АПОРИЯ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АПОРИЯ
трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Апория
греч. aporia – затруднение, безвыходное положение) – понятие древнегреческой философии для обозначения трудноразрешимой проблемы.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

АПОРИЯ
[от греч. а — нет + poros — выхода] — непреодолимое в составе теории затруднение в решении проблемы. Проблемный метод предполагает выявление А. и ее последующее преодоление. См. проблема.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

АПОРИЯ
(Aporie; от греч. а — «не» и poros — «дорога, мост») — бездорожье, безвыходное положение, невозможность достигнуть разрешения проблемы, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия; см. также Антиномия, Скепсис.
G. Thines. L’a., Bruxelles, 1974.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Апория
от греч. aporia, букв. — безвыходность) — в античной философии — логическое затруднение, неразрешимая проблема, обусловленная неявно содержащимся в ней (в самом предмете или в употребляемых понятиях) противоречием, с наличием аргумента против очевидного, общепринятого. Особую известность получили апории элейского философа Зенона «Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес», «Стадион» и др.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

АПОРИЯ
(греч. aporia) – парадоксальное по своей логической очевидности и неподтверждаемости привычным опытом суждение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. Известны апории, выдвинутые Элейской школой древнегреческой философии (VI–V вв. до н. э.), прежде всего Зеноном, обнаружившим необъяснимую для того времени диалектическую противоречивость понятий движения, пространства, времени (апории «Стрела», «Ахилл», «О множественности вещей» и др.).

Источник: Краткий философский словарь.

Апория
Неразрешимое противоречие; трудность, непреодолимая для мысли. Например, апорией является вопрос о происхождении бытия. Всякое происхождение подразумевает уже нечто сущее, то есть какое‑то бытие, следовательно, объяснить одно другим нельзя. Апория – своего рода загадка, но скорее логического, чем мистического или духовного характера. Это или проблема, от решения которой приходится отказаться, во всяком случае временно, или тайна, не вызывающая желания поклоняться.

Источник: Философский словарь.

Апория

(Греч. aporia – затруднение) – термин, введенный в философию Платоном для обозначения трудноразрешимой проблемы. Аристотель дает ему строгое определение: она есть “равенство (равнозначность) противоположных заключений”. В философии элейской школы, хотя этот термин не используется, но приводятся конкретные виды апорий, как неразрешаемых противоречий в высказываниях относительно одного и того же предмета. Например, о единстве и множественности бытия, о прерывности и непрерывности пространства, времени, движения и т. д.

Источник: Философия, практическое руководство

Апория
(греч. aporia – затруднение, недоумение) – термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа). Наиболее известны апории, исходящие от Зенона Элейского: «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий». Апории Зенона подчеркивают относительный и противоречивый характер математических описаний реальных процессов движения, необоснованность претензий на «адекватность» («изоморфизм») каких бы то ни было математических отображений физических процессов и, наконец, спорность устоявшихся мнений об однозначной определенности таких фигурирующих в них понятий, как, например, натуральный ряд чисел. Это трудноразрешаемая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АПОРИЯ
(aporia — безвыходное положение, недоумение) — термин, с помощью которого античные философы фиксировали противоречия в осмыслении движения, времени и пространства; между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом; любые непреодолимые логические затруднения. Ряд А. создал Зенон, считавший, что всякое понятие о движении противоречиво, следовательно, неистинно. Важнейшие из А. — «Летящая стрела», «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха» — сводятся к общему доказательству, сформулированному Зеноном: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху вследствие того, что Ахиллес, находясь в начале движения позади черепахи, должен вновь и вновь проходить то расстояние, которое ранее уже прошла черепаха. В А. пространство видится лишь как сумма отдельных отрезков и не раскрываются взаимосвязь времени и пространства, единство прерывности и непрерывности, актуализируемое в движении (см. Зенон из Элеи).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

