АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
С конца античности вплоть до Возрождения, от Августина Блаженного (IV в. после Р.Х.) до Аверроэса (XII в.) и Ибн Хальдуна (XIV-XV вв.) арабская философия неизменно оказывала значительное влияние на западноевропейскую мысль. В ее основе лежит поиск рационального синтеза греческой античности (мысль Платона и в особенности Аристотеля) и мусульманской или христианской религий. Арабская философия, создававшаяся медиками, юристами, математиками, эрудитами, вносит значительный вклад в мировую гуманистическую культуру. Ренессанс возник сначала в арабской земле и только после этого в Европе.

Источник: Философский словарь

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
философия, созданная арабами и некоторыми народами Ближнего и Среднего Востока, принявшими ислам и пользовавшимися арабским языке»:. Классический период арабской философии - VIII - XV вв. С VII в. она развивается в форме богословской метафизики. К середине VIII в. попытки применить идеи греческой философии к мусульманской догматике приводят к рациональному обоснованию теологии ислама: философия мутазиллитов отрицала антропоморфные представления о Боге, Божественное предопределение и утверждала Божественную справедливость, общезначимость «повеления блага и запрещения зла», возможность познания Вселенной в Бога. В борьбе с мутиллитами сформировалась школа муТакаялимов - последователей ортодоксального ислама. На дальнейшее развитие арабской философии значительное влияние оказало движение суфизма. Родоначальник оригинальных трудов арабской философии - Аль-Киидн. Как и другие представители арабского аристотелизма, он подчеркивал значение естествознания; обосновывая вероучение ислама, считал возможным относительно автономное существование философии, основанной на разуме. Усвоение аристотелевской философии в неоплатонизированном варианте, благодаря переведенному на арабский язык сочинению «Теология Аристотеля» (изложение работ Плотина), связано с именами Аль-Фараби и Ибн-Сины (Авиценны). Они доказывали вечность мира и его независимость от божественного провидения: Бог - «необходимо сущее, благодаря самому себе»: знание Его простирается лишь на универсальное, которое есть сам божественный разум, Его эманации в вещах и человеческий интеллект. Задача познания - понять этот разум. Параллельно с арабским аристотелизмом шло развитие оппозиционных исламу философских течений так называемых «чистых братьев», мистических направлений суфизма. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов разума занимались муТакаялимы, последователи Аль-Ашарн. Аль-Газали, прозванный «показателем ислама», дал анализ арабских Неоплатоников и их опровержение. После него основой методологии арабской философии стала аристотелевская логика. Дальнейшее ее развитие продолжается в Испании (Андалусии), где она представлена Ибн Баджжа, Ибн Туфейлем и Ибн Рушдом (Аверроэсом). В последующие столетия в ней усиливаются догматическая теология и мистика. С конца XIX в. теология и философия постепенно синтезируются в феномен арабской идеологии ислама.

Источник: Краткий философский словарь 2004

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
совокупность философских учений, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся араб. языком. Возникновение А. ф. связано с деятельностью мутазилитов (“обособившихся”) — ранних представителей калама (рационального богословия), к-рые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших нек-рые ее догматы. В 9 в. происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших ее комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. “Неоплатонизированный” аристотелизм лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой А. ф.— вост. перипатетизма (Перипатетики). Родоначальником этого направления считается Аль-Кинди — мыслитель, впервые введший в обиход осн. концепции аристотелизма. Дальнейшее развитие вост. перипатетизма связано с именами Фараби (870—950) и Ибн Сины. В противоположность Аль-Кинди, эти философы доказывали вечность мира. Бог, утверждали они, есть “необходимо сущее благодаря самому себе”, а проистекающий от него посредством эманации мир — “необходимо сущее благодаря другому” и “возможно сущее благодаря самому себе”; космические и природные явления не зависят от божественного промысла, т. к. знание бога простирается лишь на универсальное, а не на единичное. Согласно Ибн