(1914, Блуа – 1984, Тулуза) – мыслитель, историк, журналист. Много лет проработал в сфере документального кино. Наряду с Ж. Ле Гоффом и П. Нора является представителем «новой истории», одного из течений школы «Анналов». Отвергнув взгляд на историю как летопись политических и экономических событий, он посвящает свое научное творчество концептуальному анализу истории культуры как «истории ментальностей». Такой подход определил методологию исследований А. Концептуальный анализ малозначительных (с точки зрения позитивной истории) явлений в психологической и материальной жизни людей позволяет ему описать скрытые структуры исторического сознания. Оригинальный взгляд А. на феномен детства в эпоху позднего Средневековья оказал влияние на исследования в области психологии детства и педагогики. Детство в его понимании не является биологическим фактом, а имеет исторически изменчивое содержание, которое можно раскрыть, обращаясь к социальному и психологическому контексту. В 1970-х основной темой исследований А. стала смерть. В книге «Человек перед лицом смерти» (1977; рус. пер. 1992) он рассматривает отношение к смерти в различные исторические периоды через призму самосознания человека и призывает «гуманизировать» смерть, которой массовое общество боится и стыдится. Идеи А. оказали влияние на философию М. Фуко.
Соч.: Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999; L’Homme devant la mort. P., 1977; L’Histoire des mentalités // Nouvelle histoire (dir. par J. Le Goff). Bruxelles, 1988 (2-е éd.). Лит.: Гуревич, A.Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. Е.А. Войниканис