АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социальная антропология
(этнология) – область научного познания, изучающая содержание совместной жизнедеятельности людей, артефакты. Предметом являются примитивные и традиционные культуры (в США называется культурной антропологией).

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Антропология социальная
исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в ХIХ-ХХ вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей У. Риверса, А. Радклиффа-Брауна, Б. Малиновского.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
1) Обл. науч. исследования человека как соц. существа, осн. структур и ин-тов, способствующих его социализации. Осн. внимание в А.с. уделяется процессам взаимодействия человека и культуры на стадии цивилизации, когда культура играет роль ин-тов, удовлетворяющих первичные (физиологич. и психич.) и вторичные, т.е. порожденные самой культурой, потребности людей. Значит. влияние на становление А.с. как науки оказали труды антропологов А.Радклиффа-Брауна, М.Мид, Б.Малиновского, а также социологов Э.Дюркгейма и Т.Парсонса. 2) В англо-амер. науч. традиции: отрасль соц.-гуманит. знания, изучающая процессы аснтропосоциогенеза в архаичных (примитивных) об-вах. Фактически совпадает с теор. и эмпирич. этнологией. В европ. науч.-филос. традиции такое понимание А.с. актуализировал К.Леви-Стросс — основоположник «структурной антропологии». Лит.: Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М., 1999; Леви-Стросс К. Структурная антропология. СПб., 2000; Лурье С.А. Психологическая антропология. М., 1998; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (КУЛЬТУРНАЯ)
область знания, объединяющая ряд полуавтономных дисциплин, которая занималась в первую очередь обществами, изолированными от письменной исторической традиции. Излюбленные объекты такого рода исследований—первобытные общества, племенные культуры, традиционные крестьянские общины, т. е. те социоисторические объединения людей, при анализе которых культурное и социальное трудно дифференцировать, ибо реально они выступают как нераздельное целое. Это обусловило различные обозначения одного и того же исследовательского поля, которые могут рассматриваться как различные дисциплины: социальная антропология, культурная антропология, этнология, этнография и т. д. Такое разделение достаточно условно. Здесь играют роль научные традиции той или иной страны. Часто различение проводится не столько теоретически, сколько практически, с целью и в процессе обучения.
Антропологические общества и кафедры антропологии в университетах появились в Англии, Франции, Германии в нач. 19 в.
В 20 в. многие объекты социальной антропологии исчезли. Это обусловило обращение социальных антропологов к жизни «больших» городских обществ. Зрение антропологов было натренировано на исследовании людей, живущих в наблюдаемых общностях («глаз ювелира»). Антропологи всегда изучали общности на локальном уровне, а человека вместе с конкретными формами его существования—на уровне общества. При переходе к анализу обществ современного типа антропология сохранила свою специфику, обращаясь к исследованиям систем родства, ритуальной стороны социальной жизни, «экономики дара», неформальных статусных структур, социальных классификаций и др.
Большой интерес представляет методологическое взаимодействие социальной антропологии и др. социогуманитарных дисциплин и философии. С одной стороны, практика социально-антропологических исследований находилась под влиянием общей познавательно-методологической ситуации в ее динамике. Если первоначально в антропологической традиции господствовал позитивистский «стандартный идеал научности» (позитивистский эволюционизм Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, Л. Г. Моргана), то в нач. 20 в. в качестве познавательной нормы выступил неокантианский антисциентизм (Р. Лоуи и др.). В дальнейшем, имели распространение универсалистские теории, авторы которых стремились выявить глубинные структуры, семантические инварианты и пр. универсалии (функциональный анализ Б. Малиновского, структурная антропология К. Леви-Стросса). В 50—60-е гг. в неоэволюционизме были реанимированы идеи социокультурной эволюции (Л. А. Уайт, М. Салинз, Дж. Стюарт). Затем «стандартный идеал научности» вновь был поставлен под сомнение в различных вариантах интерпретативной, понимающей, конструкционистской антропологии—поздние работы Э. Эванс-Причарда, «интерпретативная антропология» (К. Гирц), «символическая антропология» (В. Тернер), «когнитивная антропология» (Мери Дуглас, С. Тайлер). С другой стороны, социальная антропология сама выступала источником методологических новаций. Достижения крупных антропологов органически входят в общенаучный арсенал. Ссылки на труды известных антропологов можно найти в учебниках, энциклопедиях, трудах по различным социальным и гуманитарным дисциплинам и философии. В качестве примера поля междисциплинарного взаимодействия можно привести то, что в США и Великобритании называют cultural studies (культурными исследованиями). Основные понятия западной социальной теории были выработаны на материале истории западной цивилизации. Они были связаны с исследованием «нас» (белых, европейцев и североамериканцев, живущих в урбанизированных и