Сине, универсальное (общие идеи) имеет троякое бытие: в божественном разуме, в вещах и в человеческом интеллекте; материя лишь предрасположена к принятию форм, но получает их извне; “дарителем форм” для “подлунного мира” выступает т. наз. “деятельный разум”, порождающий также человеческие души, к-рые бессмертны. Высшая цель человеческого бытия заключается в познании этого разума. Параллельно с перипатетизмом Фараби и Ибн Сины шло развитие и нек-рых др. философских течений, враждебных ортодоксальному исламу, представленных, в частности, тайной организацией “Чистых братьев”. Др. формой оппозиции ортодоксальному исламу, равно как и рационалистической философии, было мистическое течение суфиев (Суфизм), чьи теософские доктрины обнаруживают влияние гностицизма (Гностики), неоплатонизма и нек-рых вост. религий. В основе этих доктрин лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от уз материального мира. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов занимались представители позднего калама — мутакаллимы, последователи Аль-Ашари (874—935). Для доказательства догматов о божественном провидении, сотворенности мира и возможности чудес они использовали атомистику. Представителем религиозно-идеалистического направления был Аль-Газали (1059— till), подвергший критике натуралистические и рационалистические элементы в философии вост. перипатетиков на основе синтеза концепций мутакалли-мов и суфиев. Дальнейшее развитие А. ф. продолжается в Андалусии и Сев. Африке, где вост. перипатетическая школа была представлена Ибн Баджей (ок. 1070—1138), Ибн Туфейлем (1110— 85) и Ибн Рушдом (Аверроэсом), творчество к-рого составляет вершину средневековой А. ф. Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наслоений, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму. Ибн Рушд обосновывал превосходство разума над верой и доказывал неправомочность богословов заниматься философскими проблемами. Вместе с тем он призывал философов не разглашать свои учения перед “широкой публикой”, поскольку это может лишить ее религиозных убеждений, а следовательно, и нравственных принципов. Учение Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие философского свободомыслия в средневековой Зап. Европе (Аверроизм). В последующие столетия в духовной жизни народов мусульманского Востока во все возрастающей мере консолидировались силы догматической теологии и мистики, борьба с к-рыми была возобновлена лишь в конце 19 в. Исключением является творчество сев.-африканского историка Ибн Халдуна (1332—1406), одним из первых выдвинувшего требование изучать общие закономерности исторических явлений и создавшего собственную, социологическую теорию.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
в средние века философия народов, входивших в состав арабского халифата и принявших в качестве общего культурного языка арабский язык; в новое время философия пародов, населяющих арабские страны. Возникшая вначале из проблематики мусульманской религии средневековая А. ф. постепенно вышла за пределы чисто теологических споров, нередко противостоя религиозному мировоззрению. Уже мутазилизм, наиболее радикальное рационалистическое течение внутри мусульманской теологии, возникшее во 2-й пол. 8 в., выступил против ортодоксального учения о божественном предопределении поведения человека, утверждая свободу человеческой воли. Он апеллировал к разуму человека как критерию в решении религиозных споров, отрицал множественность атрибутов бога, попытки уподобления его человеку, и тем самым превращал его в абстрактную сущность. К 10 в. мутазилизм сменила умеренная форма рационалистического толкования догматов ислама мутакаллимами. Мистическое направление в теологии в этот период было представлено суфизмом, под маской к-рого иногда пропагандировались враждебные ортодоксии, еретические пантеистические (Пантеизм) идеи. Заметное влияние на суфизм оказал неоплатонизм с его проповедью аскетизма, отречения от мира и слияния души с богом через экстаз. Переводы на арабский язык трудов древнегреческих мыслителей и прежде всего Аристотеля дали сильный толчок развитию рационализма, формированию свободной от религиозного догматизма мысли. Первым крупным арабским философом-аристотеликом был аль-Кинди. Обладая обширными знаниями в области математики, астрономии, медицины, он доказывал необходимость познания явлений природы и общества с помощью науки. Мир представлялся ему хотя и сотворенным