АПОРИЯ
от греч. а – отрицательная частица и – дорога, мост): затруднение, безвыходность. Под апорией понимается трудная и неразрешимая проблема, связанная с возникновением противоречия. Внутри апории рождается возражение против очевидного, указывающее на невозможность достичь решения проблемы в рамках обыденных представлений, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия. Наиболее известны апории, восходящие к древнегреческому философу Зенону Элейскому. В качестве самой известной назовем апорию «Ахилл и черепаха». В противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл, персонаж греческой мифологии, не может догнать черепаху, так как, пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха все же успеет проползти некий отрезок пути. Пока он будет пробегать этот отрезок, она отползет еще немного и т. д., до бесконечности. Другая апория «Стрела»: летящая стрела покоится. Действительно, в каждый момент времени стрела, находясь в пространстве полета, занимает фиксированное, равное своей длине место и, следовательно, покоится. Если это так, то как может бесконечная сумма «покоев» дать движение?

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АПОРИЯ
греч. aporia — безвыходное положение) — понятие, означающее в древнегреч. философии трудноразрешимую проблему. А. возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие. А. принято называть рассуждения Зенона Элейского (сам он не употребляет этот термин) о невозможности движения. В А. “Дихотомия” утверждается, что, прежде чем пройти к.-л. расстояние, необходимо пройти его половину; чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т. д. до бесконечности. Отсюда делается вывод: движение и не может начаться. В А. “Ахилл и черепаха” говорится, что быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, т. к. за то время, пока бегун достигает того места, где находилась черепаха в момент “старта”, черепаха успеет продвинуться на какое-то расстояние вперед, и т. д. Верно подметив противоречивость движения, но, не поняв единства его противоположных моментов, Зенон сделал вывод о немыслимости, а тем самым о невозможности движения вообще. Философский смысл термин “А.” впервые принимает у Платона и у Аристотеля. Последний дает определение этого термина как “равенства противоположных заключений”. К А. близки кантовские антиномии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АПОРИЯ
(греч. аропа — затруднение) — трудноразрешимое или безвыходное положение, возникшее в результате противоречия в рассуждениях. Классическим примером А. считаются парадоксы древнегреческого философа Зенона Элейского, пытавшегося с их помощью доказать невозможность движения. Напр., летящая стрела каждый миг занимает какое-то определенное место, равное самому себе. Но так как для всякого перемещения предмета необходимо место большее, чем то, какое занимает этот предмет, то движущаяся стрела, по мнению Зенона, неподвижна. Зенон обнаружил противоречивый характер движения, выразившийся в том, что движущееся тело должно одновременно быть там, где оно есть, и там, где его нет. Поскольку это противоречие, по его мнению, невозможно, то никакого движения не существует. Рассуждения Зенона оказали большое влияние на многих позднейших философов (Антиномия). Научное разрешение апорий возможно на основе материалистической диалектики. Движение она рассматривает как единство противоположностей — прерывности и непрерывности, т. к. движущееся тело одновременно находится и не находится в данной точке траектории. Но именно в силу своей противоречивой природы движение оказывается возможным, существует объективно. В основе трактовки апорий как неразрешимых проблем лежит характерное для метафизики отрицание противоречивости бытия и сознания.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

