АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ
различие знания по отношению к опыту. Априорное знание - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апостериорное - знание, получаемое из опыта.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ
(лат. a posteriori — из последующего и a priori — изначально) — философские термины, характеризующие знание в зависимости от его источника. Апостериори — это знание, полученное из опыта, при помощи чувственных восприятий. Априори — знание, изначально присущее сознанию, врожденное ему. Различие между доопытным и опытным знанием проводит идеалистическая философия, в особенности оно характерно для философии Канта. Кант полагал, что достоверным наше знание делается, лишь облекаясь в некие априорные формы, свойственные сознанию человека (это, напр., врожденная способность человека воспринимать предметы в пространстве и времени, устанавливать различные связи между ними). Диалектический материализм считает, что все наши знания носят в конечном счете опытный характер (т. е. являются отражением существующих вне нас и действующих на наши органы чувств предметов и явлений), поэтому какое бы то ни было априорное (доопытное, врожденное) знание невозможно.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ
лат. a posteriori - из последующего, a priori — из предшествующего) в философии науки — понятия, обозначающие соответственно знание, получаемое из опыта, и знание, предшествующее опыту и независимое от него. Классический рационализм (Декарт, Лейбниц) был связан с априоризмом— учением о всеобщности и необходимости самоочевидных истин разума, противопоставлявшихся случайным (фактуальным) истинам опыта. Кант полагал априорной форму организации знания, которая наполняется апостериорным содержанием, что обеспечивает универсальность и необходимость научного знания. Кантовский априоризм сыграл существенную роль в преодолении одностороннего эмпиризма, указав на необходимую предпосылочность знания, на взаимосвязь условий опыта и его результатов. Последующее развитие философии науки объективно вело к освобождению от догматической поляризации апостериоризма и априоризма: априорность трактуется не как абсолютная независимость от опыта, а как методологическая и гносеологическая зависимость опытного познания от исходных теоретических принципов, «концептуального каркаса»; в то же время сами эти принципы формируются в широком контексте познавательной и практической деятельности, включающем и опытные элементы. Спор различных направлений в философии науки часто вызывается преувеличением или абсолютизацией роли отдельных элементов этого контекста (конвенций, прагматических факторов, традиций, «парадигм» и др.); позитивные тенденции в подобных дискуссиях связаны с системным анализом динамики научного знания, его социальной, исторической и логико-концептуальной детерминации.
В. Н. Порус

Источник: Новая философская энциклопедия

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ
от лат. a posteriori - из последующего и a priori - из предшествующего), филос. понятия; апостериори - знание, получаемое из опыта, априори - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противопоставление А. и а. получило развернутое выражение в классич. рационализме нового времени (Декарт, Лейбниц), к-рый исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин, полученных апостериорным (опытным) путем. Основу безусловной всеобщности и необходимости теоретич. истин (т. е. положений математики и математич. естествознания) рационалистский априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности. Вслед за рационалистами Кант также признает существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их безусловности (аподиктичности) в априорности. Но если рационалисты считали заранее заложенным в интеллекте, врожденным (хотя бы в форме задатков) само содержание истины и знания, то, согласно Канту, априорным является только форма, способ организации знания. Эта априорная форма наполняется, по Канту, апостериорным содержанием, придавая науч. знанию характер всеобщности и необходимости. Учение Канта об априорном синтезе (или синтетич. априори) указало на роль исходных содержат, предпосылок как необходимых элементов познания.
В зап. философии и методологии науки 20 в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т. н. функциональная (или прагматич.) концепция априорности, согласно к-рой априорные положения - это основоположения, исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности. При этом априорность утрачивает свое первоначальное гносеологическое значение независимости от опыта, становясь выражением особой роли исходных теоретических принципов в системе научного знания.
Отвергая априоризм как принцип объяснения природы знания, диалектико-материалистич. методология признает существование нек-рых исходных содержат. принципов, лежащих в основе науч. знания и обладающих особыми методологич. функциями в процессе науч. познания (напр., постулат функционального подхода в биологии и отчасти в социологии, общие принципы системного подхода и др.). См. Теория познания, Теория, Эмпирическое и теоретическое.

Источник: Советский философский словарь

АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ
лат. a priori — из предшествующего, a posteriori — из последующего) — термины философии и логики. Априори — независимость знания, представления от опыта. Независимость от опыта может пониматься как: 1) независимость в значимости;2) независимость в происхождении. Опыт может истолковываться как: а) любой, всякий опыт; б) опыт индивида в отличие от опыта человеческого рода; в) надындивидуальный опыт данной эпохи; г) актуальный опыт отдельного человека в его отличие от предшествующего опыта.
В связи с этими различениями возможны разные варианты значений априори: 1а) независимость от опыта связи субъекта и предиката в априорном синтетическом (И. Кант) и априорном аналитическом суждении (Кант, А. Мейнонг, М. Шлик), врожденное знание (отчасти Платон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц); 16) априорные представления индивида о пространстве и времени, понятийный каркас в априорной значимости для индивида (Г. Спенсер, К. Лоренц, Г. Фольмер, ряд марксистов) в отличие от апостериорной значимости для человеческого рода; 1в) историческая априорность (М. Фуко, К. Хюбнер): парадигма определенной эпохи, набор аксиом эпистемы, задающих поле и принципы исследования и меняющихся вместе с эпохой; 1г) обыденное употребление: предвидящее знание на основе предшествующего опыта с помощью аналогии и т.п.; 2а) чистые априорные представления: пространство, время (Кант); врожденное знание (отчасти Платон, Декарт, Лейбниц) — доопытное знание; 26) представления о пространстве и времени индивида, понятийный каркас в независимом от опыта индивида происхождении с т.зр. представителей эволюционной теории познания в отличие от апостериорного происхождения для человеческого рода; 2в) парадигма эпохи независима в своем происхождении от самой этой эпохи; 2г) знание, происходящее из предшествующего опыта человека по отношению к актуальному опыту (доопытное знание).
Априори предполагает свое применение в опыте и существует для опыта; сам опыт возможен лишь на основе априорного; лишь в единстве априорного и опытного в узком смысле и возможно знание. Опытное в этом смысле есть апостериори, эмпирическое. Апостериорным будет являться то, от чего не зависит априорное, оно будет соответственно менять свое значение вместе с изменением значения априорного.
О Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993; Фуко М. Слова и вещи. М., 1994; Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994; Гуссерль Э. Начала геометрии. М., 1996; Круглое А. Н. Понятие a priori в докантовской философии // Категории. 1997. № 3; Круглое А.N. О происхождении априорных представлений у И. Канта // Вопросы философии. 1998. № 10; Hartmann N. Das Problem des Apriorismus in der platonis-chen Philosophie. Berlin, 1935.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

АПРИОРИ и АПОСТЕРИОРИ
(от лат. a priori — из предшествующего; a posteriori — из последующего) — филос. понятия, обозначающие: априори — знание, предшествующее опыту, независимое от него и от всех впечатлений внешн. чувств; апостериори — знание, полученное из опыта. Эти термины были введены зап.-европ. ср.-век. мыслителями как соответствующие терминам Аристотеля (первый, более ранний) и (последующий, более поздний), используя к-рые, он различал в познании «первое по природе» и «первое для нас». Схоластики усилили гносеологич. значение этих понятий, называя «априорным» доказательство, выводящее заключение из общего принципа, причины или основания, а «апостериорным» — заключающее от результата и действия к причине или основанию. Впервые термины «a priori» и «a posteriori » стал употреблять в XV в. Альберт Саксонский, ученик Жана Буридана. В рационализме Нового времени А. и А. противопоставлялись. Так, Декарт и Лейбниц исходили из существования всеобщих и необходимых истин, к-рые существенно отличаются от случайных истин, полученных из опыта. Основу безусловной всеобщности и необходимости априорных истин (прежде всего в математике и теор. естествознании) классич. рационалисты усматривали в их несомненности и самоочевидности. Кант также пришел к выводу, что знание, к-рому присущи необходимость и всеобщность, носит внеэмпирич., т.е. априорный характер. Но если новоевроп. философы считали само содержание знания, заложенное в интеллекте, врожденным, хотя бы в виде задатков, то Кант полагал априорной только форму, т.е. способ организации знания. В «Критике чистого разума» понятия «А. и А.» употребляются в неск. значениях. Чистыми априорными, т.е. независимыми от всякого опыта, явл.: 1) формы чувственного созерцания — пространство и время; 2) категории рассудка, синтезирующие чувственные созерцания; 3) принципы и методы, имеющие целью установить условия и предпосылки познания, т.е. правила, по к-рым вообще возможен опыт (напр., «трансцендентальный метод»). Т.о., согласно Канту следует признать наличие априорных оснований не только в интеллекте, но и в чувственности и неразрывно связанном с ней опыте. След-но, априори — это формальное условие опытного знания, не отвлеченное от опыта, а только конституирующее понятие опыта. В свою очередь, апостериорными называются: 1) эмпирич. восприятия, упорядоченные формами чувственного созерцания; 2) продукты категориального синтеза рассудка; 3) всякое знание, возможное посредством опыта. В процессе познания, считал Кант, априорная форма наполняется апостериорным содержанием, придавая науч. знанию характер всеобщности и необходимости. Лит.: Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Там же. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И.Канта // Вопр. философии. 1998. № 10; Чернов С.А. Априоризм как философия субъекта // Кантовский сб.: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1987. Вып. 12; Gram M.S. Kant, Ontology and the A priori. Evanston, 1968. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

априори и апостериори
АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ (от лат. a priori — из предшествующего, и a posteriori — из последующего) — понятия, восходящие к аристотелевским терминам лротЕроу/ибтероу Значение терминов исторически существенно видоизменялось. Для Аристотеля А. и а. связаны с проблемой генезиса, временного порядка, первичного и последующего. В Средние века и в раннее Новое время априори есть доказательство от причин к следствиям, а апостериори — движение от следствий к причинам. Для Г.В. Лейбница априорным является знание на разумном основании; знание же, имеющее эмпирический источник, апостериорно. И. Кант интерпретирует априори как безусловно независимое от всякого опыта знание, являющееся всеобщим, необходимым, вневременно значащим; апостериори же является эмпирическим, опытным знанием. Кант различает аналитическое и синтетическое априори/ апостериори, подчеркивает формальный характер априори и материальный характер апостериори. У И.Г Фихте и Ф. Шеллинга преодолевается строгое кантовское различение А. и а.: они являются двумя способами рассмотрения одного и того же предмета. Э. Гуссерль интерпретирует априори как сущностную необходимость и сущностную всеобщность, абсолютно данные посредством сущностной интуиции.         В общем виде априори можно определить как независимость знания или представления от опыта. При этом независимость от опыта может пониматься как: 1) независимость в значимости; 2) независимость в происхождении. Опыт может истолковываться как: а) весь совокупный опыт; б) опыт индивида в отличие от опыта человеческого рода; в) надындивидуальный опыт данной эпохи; г) актуальный опыт отдельного человека в его отличии от предшествующего опыта. В связи с этими различениями возможны разные варианты значений априори: 1а) независимость связи субъекта и предиката в априорном синтетическом (Кант) и априорном аналитическом суждении (Кант, А. Мейнонг, М. Шлик), врожденное знание (Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц); 16) представления индивида о пространстве и времени, понятийный каркас в априорной значимости для индивида (Г. Спенсер, К. Лоренц, Г. Фольмер) в отличие от апостериорной значимости для человеческого рода; 1в) историческая априорность (М. Фуко, К. Хюбнер): парадигма определенной эпохи, набор аксиом, задающих поле и принципы исследования и меняющихся вместе с эпохой, эпистемы; 1г) обыденное употребление: предвидящее знание на основе предшествующего опыта с помощью аналогии и т.п.; 2а) врожденное (доопытное во временном значении) знание (Платон, Декарт, Лейбниц); первоначально приобретенные чистые априорные представления: пространство, время и категории (Кант); 26) представления индивида о пространстве и времени, понятийный каркас, происхождение которого независимо от опыта индивида (с точки зрения представителей эволюционной теории познания), в отличие от его апостериорного происхождения для человеческого рода; 2в) парадигма эпохи, независимая в своем происхождении от самой этой эпохи; 2г) знание, происходящее из предшествующего опыта человека, по отношению к актуальному опыту (доопытное знание). Априори предполагает свое применение в опыте и существует для опыта; сам опыт возможен лишь на основе априорного, лишь в единстве априорного и опытного в узком смысле и возможно знание. Опытное в этом смысле есть апостериори, эмпирическое. Апостериорное определяется всякий раз вторично, как то, что не является априорным, и соответственно меняет свое значение вместе с изменением априорного.         В19 в. для обозначения учений, принимающих идею априори в познании, действии, чувствовании, возникло понятие априоризма; речь может идти о теоретико-познавательном, логическом, этическом, эстетическом и других разновидностях априоризма. Первоначально различные его типы (психологический, физиологический, антропологический, логический и трансцендентально-логический) обозначали различные интерпретации кантовской философии. Наиболее важную роль априоризм играет в современной философии науки. Центральный тезис априоризма состоит в утверждении, что всякое познание действительности возможно только при наличии априорных условий. Различают несколько видов априоризма: абсолютистский (кантовского толка); методический ( Г. Динглер, П. Лоренцен, П. Яних, Ф. Камбартель, Ю. Миттельштрасс и др.), согласно которому структуры научного познания определяются посредством априорных условий, при каких вообще могут производиться измерения; формальный (М. Шлик, Р. Карнап и др. представители логического позитивизма), отрицающий существование синтетического априори и считающий априорной лишь формально истинную связь в аналитическом суждении; исторический (М. Фуко, К. Хюбнер), утверждающий вовлеченность априорного в историческое движение мысли и значимость априорного только в определенных исторических условиях; онто- и филогенетическое понимание априорности ( Г. Спенсер), согласно которому априорные формы и структуры истолковываются априорно значащими для индивида (онтогенетически) и апостериорно значащими для человеческого рода (филогенетически). Априоризм по-разному проявляется в отдельных научных дисциплинах; в науках, достигших теоретической зрелости, он выражен более отчетливо. Наиболее характерными чертами современного априоризма является увеличение сферы его применения, большая функциональность (в сравнении с Кантом), историзация и релятивизация.         А.Н. Круглое

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки