санскр.; пали архант; «достойный»). В Ведах этим словом обозначается человек или бог, имеющий особые заслуги. В буддизме хинаяна является специальным термином для адепта, достигшего стадии освобождения. В джайнизме архат — это тиртханкар, «создатель брода» или провозвестник религии.
АРХАТ
Архат
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
АРХАТ
санскр. букв. - достойный) - в буддизме - человек, достигший высш. совершенства, вплотную подошедший к состоянию нирваны, праведник, святой. Чтобы достичь положения А., человек должен пройти долгий путь перевоплощений, являющихся результатом его благочестивого поведения, суть к-рого состоит в подавлении страстей, интереса к жизни. В хинаяне А. считаются монахи высш. (четвертой) ступени монашества.
Источник: Атеистический словарь
АРХАТ
В Тхераваде человек, достигший наивысшего уровня духовного развития. Путь к состоянию архата разделяется на четыре этапа: «вступивший в поток», «возвращающийся единожды», «невозвращающийся» и собственно «архат». Архатами считались главные ученики Шакьямуни — Ананда, Маудгальяяна, Шарипутра и другие.
В Махаяне состояние архата не является пределом развития личности; архат — промежуточная ступень на пути к состоянию бодхисаттвы.
В Махаяне состояние архата не является пределом развития личности; архат — промежуточная ступень на пути к состоянию бодхисаттвы.
Источник: Буддизм. Энциклопедия.
Архат
будд.) – «достигший» – в хинаяне («малая колесница» – одно из трех течений буддизма) – человек, достигший наивысшего уровня духовного развития (нирваны). Путь к достижению такого состояния разделяется на четыре уровня: «вступившего в поток», «возвращающегося один раз», «невозвращающегося» и «архата». В махаяне («большая колесница») состояние А. не считается высшим пределом, и достигшие его должны продолжать свое развитие как бодхисатвы.
Источник: Мифологический словарь
АРХАТ
санскр., пали арахат, дословно «достойный») — человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся один раз; не возвращающийся; архат). К числу А. относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции хинаяны их насчитывается 16, в махаяне— 18. А. входит также в число эпитетов Будды. В хинаяне А. более популярны, чем в остальных направлениях буддизма, в махаяне путь А.- это лишь часть пути бодхисаттвы. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
АРХАТ
(санскр., букв. - достойный) - в буддизме - человек, достигший «святости», «праведник». При Будде было будто бы 16 А. К архатству, по будд. учению, ведет долгий путь перерождений (см. Переселение душ, Сансара, Карма), обусловленных «благочестивым» поведением, а затем уяснение «четырех благородных истин» (в частности, что жизнь - это якобы страдание и зло) и полное угашение жизн. привязанностей и страстей ради своего «спасения». Т. о., в понятии А. выражены антисоциальные, эгоистич. идеалы религии. Буддизм учит, что А. - последняя ступень перед достижением нирваны. Учение об А. получило дальнейшее развитие и применение в хинаяне. В этом будд. течении как А. рассматриваются монахи высшей - четвертой - ступени монашества. Китайский синоним А. - алоханъ.
АРХАТ
санкр.): в буддизме – тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного и, таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти «оков», которые все еще ограничивают его, а именно: от желания пребывания в форме, желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности. Для достижения условий, определяющих архата, новичок или ученик должен отбросить пять более простых оков, которые представляют собой: 1) идею о важности тела и чувство привязанности к нему ради него самого; 2) сомнения и неуверенность относительно пути освобождения; 3) зависимость от внешних правил, форм и обычаев; 4) и 5) положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прошлого опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем. Отсюда видно, что обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а архат – от пяти субъективных ограничений (см. также Бодхи).
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
АРХАТ
пали. Достойный человек. В джайнизме архат — одно из божеств. В раннем буддизме и направлении тхеравада (хинаяна) — святой, тот, кто достиг просветления и освобождения (нирвана) при жизни. Он полностью освободился от всех привязанностей, от всех десяти оков (санйоджана), удерживающих человека в сансаре. Архат не подвержен страху смерти и может прекратить свое существование произвольно. Обладая сверхъестественными способностями (сиддхи), он может продлить жизнь, чтобы помочь освободиться кому-то другому. Архатство достигается через постижение четырех благородных истин и прохождение благородного восьмеричного пути. С этой целью адепт вступает в буддийскую общину (сангха) или в монастырь. Он проходит подготовку (прайога-марга), постигает основы учения (даршана-марга), занимается духовной практикой (бхавана-марга) и получает первый плод (пхала), становясь «вступившим в поток» (сротапанна, сотапанна). Продолжая практику, он получает второй плод и становится тем, кто вернется в мир еще только раз (сакрид-агамин, сакридагамин, сакадагами). Затем, становясь невозвращенцем (анагамин), он обретает третий плод. Его сознание проходит через уровень рупалоки и достигает арупалоки. Получив четвертый плод, он становится архатом. Женщину, достигшую архатства, называют архати. Синонимичны термину «архат» бхагават (блаженный) и самьяк самбудха (всецело пробудившийся). Архат — один из титулов Будды.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
АРХАТ
(санскр. arhant, пали arahant, тиб. dgra bcom pa, достойный, уважаемый, знаменитый, применяется преимущественно к духовным лидерам) — «достойный войти в нирвану». Первым существом, достигшим видения подлинной природы вещей (йатха-бхута) и ставшим А., называл себя Будда Шакьямуни. Затем А. стали многие ученики Будды и их последователи. В школах Хинаяны, в том числе в тхераваде, архатство — высшая стадия духовного совершенствования, после которой уже не будет рождений. В отличие от святых других стадий (шротапанна, сакритагамин и анагамин) А. непосредственно после этой жизни уходит в нирвану. А. является индивидом, полностью свободным от представлений о «я» и «моё»; это «Будда после Будды», т.е. «достигший Просветления после Первопросветлённого». В отличие от него, А. не обладает пятью сверхъестественными способностями (абхиджня): необычной психической силой воздействия, божественным оком и слухом, чтением чужих мыслей, умением творить чудеса, но он обладает тройственным знанием (о своих предыдущих рождениях, о рождениях других лиц и о том, как прекратить умственное омрачение). Архатство есть цель устремлений современного монашества тхеравады. В отличие от Будды, который достиг Просветления самостоятельно, А. обретает это состояние с помощью Законоучения Шакьямуни. Согласно «Дхаммападе» (90–95), А. — это тот, кто сбросил «все узы» у кого «нет лихорадки страсти… Уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел — освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя, как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишён желаний. Такому даже боги завидуют… У такого нет сансары» (пер. В.Н. Топо- рова). Однако уже в раннем буддизме началась полемика (приводится в палийской «Катха-ватху») относительно того, способен ли А. обладать совершенством Будды? Махаяна, принявшая в своё лоно Хинаяну, разделяет воззрения последней на А., которые часто (например, Субхути) являются персонажами махаянских сутр. Но в то же время здесь они играют и новые роли. Будучи наиболее подготовленными лицами буддизма, они оказываются способными воспринять новые духовные идеалы, а именно: отказаться от собственного окончательного спасения и ухода в нирвану ради участия в освобождении других существ. Для этого А. достаточно дать обет бодхисаттвы, чтобы из сострадания остаться в кругу рождений (в сансаре). Таким образом, цель Хинаяны становилась второстепенной среди новых задач религии. В махаянской литературе содержится множество описаний пребывания А. на высших небесах мифической вселенной, в «землях будд» (буддха-кшетра), но не в нирване, где они были бы уже неописуемы. А. часто изображаются в махаянской иконографии, к примеру в знаменитой картине «Будда в окружении 16 великих архатов». В Алмазной колеснице учение о различиях в достижениях А. и будд приобретает дополнительное развитие. Достижение А. описывается как избавление лишь от одной из двух завес, скрывающих истинную природу ума, — от завесы привязанности к самости и, как следствие, от пяти ядов ума. А. полностью устранили корень сансары и освободились, но ещё не достигли Просветления. В отличие от А., будды — это те, кто устранил обе завесы: как привязанность к самости, так и завесу познания, т.е. привязанность к реальности внешних явлений.