АПОДИКТИЧЕСКИЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аподиктический
Аподиктическим принято называть нечто несомненное и совершенно доказанное.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Аподиктический
(άπό от, δείκνυμι доказываю, доказательный). Аподиктическим принято называть нечто несомненное и совершенно доказанное.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

АПОДИКТИЧЕСКИЙ
(apodiktisch; от греч. apodeiktike [episteme] — «наука, служащая доказательству») — неопровержимый, безусловно правильный. Аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АПОДИКТИЧЕСКИЙ
греч. аро deiktikos — убедительный) — термин для обозначения того, что доказуемо непререкаемым образом, для обозначения абсолютно достоверного знания. Этим термином Аристотель обозначает строго необходимое, дедуктивно выводимое доказательство из безусловно истинных посылок. Так, силлогизм он рассматривает как орудие аподиктического знания. Термин “А.” обозначает суждения необходимости в отличие от суждений возможности (проблематических) и суждений действительности (ассерторических).

Источник: Философский энциклопедический словарь

АПОДИКТИЧЕСКОЕ
речь идет о высказывании, отличающемся необходимостью, так что отрицание его невозможно. По Канту, суждение является аподиктическим, когда утверждение или отрицание рассматриваются как необходимые. Например: «всякая окружность имеет центр». Предикат с необходимостью вытекает из субъекта («Критика чистого разума», I, 1, 1.). По Гуссерлю, речь здесь идет о всякой абсолютно очевидной истине, т.е. о такой, которая не оставляет места для сомнений. Кант противопоставляет аподиктические суждения ассерторическим и проблематическим.

Источник: Философский словарь

АПОДИКТИЧЕСКИЙ
филос. термин, обозначающий высшую степень логич. достоверности знания и характеризующий непреложную необходимость содержания тех или иных суждений и высказываний. Достоверность аподиктич. суждений вытекает из доказат. обоснования, восходящего к истинным положениям, и поэтому не может быть усмотрена непосредственно из формы суждения. Специфику аподиктич. суждений впервые исследовал Аристотель, к-рый отличал от них суждения «диалектические», т. е. вероятностные, указывающие на возможность противоположного тому, что в них утверждается. Последующая эволюция понятия А. связана с развитием формальной (в частности, модальной) логики.

Источник: Советский философский словарь

Аподиктический
Логически необходимый, например, в доказательстве (термин происходит от греческого apodeiktikos, что значит доказательный). Одновременно эпитетом аподиктический называют один из модусов суждения. То или иное высказывание может быть ассерторическим (если сводится к сообщению факта), проблематическим или гипотетическим (если сообщает о возможности) и, наконец, аподиктическим (если выражает необходимость). Следует различать между собой эти два значения термина «аподиктический», поскольку первое выражает достоверность, чего нельзя сказать о втором. Достоверность высказывания зависит не от модуса суждения, а от надежности доказательства. Любое высказывание – ассерторическое («Бог существует»), проблематическое («Возможно, Бог существует») или аподиктическое («Бог не может не существовать») – является достоверным только в том случае, если его доказательство носит аподиктический характер, иначе говоря, если оно действительно является доказательством. Это объясняет, почему можно сомневаться в необходимости или достоверности факта и быть уверенным в вероятности чего‑либо.

Источник: Философский словарь.

АПОДИКТИЧЕСКИЙ
от греч. apodeiktikos - доказательный, убедительный)
- безусловно достоверный, основанный на необходимости, неопровержимый. В традиционной логике принято разделять суждения по модальности, т. е. по характеру связи между субъектом и предикатом, на три вида: вероятностные - "5, вероятно, есть Р", ассерторические - "S есть Р" и А. - "S необходимо есть Р". В суждениях первого вида отражаются возможные связи между субъектом и предикатом, напр.: "Илиада" есть, вероятно, продукт коллективного творчества"; ассерторическое суждение утверждает наличие действительно существующей связи между субъектом и предикатом, напр.: "Киев расположен на берегу Днепра"; А. суждение выражает необходимую связь субъекта и предиката: "Вокруг проводника, по которому проходит электрический ток, возникает магнитное поле".
Если ассерторические суждения используются для констатации фактов, то в А. суждениях выражаются законы природы. Различие между первыми и вторыми не может быть усмотрено из самой формы суждений и является не вполне определенным. Необходимость А. суждения должна быть обоснована с помощью теоретического доказательства.

Источник: Словарь по логике

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Роль идеальных образов в обосновании аподиктического знания

Смирнова Елена Дмитриевна
В статье рассматриваются проблемы, касающиеся определения роли идеальных образов («объектов») в обосновании аподиктического, математического знания, а также поднимается вопрос о характере и истоках этих идеальных образов.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменологические поиски аподиктического знания

Шилков Ю. М.
Читать PDF
0.00 байт

Аристотелевская аподиктическая силлогистика: метод получения избыточной информации; фрагментарность

Мчедлишвили Л. И.
The article exemines some defects of the Aristotelian theory of apodeictic syllogisms. 1) To demonstrate the invalidity of some mixed apodeictic moods, for example Barbara (An. Pr.
Читать PDF
0.00 байт

Аподиктическое и гипотетическое в «Искусстве предположений» Николая Кузанского

Цыпина Лада Витальевна
Статья описывает соотношение аподиктического и гипотетического в «искусстве предположений» Н. Кузанского и обосновывает конъектуральный характер «ученого незнания».
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме обоснования аподиктического знания

Войшвилло Е.К.
A discussion presented in this paper concerns the relationship between the rival views on fundamental problem of apodictic knowledge justification. The ideas reviewed here mostly date back to I. Kant and D. Hilbert.
Читать PDF
0.00 байт

К семантике аподиктической силлогистики Аристотеля

Мчедлишвили Л.И.
The aim of this article is to show that Aristotle's apodeictic syllogistic is a fragment of a one-place predicate extension of the propositional modal system T.
Читать PDF
0.00 байт

Дихотомия de re – de dicto и аподиктическая силлогистика

Владимир Ильич Маркин
Силлогистика Аристотеля является модальной дедуктивной системой, ассерторическая силлогистика составляет очень узкий ее фрагмент.

Похожие термины:

  • АПОДИКТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ

    от греч. ???????????? – убедительный), или с у ж д е н и е необходимости, – суждение, в к-ром утверждается необходимость чего-либо. Напр., "человеческому организму необходима пища". В предложении, выражающе
  • аподиктические суждения

    АПОДИКТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ (от греч. ароdeixis — доказательство) — тип суждений традиционной классической логики, характеризующихся их модальностью. У Канта А. с. являются одним из трех видов суждений