АРЕС, Арей

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АРЕС, Арей
в др.-греч. мифологии сын Зевса и Геры. Вначале почитался как подземное божество, имевшее характер природной стихии, приносящей как блага, так и бедствия. Затем - грозный бог войны, несущий смерть и разрушение. Изображался могучим воином в шлеме.

Источник: Атеистический словарь

АРЕС (АРЕЙ)
Греческий бог войны, коварной и вероломной, в отличие от Афины — богини войны честной и справедливой. Мифы об Аресе свидетельствуют о его негреческом, фракийском происхождении. Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Гера породила Ареса без участия Зевса (и в пику последнему) от прикосновения к волшебному цветку. В олимпийской мифологии Арес считался сыном Зевса и обитал на Олимпе. У Гомера Зевс называет Ареса самым ненавистным из богов; не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана. О любви Ареса к Афродите и нарушении Афродитой супружеской верности часто упоминается в античной литературе и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос, Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония.
В Риме Арес отождествлялся с италийским богом Марсом; в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

АРЕС, Арей

Бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады – богини войны честной и справедливой. Первоначально А. просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием.
Древнейший миф об А. свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении. Софокл называет А. «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнем. Древние черты А. отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона, убитого Кадмом. Даже в детях А. – героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазонки). Спутницами А. были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты – копье, горящий факел, собаки, коршун. Его рождение вначале рассказывалось так: Гера породила А. без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку.
В олимпийской мифологии А. стал считаться сыном Зевса. Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь А. его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана. Но вместе с тем А. уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту. О любви А. упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос, Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония.

Источник: Словарь греческой мифологии

Арес (Арей)
Бог коварной, вероломной войны, сын Зевса и Геры. У Гесиода:
Самой последнею Геру он (Зевс) сделал своею супругой.
Гебой, Ареем его и Илифией та подарила,
Совокупившись в любви с владыкой бессмертных и смертных,
Кроме того это божество и сладострастное, отличный любовник, которым пленяется сама Афродита. Забылин находит, что слово, обозначающее древнеславянского языческого бога Ярило
«… понятно в сейчас существующем: ярость, яростный, а также, ера, ерник. Ярило, или Ерило созвучен с греческим Арес с санскритским ари, – враждебный, вражеский, враг, с латинским ира (ira) гнев, с греческим Ερος; – любовь и вожделение и сходен с обоими по своим свойствами: мужества, или буйства и сладострастия.
По некоторым мифам, Арес был супругом Афродиты. Отец Фобоса, Фобоса Деймоса, Эроса и Гармонии (от Афродиты). Отец Аскалафа и Иялмена (от Астиохи). От союза с плеядой Стеропой родился Эномай. Отец амазонки Антиопы (Ипполиты). Отец фракийского царя Диомеда. Полагают, что ему соответствует римский Марс, но на самом деле это италийское божество несмотря на свою воинственность сильно от него отличается, поскольку несет не только военные, но и гораздо более широкие функции.
В обращении Гектора к Аяксу первый говорит о своем воинском искусстве так:
«…В мужеубийствах и битвах я опыт имею немалый,
Щит сухокожий умею ворочать и право и влево,
С ним управляюсь искусно и храбро в кровавом сраженьи;
На колеснице умею ворваться и в конную свалку,
Пляску Ареса могу проплясать и в бою рукопашном»…
Ареса в войне сопровождают керы. Керы являются на поле сражения в красных, омоченных кровью одеждах, схватывают и увлекают убитых. Всякому, кто должен умереть насильственною смертию, уже при самом рождении назначается своя кера, и она непременно настигает его в роковую минуту».
В комментариях к монографии Р. Грейвза читаем:
«Арес не всегда одерживал верх. Будучи очень искусной в военном деле, Афина дважды побеждала его в битве, а однажды гигантские сыновья Алоея полонили его и целых тринадцать месяцев держали в бронзовом сосуде, откуда его полумертвого вызволил Гермес. В другом случае Геракл заставил его в страхе бежать на Олимп. Ему претило появляться в суде в роли истца, но однажды его призвали в суд в качестве ответчика: боги обвинили его в преднамеренном убийстве сына Посейдона Галлирофия. Арес просил оправдать его на том основании, что спасал свою дочь Алкиппу из дома Кекропа, которую пытался обесчестить названный Галлирофий. Поскольку, кроме Ареса, свидетелей происшедшего не оказалось, суд оправдал его. Это было первое решение суда, вынесенное по делу об убийстве, а холм, на котором слушалось дело, стал известен под названием Ареопаг, которое сохранилось за ним и по сей день». (Р. Грейвз. «Мифы Древней Греции»)
Кроме вышеупомянутых отпрысков, у Ареса было еще несколько воинственных сыновей, среди них фракийский царь Диомед, участник Троянской войны Аскалаф, орхоменский царь Флегий и, возможно, Мелеагр; от Ареса также произошли амазонки.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.