богом, однако обладающим собственными закономерностями. В развитии передовой мысли значительную роль сыграл религиозно-философский союз «Братьев чистоты» (кон. 9—10 в.), создавший своеобразную энциклопедию научных и философских знаний своего времени и выступавший за свободное от религиозных ограничений светское образование, за искоренение невежества, насаждаемого официальной религией. С критикой религиозных догм выступал среднеазиатский мыслитель Фараби. Он был первым из арабоязычных философов, попытавшимся понять современное ему общество, его политику и мораль, считая возможным создание «добродетельного» государства путем просвещения, развития и распространения научных и философских знаний. Яркое воплощение передовые идеи народов Ближнего и Среднего Востока нашли в трудах другого среднеазиатского мыслителя Ибн-Сины (Авиценны). Этот выдающийся ученый-энциклопедист оставил большой след во многих сферах науки. Его трактат по медицине вплоть до 15 в. являлся основным пособием врачей Европы. Хотя Ибн-Сина и не был атеистом, его философская концепция по сути дела выходила за пределы теологии, освобождала путь научному познанию мира. Понятие бога у Ибн Сины утратило свое традиционное религиозное содержание. Исходя из аристотелевского принципа единства причины и действия, он защищал тезис о невозможности существования бога без природы, о тождественности его природе. Большое место в его трудах занимают проблемы логики как метода рационального познания. Развитие свободомыслия в А. ф. вызывало реакцию со стороны мусульманского духовенства и приверженцев мистицизма. Критику основных концепций мыслителей-рационалистов, сторонников аристотелизма с позиций религиозной ортодоксии и мистической философии пытался дать в 11 в. аль-Газали. К 12 в. центр А. ф. переместился на Запад, в Испанию. Наиболее выдающимся представителем ее в этот период был Ибн-Рушд (Аверроэс), прославившийся своими комментариями к трудам Аристотеля. Как и Ибн-Сина, он признавал существование бога, но мыслил его единым с вечной материей. Спор о смертности и бессмертии человека он решал с помощью теории всеобщего разума, воплощающего непрерывность интеллектуальной жизни, единство человеческого рода, бессмертие человечества, несмотря на смертность отдельного человека. С именем Ибн-Рушда связана и теория двойственной истины. В 14 в. арабская мысль дала такого видного ученого и общественного деятеля, как Ибн-Халдун, выдвинувший идею об истории общества как объекте специальной науки. А. ф., развивавшаяся представителями различных народов, оказала большое влияние на средневековую европейскую мысль, познакомив ее с античной философией, побудив ее к дальнейшему осмыслению проблем, к борьбе с религиозным мракобесием. В наше время развитие социально политической и философской мысли в арабских странах связано с борьбой за укрепление национальной независимости. Сложность социальной структуры и общественно-политических проблем в этих странах определяют в конечном счете разнородность идейных и философских течений: традиционализм и модернизм в мусульманской религии, прагматизм, позитивизм, экзистенциализм, интуитивизм и др. В борьбе с реакционной идеологией крепнет прогрессивная демократическая мысль. Большую роль в духовной жизни арабских стран играют идеи социализма, проявляется интерес к марксистско ленинской идеологии.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
философия, созданная в ее классич. форме арабами и нек-рыми др. народами Ближнего и Ср. Востока, к-рые пользовались араб. языком как орудием культуры и средством науч. общения. Осн. периоды истории А. ф.: 1) раннефеодальный (7–10 вв.), 2) развитых феод. отношений (11–19 вв.) и 3) нового времени (со 2-й пол. 19 в.) – период складывания в араб. странах капиталистич. отношений. В феод. А. ф., развивавшейся под влиянием античной философии, а также философии народов Индии, Ирана и Средней Азии и во взаимодействии с ними, проявились два противоположных течения: идеалистич. философия – служанка мусульм. богословия, и философия с сильно выраженными материалистич. тенденциями. Последняя, направленная в осн. против ортодоксального ислама – идеологии господств. феод. класса, – была тесно связана с развитием точных и естеств. наук. Внешне не отвергая догматов ислама, представители этого течения в то же время вели борьбу против мусульм. идеалистич. воззрений, отражая классовые противоречия феод. общества. Начальной формой раннефеод. периода А. ф. можно считать мусульм. богословскую метафизику (7–8 вв.), заложившую филос. основы ислама. В противовес этому направлению образовалось относительно прогрессивное филос. направление мутазилитов. Мутазилиты были первыми из мусульман, изучавших греч. античную философию. Они выступали против ортодоксального догмата предопределения и отрицали множественность атрибутов бога, а также были противниками антропоморфич. представлений о нем. Утверждая, что человек познает Вселенную и бога посредством разума, мутазилиты внесли рационалистич. струю в мусульманскую теологию. В борьбе с мутазилитами оформилась богословская школа мутакаллимов – последователей ортодоксального ислама. На дальнейшее развитие А. ф. оказало значит, влияние движение мистиков – суфиев (см. Суфизм). В основе этого течения, первоначально выражавшего пассивный протест трудящихся мусульман против феод. строя и мусульм. ортодоксального духовенства, лежали идеи аскетизма, созерцат. самоуглубления и отказа от активной обществ. жизни. В филос. принципах суфизма получил своеобразное преломление неоплатонизм. Поворотным пунктом в развитии А. ф. было освоение философии Аристотеля; ее материалистич. элементы были использованы наиболее прогрессивными представителями А. ф. эпохи феодализма, к-рые в той или иной мере находились в оппозиции к мусульм. ортодоксии. Родоначальником этого направления был аль-Кинди (9 в.). Приверженцы аристотелизма особо подчеркивали значение точных наук и естествознания, но они не освободились от религ. догматизма, стремились совместить свои филос. идеи с вероучением ислама, признавая возможным самостоят. существование религии и относительно независимой от нее философии, основанной на достижениях человеч. разума. Это были не только популяризаторы и комментаторы философии Аристотеля, крупнейшие из них были самостоятельными мыслителями, переработавшими приемлемые для них элементы аристотелизма и приспособившими их к условиям феод. общества. На А. ф. оказали благотворное влияние также самостоят. открытия и достижения, сделанные народами Ближнего и Среднего Востока в различных областях знания, в особенности в математике, астрономии и медицине. Араб. аристотелики много сделали для доказательства вечности материального мира, выступая с учением о том, что мир не создан богом из ничего, а так же вечен, как и бог. Ортодоксальное мусульманское духовенство понимало опасность такого учения, мутакаллимы вели ожесточенную борьбу с теориями аристотеликов. Среди прогрессивных мыслителей п е р и о д а развитых феод. отношений особо следует отметить сирийского поэта-философа Абу-ль-Ала аль-Маарри (973–1058), мировоззрение к-рого носило отчетливо антиклерикальный характер и выражало протест демократич. слоев против неравенства и жестокостей феод. строя. В 11 в., когда завершился процесс закрепощения основных производителей, в обстановке антифеод. движений, проходивших под лозунгами антиортодоксальных сектантских учений, феод. реакция в странах Ближнего Востока приняла весьма жестокие формы, научно-филос. мысль подавлялась. В то же время угнетенное положение трудящихся масс и подавление нар. сектантских восстаний войсками феодалов вызвали дальнейшее распространение мистич. суфийских настроений и учений. Виднейший представитель религ. реакции этого периода аль-Газали, ведя ожесточенную борьбу против философии и свободомыслия, включил суфизм в систему ортодоксального ислама, канонизировал эту оппозиционную идеологию, чтобы сделать ее средством воздействия духовенства па массы. Большую роль в разработке передовой арабоязычной науки и философии сыграли классики философии народов Ср. Азии – Ибн Сина и аль-Фараби. К 12 в. творч. центр А. ф. переместился с Востока на Запад, в мусульм. Испанию. Основоположником зап.-араб. философии считается сарагосский философ Ибн Баджа (12 в.). Он написал ряд комментариев к естеств.-науч. сочинениям Аристотеля, а в произведении "Образ жизни отшельника" утверждал значение разума и доказывал, что духовное восхождение совершается не через мистич. озарение, а путем интеллектуального совершенствования, посредством науч. знания. Мусульм. теологи считали Ибн Баджа атеистом. Продолжателем рационалистич. линии Ибн Баджа выступал Ибн Туфейль (12 в.), к-рый в своем филос. "Романе о Хайе, сыне Якзана", развивая учение о естеств. религии, дошел до утверждения деизма. Зап.-араб. философия достигла своей вершины в учении Ибн Рошда (Аверроэса) из Кордовы (12 в.). Он развил натуралистич. учение Аристотеля в духе материализма и проявил отчетливую антирелиг. тенденцию. Ибн Рошд вел борьбу с идеалистич. философией, выступая особенно резко против аль-Газали. Учение Ибн Рошда, особенно его положение о двойственной истине, оказало влияние на развитие филос. теорий Зап. Европы (см. Аверроизм). Исключительно большое значение имело учение западноараб. философов о едином всеобщем разуме человеч. рода. Согласно этому учению, индивид. разум не существует после смерти; бессмертие индивидуальной души, загробное воздаяние и воскресение – мифы; человек может достигнуть высших ступеней познания не путем аскетизма и мистич. экстаза, а лишь посредством научно-филос. познания. Достижением А. ф. явилась философия истории Ибн Хальдуна (14–15 вв.), выдвинувшего тезисы о влиянии природы на историю человеч. общества. Начиная с 13 в. мусульм. духовенству удалось сперва приостановить, а затем и подавить развитие прогрессивной А. ф., утвердить богословские учения мутакаллимов. Классич. А. ф. имела большое значение для развития филос. мысли Европы. По произведениям араб. философов (в лат. переводах) Европа не только ознакомилась с богатой филос. мыслью араб. народов, но и восприняла традиции аристотелизма прежде, чем ей стали известны греч. оригиналы Аристотеля. Особенно большую роль в этом процессе сыграли культурные связи европейцев с арабами на Пиренейском п-ове и в Сицилии, а отчасти крестовые походы. Укрепление ортодоксальной философии и богословия, обусловленное завершением развития (к концу 11 в.) феодализма в араб. халифате, последовавшие затем многовековые опустошит. войны (крестовые походы конца 11–13 вв., монг. нашествия 13 в. и, наконец, завоевание араб. стран турками, установившими в начале 16 в. свое господство), а потом и закабаление араб. народов колониальными державами – все эти факторы явились сильнейшим препятствием для развития араб. культуры, в т.ч. и философии. В 16–18 вв. А. ф. отождествлялась с богословием, т.к. религ. мировоззрение было всеобщим. А. Богоутдинов. Сталинабад. В новое время (со 2-й пол. 19 в.) в Сирии и Египте созрели условия для перехода на бурж. путь развития. Но развитию капиталистич. отношений мешали господство феод. институтов и превращение этих стран в полуколонии. Араб. бурж. идеология пробивала себе путь в условиях засилья религ. воззрений. В конце 19 в. араб. мыслители знакомятся со Спенсером, а с начала 20 в. – с филос. взглядами Канта, Ницше, Л. Толстого. Отдельные элементы систем европ. философов и социологов перерабатываются араб. писателями. Виднейшими представителями араб. просвещения были египтянин ат-Тахтави, ливанцы Насыф аль-Языджи и Бутрус аль-Бустани. Соц.-экономии. и культурная отсталость араб. стран, застой в науке, медленное проникновение совр. естеств.-науч. знаний определили вялость филос. мысли, сдерживали развитие материалистич. идей и атеизма, хотя араб. общественность проявляла большой интерес к науке. Араб. мысль нового времени имела в качестве источников рационалистич. тенденции араб. средневековой философии достижения европ. культуры (идеологию франц. просветителей 18 в. в частности), а также Коран. Философия еще не отмежевалась от религии. Почти все передовые идеологич. течения среди мусульман окрашивались в цвет мусульм. реформации, к-рую возглавил египтянин М. Абдо (1849–1905). На основе ислама пересматривались европ. обществ.-политич. теории и моральные нормы, делалась попытка приспособить ислам к требованиям бурж. развития араб. общества. Филос. взгляды мусульм. реформаторов были религ.-рационалистическими. Эти взгляды разделял и крупнейший идеолог араб. национализма аль-Кавакиби. Сохраняется традиц. этич. направленность араб. мысли. Вопросы морали разрешаются в соответствии с бурж. идеологией. В конце 19 – нач. 20 вв. подошел к материализму первый пропагандист дарвинизма среди арабов Шибли Шмайиль. Был близок к материализму прогрессивный пантеизм ар-Рейхани. Получила распространение эволюционная теория. В основе многих социологич. концепций лежала освященная именем Корана "органическая теория" с элементами социал-дарвинизма. Влияние идей Великой Окт. социалистич. революции в араб. странах способствовало подъему обществ.-политич. мысли, связанному с бурно нарастающим нац.-освободит. движением, развитием идей араб. национализма. Развивается революц.-демократич. направление, проникает в массы социалистич. идеология, усиливается пропаганда естеств.-науч. знаний и материализма. З. Левин. Москва. Лит.: Крымский А. Е., История арабов и арабской литературы светской и духовной, ч. 1–2, М., 1911–12; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 433–50; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 47–74, 120–34; История философии, т. 1, М., 1957, с. 222–36; Григорян С. Н., К вопросу о происхождении и философских основах Калама, "Вопр. философии", 1958, No 6 (имеется библиогр. новейшей литературы по истории араб. философии); ?енан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., Киев, [1903]; Аль-Фа-хури, Ханна, ад-Дарр аль-халил, Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1–2, Бейрут, 1957–58; Мехрин Мехрдад, Фал-сафэ-йе-шарг (Философия Востока), Тегеран, [1959] (на перс. яз.); St?ckl ?. Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 1–3, Mainz, 1864–67; Ueberweg F., Grundri? der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1–3, 5, В.. 1924–28; Boer T. J. de, The history of philosophy in islam, transl. [from Dutch]. L., 1933; The legacy of Islam, ed. by T. Arnold and ? Guillaume, Oxf., 1931; ?unk S., M?langes de philosophie juive et arabe, nouv. ?d., Р., 1955; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; Cruz Hernandez M., Filosofia hispano-musulmana, t. 1–2, Madrid, 1957.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
рациональное философское осмысление мусульманского богословия, религиозной философии ислама, исторически развивающееся с начала VII в. и вплоть до современности в пределах арабоязычного (мусульманского, или арабо-исламского) мира. Для А. ф. характерны следующие черты: 1) опора на коранические концепции картины мира и человека в исламе; 2) критический анализ христианской и иудейской религиозной философии; 3) развитие идей перипатетиков (аристотелизм).
Опора на Коран как священный текст объединяет различные направления А. ф.: даже в мистических ее течениях существует понимание текстовой реальности мусульманского мира (концепция вселенной как Корана).
А. ф. во многом восприняла идеи аристотелизма и неоплатонизма. Безличный мировой ум (нус) в аристотелевском понимании рассматривается А. ф. как единая субстанция, общая для всего человечества и влияющая на отдельные души людей извне. Тесно связана с этим теория "единства интеллекта", привлекающая внимание современной западной философии: разум, будучи множествен и индивидуален в своих проявлениях, является в своей основе единой нематериальной субстанцией.
Направление Фалсафа представляет собой восточный перипатетизм в средневековой А. ф., в более общем смысле являясь философией средневекового ислама, основанной на античной философии. Арабский аристотелизм (как комментарии к Аристотелю и развитие его философских идей применительно к своеобразию религиозно-философской мысли ислама) создавался в учениях Ал-Кинди (800 - предположительно до 879), АльФараби (878 - 950), Бируни (973 - 1048), Ибн Рушда (латинизиров. произношение - Аверроэс, 1126 - 1198) и в аверроизме.
Аверроизм - направление арабской, а затем и западноевропейской средневековой философии, разрабатывавшее идеи Аверроэса (Ибн Рушда), арабского мыслителя XII в. В более общем смысле аверроизм развил материалистические тенденции аристотелизма Ибн-Рушда и его последователей. Идеи арабских философов о смертности души, о вечности и, как следствие, несотворенности материального мира, разработанные Ибн Рушдом, и его теория двойственной истины были материалистически осмыслены аверроэсовской школой. Знание истины противопоставлялось вере, тем самым философия отделялась от теологии. Это наметило создание основы антитеологических тенденций в аверроизме, отдельные тезисы которого противостояли религиозной философии католицизма, и побудило Ф. Энгельса в "Диалектике природы" отметить "перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII в." (Энгельс Ф. "Диалектика природы" // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 346).
Рационалистическое направление в религиозно-философских учениях ислама - калам (термин средневековой мусульманской литературы, первоначально обозначавший любое логическое рассуждение на религиозно-философскую тему, в т. ч. и рассуждения христианских и иудейских теологов) - отражалось в религиозно-философских учениях мутакаллимов, мутазилитов и ашаритов (последователей Ал-Ащари) как распространенных течениях национальной средневековой А. ф.
