АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
зародилась в период колонизации страны (16–18 вв.) под влиянием схоластич. философии метрополии – Испании. Господствующим филос. направлением в Аргентине был томизм, известным влиянием пользовалось учение исп. иезуита Франсиско Суареса (1548–1617). А. ф. развивалась под влиянием и древнеевроп. филос. учений. Нек-рое распространение получили филос. взгляды шотландского философа Дунса Скота. Несмотря на жестокую цензуру в Аргентину проникали передовые филос. и политич. идеи Европы, распространялись труды Макиавелли, Монтескье, французская "Энциклопедия...". В конце 18 – нач. 19 вв., в период нарастания освободит. движения в стране, появились первые филос., социологич. и политич. труды, в к-рых нашли отражение интересы и стремления креольских помещиков и нарождавшейся буржуазии. Цели и задачи нац.-освободит. движения были теоретически сформулированы в произведениях деятелей войны за независимость – М. Морено, Кастелли, Бельграно, Монтеагудо. В этот период передовые филос. взгляды, хотя и с трудом, но проникали в высшие уч. заведения. Преподаватель колледжа св. Карла Франсиско Хосе Планес читал курс философии, в к-ром следовал учениям франц. философов Кабаниса и Кондильяка. Прогрессивные идеи, продолжавшие традиции франц. материалистич. философии, распространялись и пропагандировались т.н. идеологами – Хуаном Крисостомо Лафинуром (1797–1824) и Хуаном Мануэлем Фернандес де Агуэро (1772–1840). Последний написал книгу "Принципы элементарной идеологии" (J. М. Fеrn?ndеz de Ag?ero, Principios de ideologia elemental, v. 1–2, 1824–26), к-рая была осуждена как еретическая. К "идеологам" примыкали Феликс Сениеса и его ученик – математик Авелино Диас. Прогрессивные аргент. мыслители, среди к-рых выделялся Антонио Саэнс, вели борьбу против схоластики и эклектизма. В период диктатуры Росаса (1829–52) господствующим филос. направлением снова стала схоластика, усиленно насаждавшаяся церковью. Взгляды части либер. буржуазии, выступавшей против диктатуры, были тесно связаны с материалистич. традициями предшествовавшего периода и носили ярко выраженный социальный характер. Значит. распространение получили идеи утопич. социализма Сен-Симона. Аргент. сен-симонисты противопоставляли феод. реставрации идеи свободы, равенства, прогресса. Выступая против угнетения, утверждая, что труд должен лежать в основе обществ. морали, они, однако, проповедовали теорию классового братства. Группа молодых патриотов во главе с сен-симонистом Эстеваном Эчеверриа создала в 1837 лит. салон (X. Б. Альберди, В. Ф. Лопес, М. Кане и др.), в к-ром обсуждались политич. и филос. вопросы. В 1837 по инициативе нек-рых членов этого кружка возникла политич. орг-ция "Молодая Аргентина", ставившая целью уничтожение диктатуры Росаса и реорганизацию общества на основе принципов сен-симонизма. Эчеверриа при участии Альберди написал программу, известную впоследствии под назв. "Социалистическое учение Майской ассоциации" (Е. Echeverr?a y J. Alberdi,El dogma socialista, de la asociaci?n Mayo, 1846). Интерес представляет также работа Эчеверриа "Февральская революция во Франции" (E. Eсhеvеrr?