АПОРИЯ
?????? – затруднение, недоумение) – термин, часто обозначавший у древнегреч. философов трудно разрешимую или даже не могущую быть разрешенной проблему. У досократиков этот термин встречается редко и притом в смысле просто затруднения или трудности вообще. Впервые отчетливый филос. смысл этот термин получает у Платона (Phaed. 84 С; Phileb. 15 С), к-рый употребляет его и в смысле сомнения и затруднения, и в смысле постановки трудноразрешимой проблемы. Таковы, напр., места в Soph. 238 А, 249 D. У Аристотеля дается точное определение А.: она есть "равенство (равнозначность) противоположных заключений" (Тор. VI 6, 145 в 2). Аристотель понимал здесь под А. то, откуда начинается исследование предмета. Так, с А. он начинал исследование о душе (De an. I 2, 403 в 20), о времени (Phys. IV 10, 217 в 30) или о месте (там же, V 1, 208 а 34). Для каждого исследования существуют свои собственные А. (Eth. Eud. ? 3, 1215 а 3). Несколько другой смысл вносится в этот термин, когда говорят об апориях Зенона. Хотя у самого Зенона Элейского термин этот не употреблялся, но отнесение его к зеноновым доказательствам невозможности движения предполагает, что А. есть неразрешимое противоречие. В таком же смысле говорят и об А. у греч. скептиков (см. Скептицизм), отрицающих познаваемость вещей. Понятие А. явилось, т.о., одной из форм проявления диалектич. тенденции в др.-греч. философии.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АПОРИЯ
понятие древнегреческой философии для обозначения трудно- или неразрешимой проблемы. Досократики употребляли термин «апория» как синоним затруднения, однако отчетливый философский смысл апория приобретает у Платона как постановка трудноразрешимой проблемы, а также у Аристотеля как «равенство противоположных друг другу доводов» (Топика, VI, 6, 145 b 2). Согласно последнему, каждое исследование должно начинаться со своей апории.
В истории философии понятие «апория» оказалось неразрывно связано со знаменитыми рассуждениями Зенона Элеиского (хотя сам он этот термин не употреблял), которыми он доказывал немыслимость движения — «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион». Напр., согласно апории «Дихотомия» движение не может начаться, потому что движущийся предмет, прежде чем дойти до конца пути, должен будет дойти до половины, но чтобы дойти до половины, он должен дойти до половины половины пути и так до бесконечности. Т. о., если пространство бесконечно и непрерывно делимо, то движение не сможет начаться. Но если пространство прерывно, движение все равно невозможно, что доказывает апория, «Стрела»: летящая стрела покоится, поскольку движущийся предмет всегда занимает равное самому себе место, т. е. каждый данный момент в этом месте покоится, а потому и вообще неподвижен. Апории возникают на основе диалектического противоречия—прерывности и непрерывности пространства и времени. Особенно активно апории использовались скептиками для доказательства невозможности какого-либо суждения. См. ст. Зенон Элейский и лит. к ней. О. В. Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия

АПОРИЯ
(греч. ?????? — затруднение, безвыходность, от ? — отрицат. частица + ????? — выход) — трудно или вовсе неразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между опытными данными и их осмыслением, с наличием аргумента против очевидного. Наиболее известны А. др.-греч. философа Зенона Элейского. А. «Ахилл»: в противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл не сможет догнать черепаху, т.к. пока он преодолеет разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти нек-рый отрезок пути, а пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного проползет и т.д. В А. «О множественности вещей» говорится, что любая вещь состоит из мн-ва вещей, и это противоречиво, поск. тогда вещь должна иметь либо бесконечные размеры, если число составляющих ее вещей бесконечно, либо вообще не иметь размеров, если бесконечно делимы вещи, ее составляющие. А. «Стрела»: если стрела в каждый момент своего полета занимает отрезок пространства, равный длине самой стрелы, то необходимо допустить, что в любой из моментов она покоится, а покой тождествен движению, к-рое, след-но, вообще невозможно. В зеноновских А. подчеркивается относительный и противоречивый характер движения и его матем. описаний, необоснованность претензий на полную адекватность и спорность привычных мнений об однозначной определенности фигурирующих в них понятий. Лит.: Панченко А.И. Апории Зенона и современная философия // Вопр. философии. 1971. № 7; Яновская С.А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «Апории Зенона»? // Яновская С.А. Методологические проблемы науки. М., 1972; Цехмистров И.З. Апории Зенона глазами XX в. // Вопр. философии. 1966. № 3. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АПОРИЯ
от греч. aporia - затруднение, недоумение)
- трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны А., сформулированные древнегреч. философом Зеноном Элейским (ок. 490 - ок. 430 до н. э.). В А. "Ахилл" говорится о том, что быстроногий Ахилл не способен догнать медлительную черепаху, так как, пока он пробежит разделяющее их расстояние, она проползет немного, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т. д. А. "Дихотомия" говорит, что, прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти его половину, а до этого - половину половины и т. д.; процесс такого деления бесконечен, поэтому тело вообще не может начать двигаться или, если оно уже движется, движение не может окончиться.
Эти и подобные им А. теперь признаются подлинными парадоксами, связанными, в частности, с описанием движения. А. близка к антиномии, но отличается от последней. Антиномия представляет собой обоснование двух несовместимых утверждений, одно из которых отрицает другое. А. же выдвигает и обосновывает положение, явно противоречащее опыту.
А. обычны и в современном мышлении. Всякий раз, когда принятая и хорошо апробированная теория вдруг резко расходится с достаточно твердо установленными фактами, можно говорить о возникновении затруднения, называвшегося в древности А. Напр., устойчивость мира является очевидным фактом. Одни и те же вещества постоянно выступают с одними и теми же свойствами, образуются одни и те же кристаллы, возникают одни и те же соединения и т. п.
Вместе с тем с точки зрения классической механики Ньютона такая устойчивость является в принципе недостижимой. Н. Бор указывал, что именно размышление над данным затруднением заставило его отказаться от классической механики при объяснении внутреннего строения атома. Это противоречие между тем, что дано в наблюдении, и тем, что предписывает ньютоновская механика, является типичной А.