Мистическое направление средневековой и современной А. ф. представляет суфизм, выделившийся из религиозной философии мусульманской духовной культуры благодаря работам Аль-Газали (1058 - 1111) и Ибн Араби (1165 1240) и благодаря разветвленной структуре суфийских орденов и братств распространенный во всем исламском мире. Суфизм является течением А. ф., учением о трансцендентном единении с Богом, мистическим направлением мусульманского богословия, развивающимся в духе аскезы и иррационального самопознания как познания Бога. Существует две версии относительно происхождения этого слова. Одна версия связывает его с араб. словом "суф" - шерсть, грубая шерстяная ткань (суфи - букв. означает "носящий шерстяные одежды", отсюда власяница как атрибут аскета). Вторая версия называет греч. "софию" - мудрость (в частности, так считал Бируни). Существуют предположения, что еще до возникновения ислама на Ближнем Востоке суфиями называли странствующих христианских монахов, сказителей и проповедников различных сект.
Основными понятиями суфизма являются: таухчд - аскетическая жизнь суфия в признании строгого единобожия и в трансцендентном единстве с Богом; тарикат - суфийский мистический путь до момента слияния с Богом; хакикат - мистическое постижение Истины в Боге (в отличие от словесного доказательства единственности Бога в мусульманском богословии как строгом монотеизме); зикр - постоянное ритмичное поминание Бога для достижения состояния духовной сосредоточенности, иногда практикуемое в мистическом танце или физических упражнениях с использованием психотехники и аутотренинга; зухд - аскетическое воздержание, самоотречение, отречение от всего земного.
Отличием философской мысли суфизма от абстрактных мусульманских богословских рассуждений являются антропоцентризм, концепция "совершенного человека", сотворенного "по образу и подобию Бога", анализ духовного мира человека, морально-этических норм и духовных структур. В трактовках общества суфизм тяготеет к идеям социального и имущественного равенства А. ф., что ярко проявлялось во влиянии социально-философских суфистских идей на сознание беднейших масс арабского Востока.
В рамках А. ф. философия истории разрабатывалась в работах Ибн Хальдуна (1332 - 1406), идеи которого о циклическом характере социального развития государств и обществ развивались как в А. ф., так и в европейской философии (существует близость его идей об историческом развитии исламского мира идеям О. Шпенглера о развитии европейской цивилизации). Кроме того, учение Ибн Хальдуна о распределении мульк (т. е. собственности - араб.) развивалось в мусульманской философии права (Фикх), а его общефилософские работы - "Пролегомены" - многократно переиздавались в арабском мире. Кроме историкофилософского и социологического учения Ибн Хальдуна можно отметить труды Ат-Табари по истории, а также Улугбека (труды по истории и астрономии), Ибн Сины (латинизиров. Авиценна, 980 - 1037) и Ал-Хорезми (780 847), заложивших основы арабской натурфилософии и философии арабской науки как предшественницы современных теории алгоритмов (от Ал-Хорезми) и алгебры. Например, задолго до европейских ученых Омар Хайям (1040 - 1123) в алгебраическом трактате описал полную теорию решения уравнений и, в особенности, кубических уравнений. Именно естественнонаучные труды формировали основу пантеистической философии и поэзии Хайяма; как разрушителя веры, материалиста и пантеиста характеризовали его в XIX в. такие известные европейские исследователи, как Ренан и Мюллер.
Западноарабские философы ИбнБаджжа (ум. в 1138 г.), Ибн Туфайль (1110 - 1185) и Ибн Рушд (1126 - 1198) являются представителями рационалистической философии арабской Испании, оказавшей влияние на развитие западноевропейской философии (см. "Аверроизм") и еврейской философии (в частности, влияние Ибн Туфайля испытывал известный еврейский философ Моисей Маймонид).
Столица арабо-исламской Испании - Кордова - "уже в ? в. была одним из величайших и богатейших городов Европы, с полумиллионным населением. роскошными дворцами и библиотеками, со знаменитым университетом и большим количеством школ" (Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М-, 1966, с.252; Г. Лей. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962, с. 77). Университет Кордовы с ? в. был важнейшим центром развития А. ф. в ее полемике с иудейской философией и с религиозной философией католицизма соседних западноевропейских стран. С XI в. арабоисламский университет Кордовы, а также переводчики Гренады, Малаги, Толедо стали распространять переводы древнегреческих, персидских, сирийских, арабских и среднеазиатских философов с арабского языка на латинский в Западной Европе. Английский арабист X. Гибб отмечал, что влияние А. ф. из Кордовы "распространилось далеко за пределы Испании и, вероятно, гораздо глубже затронуло европейскую мысль" (X. Гибб. Арабская литература. М., 1960, с. 96; Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, с. 254 - 255).