а, La revolucion de febrero en Francia, см. вего кн.: Obras completas, Buenos Aires, 1951), где анализируется значение революц. событий во Франции для Аргентины. Эчеверриа заложил основы аргент. социологич. мысли. Он первым в Аргентине обратил серьезное внимание на роль нар. масс в историч. процессе. В период диктатуры Росаса был написан ряд работ, имевших филос. значение, – Альберди "Введение к изучению права" (J. В. Alberdi, Fragmento preliminar al estudio del derecho, 1837) и "Основы и исходные положения для политической организации Аргентинской республики" ("Bases y puntos de partida para la organizaci?n politica de la republica Argentina", 1852), в к-рой обосновывалась необходимость бурж. развития Аргентины, Сармьенто "Факундо" (D. F. Sarmiento, Facundo, 1845), ряд работ Лопеса и др. После изгнания Росаса в 1852 в культурной жизни страны наступило нек-рое оживление. В 50-х гг. начали работать различные кафедры ун-та, в Буэнос-Айресе в 1863 был открыт Нац. колледж, в 1870 – Нормальная школа в Паране, в 1873 основана Академия наук в Кордове. В 70-х гг. в Аргентину проникает позитивистская философия, к-рая к концу 19 – нач. 20 вв. получила широкое распространение. Развитие позитивизма в Аргентине можно разделить на три осн. периода: 1-й, начало к-рого относится к 1880, известен как период "университариев", работавших в ун-те Буэнос-Айреса, и "нормалистов", объединившихся в Нормальной школе. Наиболее ярким представителем позитивизма этого периода был антрополог и палеонтолог Педро Скалабрини, опубликовавший в 1889 кн. "Материализм, дарвинизм и позитивизм" (Р. Skalabrini, Materialismo, darvinismo y positivismo, 1889). Позитивисты этой школы, близкие к Конту, разрабатывали вопрос о свободе личности и проблемы воспитания. 2-й период начался с создания в 1905 Народного ун-та, в к-ром работал ряд известных позитивистов. Начало 3-го периода было положено организацией в 1924 Аргент. позитивистского об-ва (Виктор Мерканте, Анхель Басси, Авелино Эррера, Мартин Эррера и др.) под руководством Альфредо Феррейра и Леопольдо Эррера. Под значит. влиянием позитивизма Спенсера находился Хуан Б. Хусто – один из основателей (1896) и руководителей Аргент. социалистич. партии. В его работах "Биологическая основа истории" (J. В. Justo, Base biologica de la historia, [1909]) и "Теория и практика истории" ("Teoria у practica de la historia", 1909, 2 ed., 1915) отд. марксистские высказывания перемежаются с позитивистскими положениями. Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. значит развитие получили бурж. социологич. исследования, написанные под влиянием естеств. наук: неоконч. работа Д. Ф. Сармьенто "Конфликт и гармония рас в Америке" (D. F. Sarmiento, Conflicto у аrmоn?а de las razas еn Am?rica, v. 1–2, 1883); Хуана Агустина Гарсиа "Индейский город" (J. А. Gаrс?а, La ciudad indiana, 1900) и "История аргентинских социальных идей" ("Historia de las ideas sociales Argentinas", 1915), Агустина Альвареса "Южная Америка" (А. Аlvаrеz, South America, 1894), "Куда идем?" ("A d?nde vamos?", 1904), "Создание морального мира" ("La creaci?n del mundo moral", 1912). В области социологии выступал и известный врач-психиатр Хосе Мариа Рамос Мехиа, написавший работы: "Сумасшествие в истории" (J. М. Rаmоs ?еxiа, La locura en la historia, 1905),"Pocac и его время" ("Rosas у su tiempo", 1907), "Аргентинские толпы" ("Las multitudes argentinas", 1899). В этих работах историч. развитие Аргентины рассматривалось как результат действия определ. естеств. факторов, прежде всего география. среды расовых особенностей. Лишь в написанных в этот период поздних работах Альберди, не изданных при его жизни: "Экономические исследования" (J. В. Аlberdi, Estudios econ?micos..., 1895), "Преступление войны" ("?l crimen de la guerra", 1915) и др., политич. изменения в стране рассматривались в первую очередь в связи с экономич. причинами. Развитие естеств. наук содействовало распространению в Аргентине идей естеств.-науч. материализма (ученый Флорентино Амегино, написавший ряд материалистич. и атеистич. работ). Это направление являлось идеологией передовых бурж.