Источник: Словарь по логике

АПОРИЯ
трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны А., восходящие к др.-греч. философу Зенону Элейскому. В А. «О множественности вещей» говорится о возможности мысленного представления вещей в виде множеств, причем Зенону приписывается мнение о противоречивости такого представления: поскольку для разделения двух вещей нужна третья вещь и т. д., то каждая вещь может мыслиться в виде бесконечного множества вещей, но тогда она - вопреки очевидности - либо должна иметь бесконечные размеры (если составляющие вещи имеют размеры), либо вовсе не иметь размера (если таковы составляющие). А. «Дихотомия» (разделение на два): прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а еще до этого - четверть и т.д.; поскольку процесс такого деления бесконечен, то тело вообще не может начать двигаться (или движение не может окончиться). А. «Ахилл»: в противоречии с чувств. опытом быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, т. к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти нек-рый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т. д. А. «Стрела»: если считать, что пространство, время и процесс движения состоят из нек-рых «неделимых» элементов, то в течение одного такого «неделимого» тело (напр., стрела) двигаться не может (ибо в противном случае «неделимое» разделилось бы), а поскольку «сумма покоев не может дать движения», то движение вообще невозможно, хотя мы его на каждом шагу наблюдаем.
Эти и др. зеноновские А. подчеркивают относит. и противоречивый характер математич. описаний реальных процессов движения, необоснованность претензий на полную адекватность (изоморфизм; см. Изоморфизм и гомоморфизм) таких описаний и спорность привычных мнений об однозначной определенности фигурирующих в них понятий. Ни один из формализов. способов анализа и разрешения выявленных в А. противоречий, возникающих при отображении движения, не может претендовать на общепринятость. Проблематика, связанная с А., исследуется в тесной связи с др. проблемами логики и теории познания.

Источник: Советский философский словарь

Апория
от греч. a – отрицательная приставка и poros – выход) – проблема, возникающая в результате противоречия между непосредственным опытом и теоретическим анализом. Решение таких проблем возможно в двух направлениях. 1. Уточнение интерпретации данных опыта, когда они приводятся в соответствие с областью другой теории. «Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, / Однако ж прав упрямый Галилей» (А.Пушкин). Это наблюдение ошибочно в соотношении с физической теорией, доказывающей движение Земли вокруг Солнца. Но оно верно в соотношении с теоретическим анализом человеческого восприятия. 2. Доказательство ошибочности теоретических положений, несогласующихся с данными опыта. Это можно проиллюстрировать на классических апориях Зенона. А. «Дихотомия»: прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а до этого – четверть и т.д.; поскольку процесс такого деления бесконечен, то тело вообще не может начать двигаться или процесс движения не может окончиться. А. «Ахилл»: в противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, так как пока он пробежит разделяющее их расстояние, она успеет проползти некоторый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного проползет и т.д. В коррелятивной онтологии показывается, что бесконечность деления пространства (и любого другого вида деления) и скорость движения во времени, как и все сущее, существует не вообще, но всегда в определенном соотношении (корреляте). Бесконечная делимость существует как возможность, но актуально, как действительность, она всегда возможна или невозможна для определенных средств и способов деления, т.е конечна. Чтобы стрелка на циферблате весов с ценой деления в 5 гр. пришла в движение, не требуется делить этот вес, так как именно он является конечным «шагом», сответствующим данной ситуации, и возможность деления в соотношении с поставленной задачей (т.е актуально, а не «вообще») не существует. Точно так же «шаги» черепахи не существуют в соотношении с масштабом пространственно-временного «шага» Ахилла. - Сагатовский В.Н. Об интервальном подходе к парадоксам / Диалектика и стиль мышления. Севастополь. 1983.

Источник: Философские категории авторский словарь

Апория
(от греч. a – отрицательная приставка и poros – выход) – проблема, возникающая в результате противоречия между непосредственным опытом и теоретическим анализом. Решение таких проблем возможно в двух направлениях. 1. Уточнение интерпретации данных опыта, когда они приводятся в соответствие с областью другой теории. «Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, / Однако ж прав упрямый Галилей» (А.Пушкин). Это наблюдение ошибочно в соотношении с физической теорией, доказывающей движение Земли вокруг Солнца. Но оно верно в соотношении с теоретическим анализом человеческого восприятия. 2. Доказательство ошибочности теоретических положений, несогласующихся с данными опыта. Это можно проиллюстрировать на классических апориях Зенона. А. «Дихотомия»: прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а до этого – четверть и т.д.; поскольку процесс такого деления бесконечен, то тело вообще не может начать двигаться или процесс движения не может окончиться. А. «Ахилл»: в противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, так как пока он пробежит разделяющее их расстояние, она успеет проползти некоторый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она ещё немного проползет и т.д. В коррелятивной онтологии показывается, что бесконечность деления пространства (и любого другого вида деления) и скорость движения во времени, как и все сущее, существует не вообще, но всегда в определенном соотношении (корреляте). Бесконечная делимость существует как возможность, но актуально, как действительность, она всегда возможна или невозможна для определенных средств и способов деления, т.е конечна. Чтобы стрелка на циферблате весов с ценой деления в 5 гр. пришла в движение, не требуется делить этот вес, так как именно он является конечным «шагом», сответствующим данной ситуации, и возможность деления в соотношении с поставленной задачей (т.е актуально, а не «вообще») не существует. Точно так же «шаги» черепахи не существуют в соотношении с масштабом пространственно-временного «шага» Ахилла.
Ист.: Сагатовский В.Н. Об интервальном подходе к парадоксам / Диалектика и стиль мышления. Севастополь. 1983.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

АПОРИЯ
греч. а — отрицательная частица, poros — выход, aporia — безвыходное положение, затруднение, недоумение) — термин, f помощью которого античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в осмыслении движения, времени и пространства; между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом; любые непреодолимые логические затруднения. Ряд А. — доказательств, направленных против признания истинности движения, создал Зенон (5 в. до н.э.) представитель школы элеатов. Он считал, что всякое понятие о движении противоречиво, следовательно — не истинно. Важнейшие из А. Зенона — "Летящая стрела", "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", сводятся к общему доказательству, сформулированному им самим: "Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет." Согласно А. "Летящая стрела покоится" путь движения стрелы состоит из суммы точек покоя. В каждой точке движения стрела находится в состоянии покоя. Из ряда состояний покоя движение возникнуть не может. Аргумент "Дихотомия", направленный на доказательство неистинности движения, состоит в следующем. Для того, чтобы пройти расстояние от точки А до точки В, человек должен сначала пройти половину намеченного расстояния. Но прежде чем пройти половину расстояния, он должен пройти половину этой длины, а для этого — половину оставшейся половины и т.д. Иначе, для того, чтобы осуществить движение на ограниченном пространстве, человек должен пройти бесконечное количество частей этого пространств, следовательно, он никогда не дойдет до точки, к которой стремится. Такого рода деление пространства Гегель назвал "дурной бесконечностью". В А. "Ахиллес и черепаха" Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, вследствие того, что Ахиллес, находясь в начале движения позади черепахи, должен вновь и вновь проходить то расстояние, которое ранее уже прошла черепаха: за то время, пока Ахиллес преодолеет отделяющее его от черепахи расстояние, черепаха проползет половину этого расстояния; преодолеет Ахиллес половину, а черепаха отползет еще на одну четверть и т.д. до бесконечности. В этих и других А. Зенон видит в пространстве лишь сумму отдельных отрезков, не умея раскрыть диалектическую взаимосвязь времени и пространства, единство их прерывности и непрерывности, актуализируемое в движении.
С.В. Воробьева

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
202.60 кб

Апория трансцендентальных оснований субъект-объектного дуализма теоретического знания

Антаков Сергей Мирославович
Термин «апория» служит далее для обозначения парадоксов и антиномий, природа которых находится в непосредственной связи с проблемой отношения бытия и мышления и лежит в трансцендентальных основаниях субъект-объектного дуализма тео
Читать PDF
309.05 кб

Апория судьбы или были ли греки фаталистами?

Денисова Татьяна Юрьевна
В статье прослеживается эволюция концепта судьбы в античной мифологической и философской космологии и онтологии.
Читать PDF
224.04 кб

Мышление после революции: апория оснований

Богатов Михаил Александрович
Цель статьи рассмотрение уникальной ситуации, в которой оказалась теоретическая мысль после революции.
Читать PDF
161.87 кб

Апории реалистической герменевтики Джона Уиклифа

Соколов Павел Валерьевич
Предметом исследования в настоящей статье является влияние логико-метафизических теорий Позднего Средневековья на герменевтическую методологию в экзегезе одного из самых известных толкователей Писания этого периода Джона Уиклифа (
Читать PDF
179.81 кб

Апории Парменида и судьба западной культуры

Антаков С. М.
Анализ учения элеатов в перспективе дальнейшего развития метафизики и логики позволяет говорить о фундаментальной «антиномии Парменида» и исследовать некоторые ее выражения в истории европейской культуры.
Читать PDF
197.51 кб

Понятие изначальной временности у М. Хайдеггера: апории (на материале «Бытия и времени») часть 2. Бы

Артёменко Наталья Андреевна
В статье проводится критическое исследование философии М. Хайдеггера в аспекте проблемы временности Dasein.
Читать PDF
305.37 кб

Понятие изначальной временности у М. Хайдеггера: апории (на материале «Бытия и времени») часть 1. Ха

Артёменко Наталья Андреевна
В статье проводится критическое исследование философии М. Хайдеггера в аспекте проблемы временности Dasein.
Читать PDF
20.43 мб

Апории Зенона и антиномии искусствознания

Власов Виктор Георгиевич
Рассматриваются противоречия терминологии искусствознания, проводится их сопоставление с апориями логического мышления, сформулированными древнегреческим философом Зеноном Элейским.
Читать PDF
667.37 кб

ЭПИСТЕМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АПОРИИ НЕОЖИДАННОГО ЭКЗАМЕНА

Борисов Евгений Васильевич
В статье рассматривается апория, известная в литературе как «парадокс неожиданного экзамена». Предлагается решение данной апории, основанное на учете того факта, что рассуждения агента изменяют его эпистемическое состояние.

Похожие термины:

  • апория (от греч. Затруднительная безвыходная ситуация)

    рассуждение, высвечивающее противоречие между тем, что кажется интуитивно очевидным с позиций «здравого смысла» (кажущимся наглядным, непосредственно достоверным), и тем, что обнаруживается в ре
  • АПОРИИ

    безвыходное положение») - понятие, введенное в обиход Зеноном из Элеи, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает в результате наличия заложенного в по
  • Зенон Элейский: апории в свете проблемы бытия

    Зенон Элейский (акмэ — середина V в. до н.э.) — фигура значительная, но и по-своему экстравагантная. Диоген Лаэртий сообщает: „Был он человеком исключительных достоинств и в философии, и в политичес
  • АПОРИИ ЗЕНОНА

    ряд трудноразрешимых проблем, связанных с абсолютизацией одной из диалектически взаимосвязанных противоположностей. Из всех апорий Зенона1 из Элеи наибольшую известность уже в древности получи
  • АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО

    апории, сформулированные Зеноном из Элей (Vb. до н.э.). Наиболее известными из них являются три, приводимые ниже. В апории «Дихотомия» вопреки очевидным опытным данным доказывается невозможность сущ