модернизированных обществах). Антропология изучала «их» (небелых, живущих в обществах традиционных, племенных). В современном антропологическом дискурсе осознается связь антропологии с колониализмом. Антропологическое знание не только способствует переосмыслению тех понятий и категорий мышления, которые выработаны на материале западных обществ, но выступает также как форм» культурной критики (Дж. Маркус, М. Фишер). Логика антропологического исследования не совпадает с логикой глобальных проектов преобразования мира, политической философии и политологии, истории великих личностей. В антропологических исследованиях человеческие масштабы всегда сохранены. В современной ситуации кризиса «глобальных» идеологий, «больших» теоретических систем, который можно характеризовать и как кризис репрезентации социальной реальности, интерес именно к антропологическим подходам неудивителен. Опыт социальной (культурной) антропологии диктует осторожность. Он предостерегает от впечатывания теоретической схемы в жизнь людей. Нельзя не отметить, что антропологические исследования всегда опирались на вероятностные модели, что позволяло избегать жесткого детерминизма (см. Детерминизм в социальных науках). Если в социальной (культурной) антропологии говорится об универсалиях, то не иначе, как в локальных проявлениях. Недаром Леви-Стросс, которого в первую очередь интересовали именно структуры, писал: «Всегда остается только одно — провести кропотливое изучение одного случая; единственное различие заключается в выборе «случая», составные элементы которого будут... относиться к шкале проектируемой модели или же к какой-то иной шкале» (Леви-Строс К. Структурная антропология. М„ 1983, с. 256).
Проблема всемирной истории предстает в новом свете. В качестве ее ядра выступает не эволюция (или деградация) мировых систем, но напряженное взаимодействие сил, которые обеспечивают как глобальную интеграцию, так и локальную автономию. Происходящее в мире уже не воспринимается как предопределенное динамикой западной экспансии.
Традиционно в социальной антропологии проводился анализ человеческого опыта, отличного от опыта исследователя. При переносе в область исследования больших городских обществ это позволяет внимательно отнестись к тому, что в этих обществах кажется самоочевидным, а потому не замечаемым. Интерес ряда отраслей социологии к «зоопарку повседневных практик» порою делает невозможным демаркацию между социологией и антропологией (см., напр., работы И. Гофмана). Социальная антропология сыграла определенную роль в становлении такой области знания, как гендерные исследования (Маргарет Мид). И для социологической теории, и для антропологии основные вопросы—как конструируется социальная связь, которая объединяет людей в общность или общество, какие используются средства ориентации в обществе и мире в целом, каковы культурные формы и социальные практики в различных обществах, как отдельный человек становится носителем определенного типа социальности и культуры. Для социальной антропологии в силу специфики объекта исследования всегда был характерен холизм как принцип целостного восприятия человека, общества, культуры. Материальные и символические практики рассматриваются на равных. Антропологические подходы избегают резкого противопоставления позиции и отношения, социальной функции и социального явления. Они создают поле исследования, в котором индивидуальные и групповые интенции вписываются в систему коллективных принуждений. Это позволяет найти новые пути понимания того, как люди в процессе совместной жизни изобретают «правила», по которым живут. Социальная антропология повлияла на выработку нового языка социальной теории, который «снимает» привычную оппозицию индивида и общества. Антропологические подходы дают возможность уйти от представлений о человеке как бестелесном, субъекте, равном чистому сознанию. Современная социальная теория проявляет большой интерес к связи телесности и социальности. Напр., Я. Элиас, П. Бурдье активно занимались процессами встраивания социальности и истории в живое тело человека и выстраивания социума из тел.
Предмет социальной антропологии—не структуры и механизмы, которые вне всякой субъективности и телесности упорядочивают социальные отношения, но логика и стратегия действий индивидов и социальных групп. В социальной антропологии опыт не сводится к дискурсу, к объясняющей теории, к речевым практикам. Имеет место интерпретация социальных связей через поведенческие отношения, анализ функциональных отношений в наблюдаемых общностях.
Для эволюционистов «иная» культура, «другие» людивыступали лишь моментом прогрессивного развития, а для универсалистов лишь методологической условностью. Социальная антропология внесла огромный вклад в понимание равноценности в несоизмеримости каждой культуры и каждого общества, в складывание представлений о плюрализме социокультурной реальности, на которых во многом основывается современная картина мира.
Лт.: Антология исследований культуры, т. 1, Интерпретации культуры. СПб., 1997; Кяакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998; Marcus G. E., Fischer M. J. Anthropology as Cultural Critique. An Experimental Moment in the Human Sciences. Chi., 1986.
H. H. Козлова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
209.47 кб

