АПЕЙРОН
АПЕЙРОН
термин древнегреческой философии, означающий "бесконечное".
АПЕЙРОН
греч. apeiron - неограниченное) - бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев - синоним материи.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Апейрон
понятие, обозначающее беспредельную, неопределенную, бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы (взаимодействия).
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Апейрон
первоначало (Анаксимандр), нечто беспредельное, безграничное, неопределенное, не отождествляемое Апологетика ни с чем материальным; общая основа всех четырех стихий. Является первоначалом всего сущего. В пифагореизме противопоставляется понятию «ограниченный».
АПЕЙРОН
(Apeiron; греч. apeiron, от а — «не», peiras — «конец, предел» — «неограниченное») — бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. Р. Seligman. The А. of Anaximander, London, 1962 (Repr. 1974); G.Striker. Peras u. A., 1970.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АПЕЙРОН
понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что первоначально не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи. Хотя апейрон является бескачественным но производит все качественно определенные тела.
Источник: Тематический философский словарь
Апейрон
(греч. — безграничное)— понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из А. противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие «А.» — важное достижение древнегреч. материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом). В пифагореизме А., бесформенное, безграничное начало, вместе с противоположностью — «пределом» — основа всего сущего.
Источник: Философский словарь. 1963
Апейрон
(Греч. apeiron - безграничное)
- понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении.
Все многообразие бытия возникает из апейрона благодаря рождению противоположностей и их борьбы. В пифагореизме это бесформенное, безграничное начало, неразрывно существующее со своей противоположностью - пределом. По сравнению с древнегреческими философскими теориями, отождествлявшими материю с каким-либо конкретным веществом (водой, воздухом, землей, огнем и так далее) как началом и основой бытия, это был важный шаг к философскому пониманию материи.
Источник: Философия, практическое руководство
АПЕЙРОН
греч. а — отрицательная частица, peiron — предел, конец) — понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта — носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда — тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и одновременно качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анакисмандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив "прорыв" к А. — абстрактному, неопределен-но-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное — предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел — А." предшествовал аристотелевской модели "форма — материя", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля.
Т.Г. Румянцева
Т.Г. Румянцева
Источник: Новейший философский словарь
АПЕЙРОН
греч. ???????, букв. – беспредельное) – понятие, введенное в философию Анаксимандром. Энгельс считал, что Гегель "правильно передает это бесконечное словами: „неопределенная материя“" ("Диалектика природы", 1955, с. 147). Понятие А. было шагом вперед в развитии древнегреч. материализма, отождествлявшего материю с к.-л. веществом (напр., водой). Термин "А." означает, что первоначало не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи; бескачественно, но является основой всех качественно определенных тел; является бесконечным, неиссякаемым источником созидания вещей природы; вечно движется, выделяя из себя противоположности теплого и холодного. Борьба противоположностей движет мировой процесс. Т.о., в понятии А. концентрировались стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. идеи философии Анаксимандра. В истории философии понятие А. подвергалось различным толкованиям: 1) А. есть нечто промежуточное либо между воздухом и водой, либо между огнем и водой, либо между огнем и воздухом [это истолкование дали Александр Афродизийский, а в новое время – Д. Тидеман ("Geist der spekulativen Philosophie", Bd 1, 1791, S. 501); М. Каринский ("Бесконечное Анаксимандра", "Ж. М-ва народного просвещения", 1890, NoNo 4–6)]. Такого же взгляда придерживались Буле, Круг, Ф. Лютце (F. L?tze, ?ber das ??????? Anaximanders, 1878) и др.; 2) А. есть смесь всех вещей, наподобие понятия первоначальной смеси в философии Анаксагора (Г. Риттер, История философии древних времен, 1839, с. 237–38; такого же взгляда придерживались Тейхмюллер, О. Новицкий, С. Гогоцкий, М. Мандес и др.); 3) А. есть бесформенная материя, наподобие первоматерии у Аристотеля. В полемике с этими тремя концепциями выдвигалось мнение, что все они – лишь гипотезы и что сам Анаксимандр хотел лишь отметить, что первовещество не обладает никакими определ. качествами (Э. Целлер, В. Виндельбанд, В. Нестле, Г. Каффка). Иной смысл получило понятие А. в пифагореизме, где А. – беспредельное неограниченное бесформенное начало, к-рое вместе с противоположным ему началом – "пределом" является основой всего существующего (см. Аристотель, Метафизика, I5, 986 в; рус. пер., М.