросами современной архитектуры. Предлагаются пути выхода из нынешней кризисной по своему характеру постмодернистской ситуации.
Читать PDF
107.88 кб

Убивая простоту: объектноориентированная философия в архитектуре (перевод с английского Н. Волковой)

Гейдж Марк Фостер
Читать PDF
154.96 кб

Феноменологическая эстетика архитектурно-природного объекта в свете междисциплинарных исследований

Молодкина Людмила Васильевна
Читать PDF
0.00 байт

Спецификапроектных концепцийв архитектуре и дизайне

Быстрова Татьяна Юрьевна
Статья посвящена анализу понятия «концепция» в контексте проектного мышления в архитектуре и дизайне, в том числе в сравнении с научной концепцией.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция представлений об архитектуре в философской мысли: Платон, Шопенгауэр, гадамер

Рещикова Светлана Петровна
В предлагаемой статье раскрывается эволюция взглядов выдающихся европейских философов на архитектуру от античности до ХХ века.

Похожие термины:

  • РИСК RISC-архитектура

    (Reduced Instruction Set Computer — компьютер с уменьшенным набором команд). Компьютерные микросхемы, выполняющие меньшее число команд, чем обычные микросхемы, но более простые в изготовлении и дающие более выс
  • ОРДЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ

    лат. ordo – ряд, порядок) – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью,
  • ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

    архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и др. населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышле