(Apostles Creed).
Многие столетия христиане верили в то, что авторами широко известного Символа веры, крый называют Апостольским, были двенадцать апостолов. Согласно древнему преданию, каждый из двенадцати сформулировал по одному положению и таким образом сложился Символ веры. Сегодня ученые понимают, что это легенда. Тем не менее многие люди продолжают считать этот Символ веры апостольским, поскольку содержащееся в нем учение соответствует теологическим воззрениям апостольской эпохи.
Имеющийся у нас Символ веры полностью сложился лишь к 700 г. н.э. Но некрые его фрагменты обнаружены в христианских сочинениях II в. Самым ранним предшественником Апостольского символа веры был древний Римский символ, сложившийся, вероятно, во второй пол. II в. Изучая Римский символ веры, можно оценить количество позднейших дополнений к тексту: "Верую в Бога Отца Вседержителя. И в Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, рожденного от Духа Святого и Марии Девы; распятого при Понтийском Пилате, и погребенного, и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого, в святую Церковь, в отпущение грехов и воскресение плоти ".
В более ранних отрывках из Символа веры, найденных учеными, сказано просто: "Верую в Бога Отца Вседержителя. И в Иисуса Христа, единородного Сына Божия, нашего Господа. И в Св. Духа, в святую Церковь и в воскресение плоти ".
Апостольский символ веры оказывал многостороннее влияние на жизнь Церкви. Новообращенные воспринимали его как исповедание веры, необходимое для того, чтобы войти в сообщество христиан. К-ром е того, наставления оглашаемым нередко строились на важнейших положениях Символа веры. Позднее, когда Апостольский символ стал "правилом веры", он помог сохранить целостность христианского учения в разных уголках христианского мира и отделить истинную веру от ересей. Апостольский символ веры использовали в различных сферах церковной жизни, что и обусловило расширение Римского символа. К VI или VIIв. Символ веры включили в литургию Западной церкви. Многие набожные люди стали читать его вместе с Молитвой Господней как часть утренней и вечерней молитвы. Протестантские церкви охотно приняли Символ веры, дополнили им свои вероучительные документы и использовали его в богослужении.
Тринитарный характер Апостольского символа веры совершенно очевиден. Прежде всего в нем утверждается вера в " Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли ". Но сердцевина Апостольского символа это исповедание "Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего", где особое внимание уделено обстоятельствам Его зачатия, рождения, страданий, распятия,воскресения,вознесения и грядущего суда. В третьей части исповедуется вера в Св. Духа. К этому тринитарному исповеданию добавлены положения, относящиеся к святой соборной Церкви, общению святых, прощению грехов, воскресению мертвых и вечной жизни.
Полемическая природа Апостольского символа веры также очевидна. Ударение, сделанное на единстве богоотцовства и вседержительства, опровергало взгляды Маркиона. Положение о человеческой природе и историчности Христа перечеркивали еретические воззрения маркионитов и докетов, считавших, что Христос не был полностью человеком и не мог родиться, страдать и умереть. Его зачатие от Св. Духа и рождение от Девы Марии, как и вознесение после воскресения, подтверждали Его божественную природу. И другие положения Апостольского символа могли быть добавлены с целью разрешения различных внутрицерковных кризисов. Исповедание относительно прощения грехов могло быть связано с проблемой грехов, совершенных после крещения, возникшей в III в. А пункт о святой соборной Церкви мог оформиться в полемикес донатистами.
Апостольский символ веры используют и сегодня как исповедание веры при крещении, как основу вероучения, как средство борьбы против ересей, как краткое изложение веры и часть богослужения. В современную эпоху он остается самым распространенным исповеданием веры у христиан.
O.G. Oliver, Jr. (пер. А. К.) Библиография: J.N.D. Kelly, Early Christian Creeds; W. Barclay, The Apostles Creed for Everyman: S. Barr, From the Apostles Faith to the Apostles Creed; P. Fuhrmann, The Great Creeds of the Church; W. Panncnberg, The ApostlesCreed in the Light of Todays Questions; J. Smart, The Creed in Christian Teaching; ?. B. Swete, The Apostles Creed; H. Thielicke, I Believe: The Christians Creed; B. F. Westcott, The Historic Faith.
См. также: Символ, Символы веры.