Апофатика и катафатика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Апофатика и катафатика
от греч. apofatikos – отрицательный и katafatikos – положительный)– направления в теологии. А. трицает возможность каких-либо определений бога в силу его абсолютной трансцендентности, по существу рассматривая бога как божество. К. признает законность описания бога, определения его через предикаты, которые, однако, мыслятся метафорически, так как даются по принципу «аналогии бытия». Если при этом не проводится четкое различение бога и божества (а чаще всего так и происходит), то проводимое таким образом описание может результироваться в следующих вариантах. 1. Антропоморфное описание. 2. Символическое выражение переживаний по поводу присутствия Духа в душе (трансценденции в экзистенции). 3. Гипотетическое описание возможного «суперсубъекта». 4. Угадывание в описании Абсолюта свойств и отношений, присущих какому-либо конкретному процессу (диалектический материализм, например, видит в Гегелевской концепции Абсолюта описание пути человечекого познания). - Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии в 3-х частях (философские оснвы мировоззрения) Ч. 2: Онтология. СПб. 1999. С. 156-189.

Источник: Философские категории авторский словарь

Апофатика и катафатика
(от греч. apofatikos – отрицательный и katafatikos – положительный)– направления в теологии. А. трицает возможность каких-либо определений бога в силу его абсолютной трансцендентности, по существу рассматривая бога как божество. К. признает законность описания бога, определения его через предикаты, которые, однако, мыслятся метафорически, так как даются по принципу «аналогии бытия». Если при этом не проводится четкое различение бога и божества (а чаще всего так и происходит), то проводимое таким образом описание может результироваться в следующих вариантах. 1. Антропоморфное описание. 2. Символическое выражение переживаний по поводу присутствия Духа в душе (трансценденции в экзистенции). 3. Гипотетическое описание возможного «суперсубъекта». 4. Угадывание в описании Абсолюта свойств и отношений, присущих какому-либо конкретному процессу (диалектический материализм, например, видит в Гегелевской концепции Абсолюта описание пути человечекого познания).
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии в 3-х частях (философские оснвы мировоззрения) Ч. 2: Онтология. СПб. 1999. С. 156-189.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.