АПОДЕЙКТИКА
Аподейктика
(греч. — убедительный) — то, что доказуемо непререкаемым образом, понятие для обозначения абсолютно истинного знания. Этим термином Аристотель обозначает строго необходимое, дедуктивно выводимое доказательство из безусловно истинных посылок. Так, силлогизм он рассматривает как орудие аподиктического знания. Термин «аподиктический» употребляется для обозначения суждений необходимости в отличие от суждений возможности (проблематических) и суждений действительности (ассерторических).
Источник: Философский словарь. 1963
АПОДЕЙКТИКА
от греч. ???????????? – убедительный) – термин, введенный в философию и логику Аристотелем в логич. трактатах (объединенных под названием "Органон") для обозначения строго научного знания, обладающего абсолютной истинностью. Аристотель характеризует А. как дедуктивное выведение истин из истинных посылок, основанных на наивысших принципах, и противопоставляет ее ("Вторая Аналитика", I 2; рус. пер., 1952) диалектике Платона, к-рая в своих выводах исходит из научно не доказанных посылок, субъективно принимаемых за истинные, либо из общепринятых взглядов или мнений каких-либо авторитетных лиц и поэтому может дать лишь вероятное знание. Отличительная черта аподейктич. знания, по Аристотелю, – его абсолютная достоверность и необходимость. Термин "аподиктический" употреблялся в логике позже и употребляется сейчас в смысле "необходимый" и иногда – "неопровержимый" (см. Аподиктическое суждение). А. Маковельский. Баку.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.