АРХАИКА
АРХАИКА
от греч. archaikos — древний) — искусство ранних периодов человеческой истории, отличающееся массивностью, монументальностью форм и наивной свежестью художественных образов. Также под архаикой понимается древнегреческое искусство VII–VI вв. до н. э., развивавшееся на территории Греции, островов Греческого архипелага, Малоазийского побережья и Южной Италии. Искусству греческой архаики были присущи монументальность и обобщенность форм, жизнерадостная полихромия архитектуры и каменной скульптуры, острая выразительность силуэтов и вазописи. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
АРХАИКА
рецептурно-эмпирическое, утилитарно-технологическое знание, функционировавшее как набор индуктивных генерализаций и прикладных навыков.
Архаичное знание древнего мира (Майя, Китай, Египет, Индия, Ближний Восток) — преддверие науки. Не выражая подлинных законов, оно вместе с тем ориентировано на выявление, постижение столь существенных для процесса наукообразовапия связей, как каузальные. Индуктивные генерализации, в конце концов, приводят к установлению импликативных отношений «если... то», что оказывается удаленной предтечей закона. Технические навыки, имеющие нормативно-инструктивный статус (организующие деятельность субъекта с объектом, в чем сказывается отличие знания-технологии от знания-созерцания) эффективны при опоре на подлинные (сущностью необходимые) отношения действительности, а потому складываются на основе вычленения последних. Это способствует прогрессу типично научной установки на раскрытие, воспроизведение законообразных черт мира. В историческом времени данный гносеологический процесс совпадает с расцветом древнегреческой культуры. (См. исторические формы науки).
В.В. Ильин
Архаичное знание древнего мира (Майя, Китай, Египет, Индия, Ближний Восток) — преддверие науки. Не выражая подлинных законов, оно вместе с тем ориентировано на выявление, постижение столь существенных для процесса наукообразовапия связей, как каузальные. Индуктивные генерализации, в конце концов, приводят к установлению импликативных отношений «если... то», что оказывается удаленной предтечей закона. Технические навыки, имеющие нормативно-инструктивный статус (организующие деятельность субъекта с объектом, в чем сказывается отличие знания-технологии от знания-созерцания) эффективны при опоре на подлинные (сущностью необходимые) отношения действительности, а потому складываются на основе вычленения последних. Это способствует прогрессу типично научной установки на раскрытие, воспроизведение законообразных черт мира. В историческом времени данный гносеологический процесс совпадает с расцветом древнегреческой культуры. (См. исторические формы науки).
В.В. Ильин