-демократич. слоев, заинтересованных в полной ликвидации феод. порядков и интенсивном капиталистич. развитии страны. Особое место среди мыслителей конца 19 – нач. 20 вв. занимал Хосе Инхеньерос, работы к-рого "Аргентинская социология" (J. Ingenieros, Sociologia Argentina, 1910), "Основы психологии" ("Principios de psicologia", 1919), "Эволюция аргентинских идей" ("La evolucion de las ideas Argentinas", v. 1–2, 1918–20) и др. являются оригинальными материалистич. исследованиями. Его кн. "Новые времена" ("Los tiempos nuevos, reflexiones optimistas sobre la guerra у la revoluci?n", 1921) посвящена в основном пропаганде революц. идеалов и завоеваний Октябрьской революции в России. В начале 20 в. в Аргентине значительно усилилось влияние зап.-европ. бурж. идеалистич. течений: неокантианства и неотомизма, позднее стала распространяться философия экзистенциализма и др. В 1929 было создано кантианское об-во в Буэнос-Айресе. Среди философов, испытавших сильное влияние идей Канта, выделяется Алехандро Корн (1860–1936). Среди представителей совр. экзистенциализма можно назвать Висенте Фатоне, "Экзистенциализм и творческая свобода" (V. Fаtоne, Еl existencialismo у la libertad creadora, 1948), "Человеческое существование и его философы" ("La existenciahumana у sus fil?sofos", 1953), "Введение в экзистенциализм" ("Introduccion al existencialismо", 1953). Карлос Астрада в работах "Экзистенциальная игра" (К. ?strаdа, Еl juego existencial, 1933), "Феноменологический идеализм и экзистенциальная метафизика" ("Idealismo fenomenol?gico у metaf?siса existencial", 1936), "Временность" ("Temporalidad", 1943), "Бытие, гуманизм, экзистенциализм" ("Ser, humanismo, existencialismo", 1949) следовал учению Хейдеггера, однако в последние годы выступает против ряда положений Хейдеггера, Сартра и Ясперса ("Экзистенциалистская революция" – "La revoluci?n existencialista", 1952) и занимает близкую к марксизму позицию. Сторонниками неотомизма являются Октавио Николас Дериси, Томас Д. Касонес, X. Р. Сепич, Измаэл Килес и др. Альберто Роухес представлял направление, близкое к неоплатонизму, и находился под большим влиянием философии Августина и Бергсона. Анхель Вассальо в работах "Новые пролегомены к метафизике" (А. Vаssаllо, Nuevos proleg?menos а 1а metafisica, 1938) и "Что такое философия?" "(Qu? es la filosof?a?", 1942) следует за Блонделем. Большим влиянием пользуется Франсиско Ромеро, осн. принципы субъективной идеалистич. философии к-рого изложены в работе "Теория человека" (F. Romero, La teor?a del hombre, 1952) и в др. Распространению филос. знаний и гл. обр. идеалистич. философии способствовало издание книг об аргентинской философии, о классиках философии и по современной философии. В 1920 в Ла-Плате был создан фак-т гуманитарных и воспитат. наук, к-рый издает журн. "Humanidades", в 1934 в Кордове – Ин-т философии, издающий "Boletin". Созданный в 1937 фак-т философии и словесности в Тукумане издает "Тетради по философии, истории и педагогике" ("Colecci?n de cuadernos de filosof?a, de historia, de pedagog?a у de letras") с 1942. В 1938 в Буэнос-Айресе был организован Аргент. ин-т социальной и юридич. философии. С 1942 издается журнал "Логос" ("Logos"). В Мендосе в 1943 основан Ин-т философии. С 1948 работает фак-т философии и словесности в Росарио. В 1949 был созван 1-й национальный филос. конгресс. Марксистские идеи стали проникать в Аргентину в конце 19 в., однако вначале они не получили широкого распространения из-за слабости и неорганизованности рабочего класса. После создания Коммунистич. партии