Направления А. ф. отражают деление духовной структуры исламского мира на три основных течения, различающихся по составу и роли признаваемых ими нормативных источников мусульманского права (Фикх) и, прежде всего, по подходу к наследованию имама как духовного (иногда и социально-политического) руководителя мусульманской общины. Эти направления - суннизм, шиизм и хариджизм.
Суннизм является ортодоксальным (и наиболее распространенным) течением мусульманского богословия; для него характерно признание источником для решения религиозно-философских проблем, наряду с Кораном, "обычая пророка" - сунны. Религиозно-правовая основа суннитского направления ислама - шариат - сложилась к IX - ? вв. "Фундаменталистский" суннизм противостоит социальным нововведениям и ломке традиций, считая следование сунне и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в исламе. Отличие суннитского направления от шиитского проявляется в отношении к наследованию духовной власти: имама-халифа (преемника Мухаммеда) как светского и духовного главу мусульман должны избирать члены исламской общины. При этом, в отличие от социальных уравнительных тенденций хариджизма, в суннизме права имама намного шире как в духовной, так и в светской сфере. Источником права в суннизме, наряду с Кораном, является сунна. Шиизм - направление мусульманского богословия, религиозно-философское и социально-политическое движение в мире ислама, название которого происходит от "шиат Али" (араб. "партия Али" - родственника и преемника пророка Мухаммада, - религиозно-политическая группировка, образовавшаяся в середине VII в.). Уступая ортодоксальному суннизму во влиянии, шиизм обладает более широкими возможностями в плане духовных поисков новых идей в религиозной философии ислама. Шиизм развивает мистические представления о верховной власти и о духовном наследовании в роде Али и Мухаммада, преемничестве имамов как носителей "божественной субстанции" - в противоположность суннитам и хариджитам, провозгласившим выборность главы мусульманской общины. Наиболее распространенные направления шиизма - различающиеся по признанию седьмого "скрытого" имама имамиты и исмаилиты (карматы) - последователи Исмаила. Их общей основой служит шиитская идея пришествия махди, что роднит их с бабитами ("баб" - "врата" скрытого имама) и бахаизмом.
Хариджизм (от араб. "хаваридж" - вышедший, отделившийся) отличается отношением к духовной власти (в т. ч. и в социальной структуре) только как к выборной и требованием соблюдения интересов общины с возможностью смещения (и даже лишения жизни) имамахалифа.
Современная А. ф. во многом восприняла идеи панисламизма конца XIX - начала XX в., развивавшегося в учении Ал-Афгани, в стремлении найти собственный путь и сохранить своеобразие единой духовной культуры ислама в отличие от технократического индивидуализма Запада. При этом предпринимаются многочисленные попытки модернизировать религиозную философию ислама в А. ф. с использованием последних научных открытий и концепций. В частности, в описании возникновения Вселенной проводится креационистский анализ концепций "первовзрыва"; используются пробелы в научном описании возникновения и развития жизни на Земле, сложности создания искусственного интеллекта и т. д., и т. п.
Причинами возникновения и развития религиозно-философских тенденций, формировавшихся в А. ф., являются углубленные духовные и идейные искания, взаимообмен с другими религиозно-философскими системами (с зороастризмом в Иране, с индуизмом в Индии и буддизмом в Индокитае, Малайзии и на Филиппинах и, прежде всего, с христианством и иудаизмом), социально-политические проблемы арабо-исламского мира, приведшие к возникновению эскапистских настроений, уходу человека во внутренний духовный мир.
(Лит.: Философская энциклопедия, т. 1. M., 1960; Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903; Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. М., 1980, 160 с.; Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, 352 с.; Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973, 207 с.; Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories of Human Intellect. New York: Oxford University Press, 1992, 363 p.)
И. А. Латыпов

Источник: Современный философский словарь