–Л., 1934). Пифагорейское учение о беспредельном и пределе, как единстве противоположностей, лежащем в основе всего существующего, развил затем Платон в диалоге "Филеб" (23 С), где А. характеризуется как нечто совершенно неопределенное, беспорядочное, не имеющее подлинного бытия, колеблющееся между противоположностями. Термин "А." употреблял и Демокрит (Симпликий, De coelo, р. 294,33; Аэций I 12,6; рус. пер. – см. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, NoNo 47 и 77) для обозначения бесконечного абсолютного пространства. Лит.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Neuhaeuser J., Anaximander Milesius sive vetustis-sima quaedam rerum universitatis conceptio restituta, Bonn, 1883; В?sgen F., ?ber das ?????ov Anaximanders, Wiesbaden, 1867. А. Маковельский. Баку.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АПЕЙРОН
АПЕЙРОН (греч. ???????, от ? - отрицательная частица и -????? - конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие внутренних границ). Как космогонический принцип бесконечное занимает существенное место в древнейших мифологических картинах мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) - др.-египетской Гермопольской теогонии (2-е тыс. до н. э.) -в качестве одной из четырех космогонических прапотенций выступает олицетворение бесконечного (Хух и Хаухет). Др.-индийская ведическая традиция учит об Адити (персонифицированная бесконечность) как о матери богов Адитьев - охранителей космического закона «рта». В древнегреческой орфической теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконечном хаосе» (пространстве). Проблема апейрона, в частности бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в научно-философской традиции начиная с Милетской школы и, по свидетельству Аристотеля (De Caelo I 5, 271Ь2-8), оказалась едва ли не основным источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его предшественниками. Предметом последовательного осмысления апейрона впервые стал в элейской школе, прежде всего в апориях Зенона Элейского, причем негативное отношение к апейрону у Парменида и Зенона (регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за доказательство абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется признанием апейрона атрибутом «бытия» у Мелисса. Классический античный анализ понятия апейрон дан Аристотелем в «Физике» (III, 4-8): апейрон возможно лишь акцидентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих философских предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают апейрон неким онтологическим принципом (Phys. 203a3, Ь4), но при этом одни (большинство досократических натурфилософов) рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют апейрон и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. Апейрон выступает как атрибут (на грамматическом уровне - прилагательное) космогонической праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно которому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали апейрон за первоначало (архе). Существенно иным было понимание апейрона в пифагорейско-плато-новской традиции: здесь апейрон (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел - беспредельное, но и в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода (?? ???????, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице основных онтологических противоположностей у Аристотеля (Met. I 5, 986а23 ел.) оппозиция предел - беспредельное (апейрон) занимает первое место, причем апейрон оказывается в одном понятийном ряду с четным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником - см. «пределополагающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырех онтологических принципов «Филеба» (23с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в «неписаном учении», она развилась в оппозицию одно - неопределенная двоица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел-апейрон (параллельная оппозиция эйдос - пространство «Тимея») - прямая предшественница формы-и-материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского апейрона - бесконечности, неопределенности и текучести - тому онтологическому принципу, которому он впервые дал имя «материала, материи» (Phys. 207Ь35). Плотин (Епп. II 4, 15) принимает отождествление апейрона и «материи», но последовательный монизм заставляет его подчинить апейрон единому в качестве момента его эманации. Лит.: Edel A. Aristotle´s theory of the infinite. ?. ?., 1934; Mondolfo R. L´infinito nel pensiero dell´ antichita classica. Fir., 1956; Sinnige Th. G. Matter and infinity in the presocratic schools and Plato. Assen, 1968; Sweeney L. Infinity in the Presocratics. The Hague, 1972; Лебедев A. B. TO ???????: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель, - ВДИ, 1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58. А. В. ЛЕБЕДЕВ