Антропология социального порядка

Працко Г. С.
Читать PDF
6.35 мб

Социальная и экономическая антропология

Ссорин-чайков Николай Владимирович, Юдин Григорий Борисович
Читать PDF
1.60 мб

Социальная антропология познающего субъекта

Сулимов В.А.
В статье делается попытка показать динамику изменения свойств познающего субъекта в условиях современного общества. На фоне сетевой социальности и временных малых корпораций автор описывает роль факторов сознания.
Читать PDF
164.99 кб

Бытие личности в социальной антропологии буддизма

Фунтусов В. С.
Анализируется концептуальная природа личности в социальной антропологической мысли буддизма.
Читать PDF
158.17 кб

Социальная и культурная антропология. Краткое введение

Хуснуллина А. А.
Читать PDF
594.43 кб

Человек в труде. Социальный и антропологический аспекты

Бредихин Сергей Сергеевич
Предпринимается попытка исследования современного положения человека в труде в социальном и антропологическом аспектах.
Читать PDF
1.50 мб

Антропологические аспекты социальной онтологии К. Маркса

Соколов А.С.
It is stated in this article that some ideas of the anthropological character arc the basis of K.
Читать PDF
809.29 кб

К вопросу об антропологических основах социальной политики

Мехришвили Л. Л.
Данная статья направлена на дельнеишее развитие концептуальных основ социальной политики.
Читать PDF
72.14 кб

Социально-антропологические аспекты индуистского тантризма

Ерченков Олег Николаевич
В статье рассматривается вопрос трансформации отношения человека к социальной реальности, предпринимаемого в рамках индуистского тантризма.
Читать PDF
341.02 кб

А. А. Никишенков. История британской социальной антропологии

Ремезова И. И.
Читать PDF
15.68 мб

Синергийная антропология: социально-праксеологический аспект

Швец Ирина Владимировна
Актуальность темы статьи связана с необходимостью осмысления методологического сдвига от универсализирующего дискурса сущностей (свойственного для естественнонаучного познания в рамках классической парадигмы) к характерному сегодн
Читать PDF
135.80 кб

Социально-философский и философско-антропологический альманах

Коллаж: Социал.-филос.-антропол.альманах/ Отв. ред. Кругликова В.А. М., 1999. 2. 132 с. Автор реферата Т.А.Фетисова
Читать PDF
343.84 кб

Антропология социально-экологических контекстов метафор жизни

Стрельченко Василий Иванович, Клименко Ангелина Ивановна
Антропогенные изменения биосферы стали причиной региональных природных катастроф и глобальных экологических кризисов, которые достигли значений, затрагивающих физический баланс жизни на планете в целом, воздействуют на все аспекты
Читать PDF
359.27 кб

Проблема табу в британской социальной антропологии Ф. Штейнера

Фолиева Т. А., Шинкарь О. А.
Читать PDF
102.36 кб

Исследование практики через обучение в социальной антропологии

Сафонова Татьяна Владимировна
В современной антропологии все больше внимания уделяется возможностям обучения как полевому методу сбора эмпирического материала (К.Хаструп, Ж.Лейв и Э. Венгер).