Аргентины (1918) марксистская философия обретает значит. влияние и в среде аргент. интеллигенции. Большую роль в разработке осн. вопросов коммунистич. идеологии сыграли печатные органы Коммунистич. партии Аргентины: газ. "Аделанте" ("Adelante"), "Интернасьональ" ("Internacional"), "Ла opa" ("La Ноrа") и теоретич. журн. "Ориэнтасион" ("Orientaci?n"), "Нуэва эра" ("Nueva Еrа") и "Куадернос де культура" ("Cuadernos de cultura"). На позиции марксизма перешли нек-рые представители бурж. философии, в частности один из соратников Хосе Инхеньероса – Анибаль Понсе. В работе "Воспитание и классовая борьба" (А. Роnсе, La educaci?n у la lucha de clases, 1936) Понсе показал, что бурж. идеалистич. философия тормозит развитие науки и иск-ва. После посещения СССР в 1936 он написал кн. "Буржуазный гуманизм и пролетарский гуманизм. От Эразма до Ромена Роллана" ("De Erasmo а Romain Rolland (Humanismo burgu?s у humanismo proletario"), 1939], сыгравшую важную роль в пропаганде достижений страны социализма. Понсе издавал филос. журн. "Диалектика" ("Dial?ctica"), в к-ром пропагандировал марксистскую философию. Значит. внимание уделяется аргент. коммунистами разработке теоретич. вопросов иск-ва и изучению наследства классиков аргент. мысли, что нашло отражение в работах Эктора Агости "Защита реализма" (?. ?gosti, Defensa del realismo, 1945), "Ingenieros ciudadano de la juventud", 1945, 2 ed., 1950, "Эчеверриа" ("Echeverr?a", 1951) и др. Аргент. коммунисты в своих трудах на основе марксистской методологии разрабатывают основные вопросы рабочего движения, борьбы против империализма; пропагандируют марксизм-ленинизм. Видное место занимают работы В. Кодовилья: "Статьи и речи. 1926–1956", пер. с исп., 1957, "Куда идет мир" (V. Codovillа, Hacia d?nde marcha el mundo, 1948), "Будет ли Аргентина сопротивляться империализму США?" ("Resistir? la Argentina al imperialismo yanqui?", 1948) и др. Среди марксистских книг большой интерес представляют работы Б. Марианетти "Мы и Конституция" (В. Marianetti, Nosolros у la constituci?n, 1950), "Эстебан Эчеверриа" ("Esteban Echeverr?a", 1951); Б. Перельштейн "Позитивизм и антипозитивизм в Аргентине" (В. ?erelstein, Positivismo у antipositivismo en la Argentina, 1952) и др. Лит.: История философии, т. 2, М., 1957; Agosti ?., Echeverria, Buenos Aires, 1951; его же, Ingenieros ciudadano de la juventud, 2 ed., Buenos Aires, 1950; Ameghino F., Obras completas у correspondencia cient?fica, t. 1–24, La Plata, 1918–36; Babini J., La evoluci?n del pensamiento cient?fico en la Argentina, Buenos Aires, 1954; Berman G., Jos? Ingenieros, el civilizador – el fil?sofo – el moralista – lo que le debe nuestra generaci?n, Buenos Aires, 1926: Furlong G., Nacimiento у desarrollo de la filosofia en el Rio de la Plata (1536–1810), Buenos Aires, 1952; Historia del socialismo marxista en la Rep?blica Argentina, Buenos Aires, 1919; ?ngeniеrоs J., Obras completas t. 1, 2, 10, 11, 13, 14, 16, 19, 20, Buenos Aires, 1956; Justо J., Teor?a у pr?ctica de la historia, 2 ed., Bnenos Aires, 1915; Lamas ?., Rivadavia, su obra politica у cultural, 2 ed., Buenos Aires, 1941: Оrgaz Rau1 ?., Obras completas, t. 2–Sociolog?a Argentina, Cordoba, 1950; Palacios Alfredo L., Alberdi, constructor en el desierto, Buenos Aires, 1944; ?erelstein В., Positivismo у antipositivismo en la Argentina, Buenos Aires, 1952; Rоmеrо F., Filosof?a de ayer у de hoy, Buenos Aires, 1947; Sarmiento D. F., Obras selectas, t. 1–4, Buenos Aires, 1944–45; Ponce A., Obras completas. t. 1–3, Buenos Aires, 1948–53. Р. Бургете. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.