АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА
культура, определившаяся в своих характерных чертах в VIII—ХIII вв. и получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке, на обширной, населенной разными народами территории Арабского халифата, и объединенная теократической государственностью, мусульманской религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы. Сам термин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, т.к. уже при династии Аббасидов (750—1055) в ее создании участвовали не только арабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д., и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры и культурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось в том, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) в благоприятных условиях становления независимого от Арабского халифата восточноиранского государства Саманидов (887—999) со столицей в Бухаре сформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которой к ХII в. будет создана классическая традиция восточной поэзии и прозы. Формирование внутриаравийской культуры, нарастание этнической, экономической и торговой общности стало важной предпосылкой возникновения ислама, который впоследствии сам стал мощным фактором консолидации арабского мира. Отличительной особенностью богатой А.-м. к. было то, что ее органической основой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе. Ислам превратился в одну из мировых религий, способствуя созданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата, а в дальнейшем и за его пределами. Возникновение и распространение ислама сопровождалось появлением Корана, священной книги проповедей пророка Мухаммада (ок. 570—632), и изучение текста Корана стало основой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой и повседневной жизни каждого мусульманина. Главной особенностью исламского мировоззрения явилась идея о неразделимости религиозного и светского, священного и земного начал, и ислам не стремился, в отличие от христианства, выработать такие особые институты, как церковь или Вселенские соборы, призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду с государством. Единобожие стало центральным догматом ислама, что стало основанием для утверждения его общности в этом вопросе с христианством. Как главная книга ислама, Коран имел всеобъемлющее общекультурное значение: он способствовал формированию и распространению арабского языка, письменности, различных жанров литературы и богословия, оказывал влияние на развитие философии, эпизоды из Корана стали основой для сюжетов и образов персоязычной и тюркоязычной литературы классической эпохи. Позднее Коран явился фактором западно-восточного культурного взаимодействия, примерами чего может служить «Западно-восточный диван» (1819) выдающегося немецкого писателя эпохи Просвещения И.В. Гёте, а также «Подражание Корану» (1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозного философа ХIХ в. Вл. Соловьева принадлежит очерк «Магомет, его жизнь и религиозное учение» (1896). Само понятие «ислам» означало полное подчинение Богу, и личная жизнь мусульманина, и повседневная культура ориентированы на исполнение моральных предписаний, что регулируется посредством обрядов и правил. В целом сложился ряд главных установлений ислама: единобожие и признание пророческой миссии Мухаммада, молитва, пост, налог в пользу бедных и паломничество. Для развития исламской духовной традиции важное значение имело утверждение неразделенности светского и религиозного, земного и священного начал. Поэтому, в отличие от христианства, утверждавшего в образе Христа идею самоценности личности в его вере и страданиях, в исламе духовная и житейская самостоятельность правоверного не утверждается столь безусловно. Аллах — создатель мира и человека — является существом, абсолютно вознесенным над земным миром. И человек должен направить свою волю и разум на познание своего истинного пути на основе глубокого изучения Корана и следования главным религиозным установлениям. Вместе с тем в исламе важной ценностью признаются корпоративные, общинные связи между правоверными: моральная высота и религиозное спасение в большей степени достижимы через позитивное духовное и нравственное воздействие сообщества правоверных (уммы). В исламской культуре сложилась традиция предпочтения нравственно-религиозным основам общественной жизни, и поэтому община-умма представляет собой в первую очередь духовное сообщество мусульман, основанное на единстве этики, веры, мировоззрения и взаимоуважении. Наряду с безусловным требованием повсеместной защиты веры в исламе поддерживался приоритет духовности при общении с немусульманским миром, что в немалой степени способствовало развитию самобытной традиции философствования с ее установкой на энциклопедичность и синкретизм знания. В то же время исламская религиозность содержала в себе отдельные положения, которые могли иметь различное философское значение и толкование, в чем заключалась особенность общекультурного и духовного статуса ислама. Таким образом, в исламе появились отдельные направления: во 2-й пол. VII в. — шиизм, во 2-й пол. VIII в. — исмаилизм, в Х в. — суннизм. Особое место среди них занял возникший в конце VIII в. суфизм, породивший обширную философскую и художественную литературу и оказавший существенное влияние на всю духовную культуру мусульманского Востока вплоть до современности. Важнейшим явлением и фактором духовной жизни А.-м. Востока, высшим ее выражением стала философия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжной мудрости и знаниям. Философия А.-м. Востока зарождалась на основе интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центров которой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (813—833) был создан «Дом мудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг на греческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IХ в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских и научных произведений античности, в частности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабский Восток во многом происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с ХII в., приобрело систематический характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби (870—950), Омар Хайям (1048—1131), Ибн-Сина (980— 1037), Ибн-Рушд (1126—1198). А.-м. философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого, возвращения Множества в Единое и присутствие Единого во Множественном. Все эти принципы применялись также к жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания. Поэтому характерной особенностью научного мышления становится глубокий интерес к вопросам человеческой и социальной жизни, что выражалось в проектах строительства гармоничного гуманистического и общественного целого, чаще всего именуемого «Добродетельным Городом» (Аль-Фараби). В арабской философии распространялась вера в преобразующую силу просвещения, развивалось уважение к опытному знанию и человеческому разуму. Все это привело к большим достижениям математики, медицины, астрономии, географии, эстетики, этики, литературы, музыки и свидетельствовало об энциклопедичности А.-м. научно-философской мысли. В области математики важнейшими достижениями, повлиявшими на западную науку, стали разработка позиционной системы счисления («арабские числа») и алгебры (Мохаммед аль-Хорезми, IХ в.), формулировка основ тригонометрии. Наряду с этим в области физики большое значение имели труды по оптике, а в географии был введен метод определения долготы (аль-Бируни, 973—1048). Развитие астрономии было связано с работой обсерваторий, что, в частности, привело к реформе календаря (Омар Хайям). Большие успехи были достигнуты в медицине, которая была одним из основных занятий философов: в практической медицине применялись различные инструменты, лекарственные травы, развивался интерес к анатомии человека и животных, вершиной развития медицины стала деятельность Ибн-Сины, известного в Европе как Авиценна и получившего там звание «Князя лекарей». Для интеллектуальной культуры А.-м. Востока характерным было увлечение шахматами, которые стали знаком индийского культурного влияния. Разнообразное развитие культуры Востока было связано с существованием империи — Арабского Халифата (VII—VIII вв.), главным городом которого стал Багдад (перс.), основанный в VIII в. и имевший официальное название «Город благоденствия». Политическая культура этого государства выражалась в главенстве принципа государственности, основанном на власти халифа. Халиф считался преемником пророка Мухаммада и сочетал в себе эмира, обладателя высшей светской власти, и имама, имеющего высший духовный авторитет. Халиф осуществлял правление на основании особого договора с общиной. Таким образом, основой политической жизни стал принцип синкретизма, т.е. слияния общественно-политической, светской и религиозной жизни с идеалом духовной общности людей. Средоточием А.-м. социальной и политической культуры стал город. Города были крепостями, центрами государственной власти, производства, торговли, науки, искусства, образования и воспитания, только в городах строились соборные мечети, в них находились объекты ритуального поклонения, что послужило основой считать ислам «городской религией». Такими выдающимися центрами культуры в разные периоды были, напр., Дамаск, Басра, Багдад, Мекка, Медина, Бухара, Каир, Гранада. В связи с этим в философской культуре А.-м. Востока сложился идеал города как модели единого социального мира, основанного на сходстве и единстве человеческого тела и космоса вселенской жизни. С этой точки зрения город — это упорядоченное архитектурное пространство и строгая справедливая социальная структура, где обеспечивается сотрудничество людей во всех сферах деятельности и достигается духовная гармония граждан на основе общего стремления к добродетели, овладению книжной мудростью, науками, искусствами и ремеслами, что и должно составлять истинное человеческое счастье. Разработка А.-м. философией этого комплекса социально-гуманистических и этических проблем стала ее оригинальным вкладом в мировую духовную культуру. В связи с некоторыми ограничениями, которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитие А.-м. и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность (прежде всего научная и философская проза). Однако поистине вершиной А.-м. словесного искусства стала поэзия, получившая характер самобытной классической традиции в мировой литературе и духовной культуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды — небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи — четверостишия, ставшие образцами философской лирики, связанной с суфизмом, а для лирической поэзии были характерны газели — небольшие стихотворения, состоящие из нескольких двустиший. В литературе А.-м. Востока получили распространение поэтические эпические поэмы и прозаический эпос, основанный на восточных, главным образом, индийских фольклорных традициях. На почве городской культуры формируется жанр макамы — плутовской новеллы. А.-м. научная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление западноевропейской духовной и художественной культуры средних веков. В дальнейшем исторические судьбы народов и государств, населявших громадную территорию Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, оказались связаны с войнами, завоеваниями, распадом империй, бурными процессами ломки традиционного уклада жизни под напором западной цивилизации, неуклонно осуществлявшей колонизацию восточных регионов. С точки зрения развития культуры эту эпоху принято называть «постклассической», в частности, временем «духовного бесплодия» (Х. Джебран). В этих условиях важным оказалось наличие самобытной основы — историко-культурной общности, единой А.-м. традиции. Начало процессов нового возрождения культуры А.-м. Востока принято относить ко 2-й пол. ХIХ— ХХ в. Этот период характеризовался все более последовательным и углубляющимся взаимодействием между западным и восточным типами цивилизации, что проявилось в общественной, экономической, политической и идеологической областях и способствовало поступательному развитию светской культуры. С конца ХIХ в. на фоне все возрастающего противодействия народов Востока колониальной политике западных держав наступает период просветительства, связанный со стремлением приобщиться к высшим духовным достижениям западной цивилизации. Идеология просветительства сочеталась с идеями о необходимости мусульманской реформации. В это время свое новое значение приобрела присущая мусульманской духовной традиции тенденция к расширению своей интеллектуальной базы. Это выразилось в том, что в обсуждении проблем вероучения в связи с вопросами общественно-политической жизни принимали участие политики, публицисты, ученые, писатели, журналисты, а не только представители духовенства. Просветительские и религиозно-реформаторские идеалы находили свое выражение в философских сочинениях и литературе (особенно в сирийской, турецкой и египетской). Большой вклад в духовную культуру и литературу ираноязычных народов внес Мухаммад Икбал (1877—1938), выдающийся индийский поэт, мыслитель, религиозный реформатор. Имея в среде мусульманской интеллигенции громадный авторитет духовного наставника и поэта, Икбал преобразовал традиционный суфизм в философию, утверждающую идеи совершенствования человека и миротворчества во имя всех людей. Свидетельством возрождения арабской культуры было творчество Х. Джебрана (1883—1931) — писателя, философа, художника, эмигрировавшего из Сирии в США. Выдающийся представитель литературно-философского арабского романтизма, Джебран утверждал идеал человека, который сочетает в себе приобщение к духовному наследию А.-м. традиции с постижением окружающего мира и самопознанием в духе суфизма. Опираясь на умозаключение «самопознание — мать всякого познания», Джебран призывал к духовному диалогу с великими представителями западной и русской культуры (У. Шекспир, Вольтер, Сервантес, О. Бальзак, Л.Н. Толстой). В 1977 г. в Мекке состоялась 1-я Всемирная конференция по мусульманскому образованию, где указывалось на необходимость в условиях ХХ в. дальнейшего развития исламской культуры, воспитания молодежи путем освоения духовных богатств и достижений мировой цивилизации. В 70-е гг. укореняется идея о вызове Запада исламскому миру, которую, в частности, обосновал С.Х. Наср (род. в 1933 г.), автор книг по истории мусульманской философии, бывший ректор Тегеранского университета. Он утверждал, что на фоне господствующих на Западе атеизма, нигилизма и психоанализа исламский мир должен обратиться к ценностям суфизма и Корана, который должен стать источником рассмотрения актуальных социологических, исторических и гуманитарных проблем.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
177.57 кб

Истоки арабо-мусульманской культуры в Дагестане

Магомедова З. А.
Статья посвящена одному из интереснейших периодов в истории Дагестана, а именно периоду усвоения арабо-мусульманских культурно-философских традиций, начало которым было положено с утверждением ислама в данном регионе.
Читать PDF
118.08 кб

Влияние эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру

Макаева Г. З.
Статья посвящена проблеме влияния эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру.
Читать PDF
193.72 кб

Взаимовлияние культур: арабо-мусульманские традиции и башкиры

Сибагатов Флюр Шарифуллинович
The article considers the problem of interaction and interference of cultures and traditions on the basis of Bashkir literature.
Читать PDF
143.19 кб

Мамлюкский Египет центр арабо-мусульманской культуры XIII-XIV вв

Шайхисламов Т. Р.
В статье анализируется роль и значение мамлюкского Египта, как центра арабо-мусульманской культуры XIII-XIV вв. Исследуются факторы, способствовавшие превращению Египта в важнейший культурный центр.
Читать PDF
232.11 кб

Влияние арабо-мусульманской культуры на культуру народов Дагестана

Нурмагомедов Абдулгамид Нурмагомедович, Нурмагомедов Гаджимагомед Абдулгамидович
Статья посвящена формам и методам проникновения арабской культуры в Дагестан. Описаны также устойчивые взаимные контакты представителей культуры стран Ближнего Востока и Дагестана в сфере науки и образования.
Читать PDF
425.03 кб

Роль арабо-мусульманской культуры в развитии башкирской литературы

Сибагатов Ф. Ш.
Арабо-мусульманская культура оказала заметное влияние на развитие культуры и литературы народов Урало-Поволжского региона, и это требует серьезного анализа и осмысления. Следует учесть и то, что до 20-х годов ХХ в.
Читать PDF
119.52 кб

2000. 03. 005. Хури Ф. Выдвижение на высшую должность в арабо-мусульманской культуре: камень преткно

Демидов К. Б.
Читать PDF
248.28 кб

Философия в контексте классической арабо-мусульманской культуры: к вопросу об основных понятиях и ка

Кирабаев Нур Серикович
Работа посвящена анализу дискуссионной темы — понятиям и категориям классической арабо-мусульманской философии, содержание которых определялось историко-культурным контекстом.