априоризм (от лат. из предшествующего)
априоризм (от лат. "из предшествующего")
направление в гносеологии, представители которого признают существование независимых от опыта форм или структур знания. В традиционном классическом априоризме, представителями которого были гносеологические и методологические рационалисты (см. Рационализм) – платон, декарт, спиноза и др. – априорные элементы трактовались как существующие в разуме до опыта и усматриваемые этим разумом в самом себе непосредственно, автономно от чувственности, с помощью особой способности – интеллектуальной интуиции. Как правило, эти структуры понимались как актуально существующие (у аристотеля, и близкого к нему в этом отношении лейбница, - как потенциальные знания, переходящие в актуальное состояние при определенных условиях осуществления познания), как, например, врожденные идеи, понятия, принципы, представления о законах и т.д. Таким образом, в классическом априоризме считалось, что разум обладает собственным, не зависимым от чувственности содержанием, собственным, чисто рациональным знанием о мире («да, нет, конечно, ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, за одним маленьким исключением, - кроме самого разума, который не выводим ни из каких чувств», - как возразил рационалист лейбниц эмпиристу локку). Кардинальному пересмотру подверглось само понятие априорного знания в философии канта. Кант стал трактовать различие между чувственностью и рассудком в вопросе происхождения знаний не как «логическое» (состоящее лишь в степени ясности и отчетливости знаний), а как «трансцендентальное» (относящееся к самому конструированию знания, к условиям его возможности). По канту, все наше познание, хоть и начинается с опыта, но целиком из опыта нее происходит, кое-что (а именно форму опыта и его предметов) наша познавательная способность привносит от себя самой. Доопытных, чисто рациональных знаний вообще не существует, как не существует и чисто чувственных. Априоризм канта формален. Априорны, по канту, не какие-то конкретные знания о вещах, а принципы их построения, правила упорядочения и систематизации эмпирического материала. Априорные знания – это знания, описывающие особенности трансцендентальных структур, форм познавательной деятельности (например, можно с уверенностью сказать, что любая встреченная нами вещь будет иметь причину своего существования, будет экстенсивной величиной, будет обладать хотя бы какими-нибудь свойствами, будет пространственно-временным образованием и т.д.). Однако, нельзя рассматривать эти знания как существующие в субъекте до опыта, ибо как таковые они относятся лишь к эмпирическим вещам и сами по себе представляют лишь пустые формы, вообще не выражающие объективных знаний в собственном смысле этого слова. Конечно, можно говорить о правилах некоей деятельности как таковых. Но необходимо помнить, что в объективном смысле эти правила неотделимы от самой деятельности, которую они конструируют. Правила игры в футбол не могут быть существующими без футбола как такового. Априорные элементы, по канту, вносятся в картину мира в самом процессе ее построения. Кроме того, следует отметить еще одну особенность кантовского а. Кант распространяет его и на сферу чувственности (в своей трансцендентальной эстетике). Таким образом, после канта изменилось соотношение понятий «рационалист» и «априорист». Хотя все рационалисты, как таковые, – априористы, оказалось, что не все априористы – рационалисты.
Источник: Краткий философский глоссарий