АПОДИКТИЧЕСКИЙ
Аподиктический
Аподиктическим принято называть нечто несомненное и совершенно доказанное.
Аподиктический
(άπό от, δείκνυμι доказываю, доказательный). Аподиктическим принято называть нечто несомненное и совершенно доказанное.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
АПОДИКТИЧЕСКИЙ
(apodiktisch; от греч. apodeiktike [episteme] — «наука, служащая доказательству») — неопровержимый, безусловно правильный. Аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АПОДИКТИЧЕСКИЙ
греч. аро deiktikos — убедительный) — термин для обозначения того, что доказуемо непререкаемым образом, для обозначения абсолютно достоверного знания. Этим термином Аристотель обозначает строго необходимое, дедуктивно выводимое доказательство из безусловно истинных посылок. Так, силлогизм он рассматривает как орудие аподиктического знания. Термин “А.” обозначает суждения необходимости в отличие от суждений возможности (проблематических) и суждений действительности (ассерторических).
Источник: Философский энциклопедический словарь
АПОДИКТИЧЕСКОЕ
речь идет о высказывании, отличающемся необходимостью, так что отрицание его невозможно. По Канту, суждение является аподиктическим, когда утверждение или отрицание рассматриваются как необходимые. Например: «всякая окружность имеет центр». Предикат с необходимостью вытекает из субъекта («Критика чистого разума», I, 1, 1.). По Гуссерлю, речь здесь идет о всякой абсолютно очевидной истине, т.е. о такой, которая не оставляет места для сомнений. Кант противопоставляет аподиктические суждения ассерторическим и проблематическим.
Источник: Философский словарь
АПОДИКТИЧЕСКИЙ
филос. термин, обозначающий высшую степень логич. достоверности знания и характеризующий непреложную необходимость содержания тех или иных суждений и высказываний. Достоверность аподиктич. суждений вытекает из доказат. обоснования, восходящего к истинным положениям, и поэтому не может быть усмотрена непосредственно из формы суждения. Специфику аподиктич. суждений впервые исследовал Аристотель, к-рый отличал от них суждения «диалектические», т. е. вероятностные, указывающие на возможность противоположного тому, что в них утверждается. Последующая эволюция понятия А. связана с развитием формальной (в частности, модальной) логики.
Источник: Советский философский словарь
Аподиктический
Логически необходимый, например, в доказательстве (термин происходит от греческого apodeiktikos, что значит доказательный). Одновременно эпитетом аподиктический называют один из модусов суждения. То или иное высказывание может быть ассерторическим (если сводится к сообщению факта), проблематическим или гипотетическим (если сообщает о возможности) и, наконец, аподиктическим (если выражает необходимость). Следует различать между собой эти два значения термина «аподиктический», поскольку первое выражает достоверность, чего нельзя сказать о втором. Достоверность высказывания зависит не от модуса суждения, а от надежности доказательства. Любое высказывание – ассерторическое («Бог существует»), проблематическое («Возможно, Бог существует») или аподиктическое («Бог не может не существовать») – является достоверным только в том случае, если его доказательство носит аподиктический характер, иначе говоря, если оно действительно является доказательством. Это объясняет, почему можно сомневаться в необходимости или достоверности факта и быть уверенным в вероятности чего‑либо.
Источник: Философский словарь.
АПОДИКТИЧЕСКИЙ
от греч. apodeiktikos - доказательный, убедительный)
- безусловно достоверный, основанный на необходимости, неопровержимый. В традиционной логике принято разделять суждения по модальности, т. е. по характеру связи между субъектом и предикатом, на три вида: вероятностные - "5, вероятно, есть Р", ассерторические - "S есть Р" и А. - "S необходимо есть Р". В суждениях первого вида отражаются возможные связи между субъектом и предикатом, напр.: "Илиада" есть, вероятно, продукт коллективного творчества"; ассерторическое суждение утверждает наличие действительно существующей связи между субъектом и предикатом, напр.: "Киев расположен на берегу Днепра"; А. суждение выражает необходимую связь субъекта и предиката: "Вокруг проводника, по которому проходит электрический ток, возникает магнитное поле".
Если ассерторические суждения используются для констатации фактов, то в А. суждениях выражаются законы природы. Различие между первыми и вторыми не может быть усмотрено из самой формы суждений и является не вполне определенным. Необходимость А. суждения должна быть обоснована с помощью теоретического доказательства.
- безусловно достоверный, основанный на необходимости, неопровержимый. В традиционной логике принято разделять суждения по модальности, т. е. по характеру связи между субъектом и предикатом, на три вида: вероятностные - "5, вероятно, есть Р", ассерторические - "S есть Р" и А. - "S необходимо есть Р". В суждениях первого вида отражаются возможные связи между субъектом и предикатом, напр.: "Илиада" есть, вероятно, продукт коллективного творчества"; ассерторическое суждение утверждает наличие действительно существующей связи между субъектом и предикатом, напр.: "Киев расположен на берегу Днепра"; А. суждение выражает необходимую связь субъекта и предиката: "Вокруг проводника, по которому проходит электрический ток, возникает магнитное поле".
Если ассерторические суждения используются для констатации фактов, то в А. суждениях выражаются законы природы. Различие между первыми и вторыми не может быть усмотрено из самой формы суждений и является не вполне определенным. Необходимость А. суждения должна быть обоснована с помощью теоретического доказательства.
Источник: Словарь по логике